Проекты по алгебре 11 класс

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



подготовила - Пенькова Ольга Анатольевна

учитель географии и биологии МБОУ СОШ с. Мокрое Лебедянского района Липецкой области




























Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Стандарты второго поколения направлены на формирование метапредметных (надпредметных) умений и навыков. Сами учащиеся, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образования, которое поможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Особое место в ряду педагогических технологий занимают технологии проектного обучения. Возникшее на рубеже XIX-XX вв. проектное обучение успешно зарекомендовало себя в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов. В своей педагогической деятельности я стараюсь как можно чаще привлекать учащихся к проектной и исследовательской деятельности, обычно дети с удовольствием занимаются такой работой, тем более, сейчас для этого много возможностей.

Цели использования учебного проектирования:

способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;

развивать исследовательские умения;

развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно - ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Именно во внеклассной работе имеются возможности создания крупных проектов, с исследовательским, краеведческим уклоном. Проект формирует большое количество умений и навыков, дает необходимый школьникам опыт деятельности. Суть проекта заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии, биологии и смежным дисциплинам и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностнозначимым.

Возможные типы учебных проектов:

по доминирующей деятельности - информационные (направлены на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением), например, проекты об исследователях, туристические маршруты по Липецкой области, заочные экскурсии и т.п..

исследовательские - предполагает четкое определение предмета и методов исследования, включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности, например в д/о были созданы проекты: «Геологические загадки с.Каменная Лубна», «Сравнительная оценка почв с.Куймань», «Река Павелка: ее жизнь и экология»

творческие или практико-ориентированные (направлены на создание сценариев, игр, путеводителей, презентаций, натуральных объектов и т.п.), например работа по созданию проекта о народном костюме, летом осуществляются практические проекты по очистке родника и берегов прудов, а весной - по посадке деревьев; на уроках по изучению фауны Африки предлагаю в качестве д/з изготовить фигурку понравившегося животного; небольшие проекты - рисунок по теме, загадки, сказки и т.п.

по предметно-содержательной области: монопредметные («Картирование приусадебного участка»), межпредметные («Динамика численности эфемероидов Амистратова сада с.Павелка» - география - биология) и надпредметные («Моя усадьба»).

по продолжительности: мини-проекты могут укладываться в урок или часть урока. Например: реклама продукции какого-либо экономического района или страны

краткосрочные проекты (4-6 уроков, необходимых для координации деятельности участников проектных групп). Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома. Например, презентации биогеоценозов - некоторое время дети по группам собирают материал по заданной теме, готовят рисунки или компьютерные презентации, вопросы и т.п., а на специально отведенном уроке представляют свою работу, кроме этого, на «Закрепление» можно предложить небольшую интеллектуальную игру по теме «Биогеоценозы»

долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время (обычно это большие проекты, требующие сбора собственных данных, применения разных методик, работу на местности, опыты, наблюдения). Например, в д/о летом разрабатывался проект «Сравнительный анализ качества колодезной воды в по органолептическим и химическим показателям». Для его реализации производился сбор информации о месторасположении колодцев в селе, нанесение их на карту-схему, давалась характеристика рельефа, почв и климата, изучалась технология обустройства колодцев в селе, проводился забор воды и ее последующий анализ, делались выводы, составлялись рекомендации. На все это потребовалось много времени, поэтому реализовать этот проект на уроке невозможно.

по количеству участников: индивидуальные. например, «Экологические проблемы в объективе эко-папарацци» - один ребенок, который увлекается фотографией, находит на территории села объекты, ухудшающие экологию, фотографирует их, потом описывает и выделяет основные проблемы. К индивидуальным проектам осуществленным мои учениками можно отнести работы «Особенности биоэнергетики экосистемы реки Куйманки», «О чем рассказывают камни». (Преимущества: план работы над проектом может быть выстроен максимально точно, у учащегося формируется чувство ответственности, т.к. создание проекта зависит только от него, учащийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от первых идей до защиты, у учащегося формируются многие общеучебные умения и навыки - исследовательские, презентационные, оценочные. Кроме этого, педагогу, на мой взгляд, тоже проще работать с одним ребенком над конкретным проектом)

Групповые, например, «Мониторинг и охрана водных и береговых объектов» - этот проект практической ориентации, работу над ним мы осуществляем несколько лет, постоянно накапливая материал, он связан с расчисткой родника и участка русла малой реки, уборкой мусора по берегам прудов в селе и окрестностях. Конечно же один ребенок не в силах справить с такой работой, а группа сможет не только осуществить благоустройство, но и собрать информацию, например о скорости и направлении течения реки, дебете родника, водоупорных породах, составить план местности и т.д. Или проект «Аллея добра», тоже практический, связанный с посадкой деревьев на берегу пруда и по склонам балки. (Преимущества: в проектной группе формируются навыки сотрудничества: дети учатся слушать друг друга, спорить, отстаивать свою точку зрения, помогать друг другу. Проект может быть более крупным и сложным; каждый учащийся, в зависимости от своих интересов и способностей, активно включается в работу на определенном этапе; к работе над проектом можно привлекать детей с разным уровнем подготовки. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные идеи, гипотезы, точки зрения. Элемент соревнования между подгруппами повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта). Очень важно, что при работе над проектом дети не только овладевают знаниями, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работая в творческом коллективе, а так же получают возможность применить свои знания на практике. Чтобы получить качественные проекты в старшей школе, надо начинать работать с проектами значительно раньше, с начального звена, например, в младшей группе д/о можно реализовать проект «Известняк: что, откуда и зачем», а когда дети совсем маленькие, делают проекты - аппликации, раскраски, тематические стенгазеты. Поскольку работа над проектом - процесс достаточно трудоемкий, требующий большого количества времени и сил, количество проектов не может быть большим, например, я одновременно могу руководить не более 5-6 проектами. Если проект включается непосредственно в урок и его предполагается выполнить каждому ученику, то он должен быть не очень сложным в выполнении, чтобы его могли выполнить все учащиеся после объяснения учителем требований к нему. Некоторые ученые говорят: «Проект - это пять «П»:

проблема,

проектирование (планирование),

поиск информации,

продукт (создание проектного продукта),

презентация проектного продукта.

Этапы разработки учебного проекта:

1. Подготовительный (мотивация, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели и задач проекта) - Очень важно в самом начале работы создать у учащихся положительную мотивацию на то, что они справятся с проектом, создать ситуацию успеха. Обязательно должны быть учтены моменты: абсолютная добровольность участия учащихся в проекте, возможность самостоятельного выбора темы исследования (иногда бывает, что ребенок хочет заниматься проектной деятельностью, но не может самостоятельно определиться с темой, в этом случае возможна инициатива учителя, который может предложить несколько тем. Причем желательно, чтобы эти темы касались разных областей знаний), максимальная доброжелательность учителя.

Проектировочный (общее планирование, обсуждение, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов деятельности, выбор методов, распределение заданий, если это групповой проект, «мозговой штурм» и т.п.)

Практический (работа с литературой, исследование проблемы, сбор и обработка данных по теме, посредством применения выбранных методов)

Получение проектного продукта за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, оформление документации.

Презентация проектного продукта (оформление тезисов или аннотации по проекту, представление содержания работы в виде мультимедийной презентации или стендового доклада, обоснование выводов, защита проекта). Презентацию можно провести на уроке, школьной конференции, конкурсах исследовательских работ. Мои ученики презентуют свои проекты, как правило, или на уроках, или вне школы на районных, межрайонных и областных конференциях, иногда на заочных всероссийских конкурсах, где часто занимают призовые места. Успех - мощное средство мотивации. Добившись признания своей работы, дети всегда с еще большим энтузиазмом берутся за следующий проект.

Структура исследовательской проектной работы учащегося:

Титульный лист

Описание объекта, предмета, целей, задач, методов проекта

Введение, актуальность проекта

Обзор материала по выбранной теме

Материалы и методики

Выводы

Заключение

Список используемых литературы и интернет - источников.

Критерии оценки проекта

Актуальность и значимость темы, правильная постановка цели и задач проекта.

Полнота раскрытия темы.

Оригинальность решения проблемы.

Ценность и новизна полученного проектного продукта.

Самостоятельность работы над проектом, роль отдельных групп или лиц в коллективном проекте.

Научность, артистизм, убедительность и выразительность выступления.

Раскрытие содержания проекта на презентации.

Использование средств наглядности, технических средств. Способность отвечать на вопросы

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы.

Выполнение работы всегда начинается с постановки цели и выявления задач, которые помогут достичь цели.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Каждый проект должен иметь выход в виде проектного продукта

Перечень возможных выходов проектной деятельности

Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации

Рекламный буклет

Туристический буклет

Сценарий

Тематическая экскурсия

Анализ данных социологического опроса с выводами,

Карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений территории», «Карта туристических объектов области»,

Видеофильм

Тематическая выставка, тематические газеты

Законопроект,

Коллекция

Костюм, модель

Мультимедийный продукт (презентация)

Оформление кабинета (например, проект стендов),

Справочник (например, по топонимике сел района, области),

Словарь (по определенной теме),

Экологические программы мониторинга объекта

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность - один из эффективных методов организации обучения на уроках и во внеклассной деятельности, мощное педагогическое средство, способное активизировать учебную деятельность. Внедрение проектной деятельности позволяет учителю организовывать освоение современных информационных технологий, повышать мотивацию и творческую активность детей, стимулировать приобретение учащимися компетенций, которые позволят им в дальнейшем добиться успеха в других областях. Проектная деятельность - не только средство обучения, но и воспитания. Именно работая над проектом, ребенок будет чувствовать ответственность; научится ценить свой и чужой труд, взаимовыручку, быть пунктуальным, последовательным, разовьет способность к публичным выступлениям. Примером организации проектной деятельности учащихся в МБОУ СОШ может служить 1) д/о, воспитанники которого ежегодно принимают участие в районных и региональных научно-практических конференциях по направлениям - экология, ботаника, зоология, география, геология 2) летний палаточный экологический лагерь.











© 2010-2022