Урок по теме Объём прямоугольного параллелепипеда

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: МАТЕМАТИКА

Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала

Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; высказать своё предположение.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Методы и формы: создание проблемной ситуации; индивидуальная, парная работа.

Основные понятия: объём прямоугольного параллелепипеда, куб.

Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика

Необходимое техническое оборудование:

- мультимедиа проектор,

- презентация,

- чертёжные принадлежности. Ресурсы:

  1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.

  2. zjammie.nl/plaatjes-school2.htm

  3. animashky.ru/index/0-6

  4. office.microsoft.com/ru


Учитель математики: Подшибякина Н.Е.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи -
За работу, в добрый час!

Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу.

Ф

Регулятивные: умение организовать свою деятельность

Личностные: настрой на позитивное начало.

Учитель проверяет готовность класса к уроку

  1. Актуализация и пробное учебное действие

К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб.
Предлагаю вам рассмотреть эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.



Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?
3) Что можно сказать о его противоположных гранях?

4) Какие измерения есть у параллелепипеда? 5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
6) Из каких фигур состоит поверхность куба?
7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

ФИ

Познавательные:

умения строить математические модели,

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

Взаимопроверка

-Оцените свою работу

Самостоятельная работа по карточкам

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

Обучающиеся напротив вопросов ставят + или -

+

-

+

-

+

+

И

Регулятивные - умеют оценить свою работу

Самопроверка знаний

-Оцените свою работу

Практическая работа №1

  • 1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.

  • 2. Вычисли площадь каждой грани модели.

  • 3. Сделайте вывод о площадях противоположных гранях и запиши его.




Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы

П

Познавательные - умение анализировать, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (работать по алгоритму)

Коммуникативные

умение слушать собеседника, аргументировать своё решение

Вывод прочитывается по тетрадям при подведении итогов практической работы

-Оцените работу товарища

Физкультминутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

Г

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Проводит обучающийся

3. Выявление места и причины затруднения

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

1.Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.

  1. Надо знать, сколько обучающихся в классе.

  2. Сколько воздуха находится в классной комнате?

  3. И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Ф

Познавательные-

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Проблему обучающиеся записывают в тетрадь

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем, соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.

Ф

Обучающиеся выдвигают её сами и записывают в тетрадь

Итак, кто сформулирует тему урока?

Какие должны быть цели урока?


Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.

Надо перемножить все три его измерения

V=аbс

Ф

Регулятивны

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Обучающиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда

Дано: а=50 м, b=70 м, с=35 дм.

К=3-количество обучающихся

V=аbс,

V=50дм×70дм×35дм= 122500дм3 = 122м3

V1= 4 м3, V: К=122 м3:3=40 м3.

Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.

Ф

Один обучающийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях и делают вывод.

А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба.

Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3

Г

Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий.

5.Первичное закрепление с комментированием

Практическая работа №2

Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку.



-Оцените работу товарища

Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба.

И

Познавательные - умение анализировать, преобразовывать информацию в знаково-символическую форму (работать по алгоритму)

Коммуникативные

умение слушать собеседника, аргументировать своё решение.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа «Реши свою задачу»

На слайде даны задания, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях





Учитель проверяет работы. Учащиеся оценивают, в листах самооценки ставят баллы

1 уровень

1.Найдите объём куба с ребром 7дм.

2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,

ширина 2см, высота 3см.

2 уровень

1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?

2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см,

а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

И

Познавательные-

умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

умение выбирать задания по уровню сложности

регулятивные- умение планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку

Учитель проверяет работы по уровням

8.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание , записанное на слайде

Стр125-126, п. 21 ( учить формулы) для всех

1 уровень: 1) Стр.129, №840, 841,

  1. уровень: 1) Стр.129, № 842;

Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради

Ф

Каждый обучающийся выбирает сам уровень задания

9. Рефлексия

Прошу вас теперь подвести итоги урока

«Лестница успеха»

- на какой ступене вы находитесь

И

Регулятивные-

Умение оценивать деятельность;

Коммуникативные- строят небольшое монологическое высказывание

Выставление и комментирование оценок за урок

Учитель благодарит обучающихся за работу

Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на "ты". Теперь говорю я вам всем "до свидания",

Окончен урок. Благодарю за вниманье.


Психологический настрой на подведение итогов урока

Ф






Работа обучающихся на уроке. Необычное задание вовлекло обучающихся в творческую, мотивированную деятельность, где они увидели необычное в привычном. Все обучающиеся с разным уровнем подготовки работали активно на протяжении всего урока. Каждый выполнял задания с интересом и желанием.

Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.

Характер самостоятельных работ обучающихся: репродуктивный (для 1 уровня) и продуктивный (для 2 и 3 уровней).

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

© 2010-2022