Рекомендации по по здоровьесберегающим технологиям (в помощь учителю)

Рекомендации по по здоровьесберегающим технологиям (в помощь учителю) Решение проблемы здоровья всего общества в целом достаточно сложная задача, решить ее возможно усилиями не только медиков, но и педагогов, психологов, работников социальной защиты, физической культуры и спорта. Уровень здоровья человека зависит и определяется комплексом факторов и условий жизни. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 19»

г. Абакан, республика Хакасия

учитель математики

Быковская И.С.



Методические рекомендации

по здоровьесберегающим технологиям

(в помощь учителю)

Забота о здоровье

Методика упражнений для профилактики зрительного утомления и близорукости (для учащихся 6-7 классов) выполняется в середине урока 2-3 минуты.

1. Исходное положение - сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, повернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

3. Исходное положение - сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторять 5-6 раз. Упражнение улучшает кровообращение.

4. Исходное положение - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. Исходное положение - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоится. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

6. Исходное положение - сидя. Быстрое моргание в течении 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

7. Исходное положение - сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, опустить руки (выдох). Затем правую руку отвести в сторону, посмотреть на пальцы, не поворачивая головы. Тоже с левой рукой.

Повторить: 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального и вертикального действия и совершенствует их координацию.

Нетрадиционные способы помощи при близорукости

Выполнять следующие правила при чтении текстов:

- читать в «пиратских» очках при одном закрытом глазе (поочередно);

- читать вслух, ровно и глубоко дыша (как только глаз заслезится, сменить повязку);

- передвигать нос от поля к полю;

- моргать на каждой строчке или точки;

- зажмуривать глаза после каждого абзаца;

- в конце страницы сделать несколько поворотов головой;

- не прищуриваться, не наклонять голову к тексту;

- менять расстояние до текста.

Заповеди учителя школы здоровья.

1. Нет ответов правильных и неправильных.

2. Не проверяй ребенка, а ищи вместе с ним.

3. Доверяй ребенку больше, чем себе, больше, чем начальству, чем написанным правилам.

4. Откажись от подозрений - если ребенок нарушил правила, у него была причина это сделать.

5. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.

6.Не враги родители ребенку своему, не заставляй их доносить и предавать.

7. Спеши признать незнание свое и слабость свою.

8. Не требуй заучивания правил - знание живет не в правилах, а в способности открыть и воспользоваться.

9. Не сравнивай одного с другим. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним.

10. Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю.

Педагогическому коллективу

1. Следить за правильностью положения голову ученика при чтении, письме и рисовании, предотвратить появление привычки склонять голову к книге, тетради.

2.Познакомить учеников с правилами чтения текстов, просмотра телепередач.

3. Рассмотреть вопрос об организации специальных классах в параллелях для учеников с двигательной расторможенностью.

4. Для активизации зрительно-ручной координации учеников использовать систему обучения в режиме динамических поз с периодической сменой положения тела (стоя и сидя).

5 . Проводить с учениками гимнастику для глаз.

Рациональная организация занятий

От правильной организации занятия, уровня его гигиенической рацио­нальности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддержи­вать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреж­дать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здо­ровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здо­ровье учащихся.

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации занятия приведены в таблице №1.

Одна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательного учреждения любого уровня, заведующего структурным подразделением, методиста является посещение занятий педагогов. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся про­верки, касаются сугубо педагогических критериев организации учебно-воспитательного процесса.

Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здо­ровья учащихся, а иногда и педагога.

Критерии анализа проведения занятия с позиции здоровьясбережения.

1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, нали­чие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности

Выполнение письменного задания, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, выполнение практического задания и т.д. (норма: 4-7 видов за одно занятие).

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (Ориентировочная норма - 7 - 10 минут).

4. Количество методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее трех).

5. Чередование методов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут).

6. Наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащих­ся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию (метод свободного выбора свободная беседа, выбор дей­ствия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, сво­бода творчества и т.д, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО (умение педагога использовать их как возмож­ности инициирования дискуссии, обсуждения)

Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств в образовательном процессе устанавливается согласно следующей таблице:

Учащиеся

(классы)

Длительность просмотра (минут)


диафильмов,

диапозитивов


кинофильмов


телепередач


1-2

3-4

5-7

8-11


7-15

15-20

20-25



15-20

15-20

20-25

25-30


15-20

20-25

25-30


8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдение педагога за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровитель­ных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, ми­нутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведе­ния таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Нор­ма: на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослежива­ние этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жиз­ни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на занятии:

- между педагогом и учащимися

  • комфорт - напряжение,

  • сотрудни­чество - авторитарность,

  • индивидуальный подход,

  • учет воз­растных особенностей: достаточный - недостаточный

- между уче­никами

  • сотрудничество - соперничество,

  • дружелюбие - враждеб­ность,

  • заинтересованность - безразличие,

  • активность - пассивность.

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учеб­ной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в на­чальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

15. Темп окончания урока:

  • быстрый темп, нет времени на вопросы уча­щихся, быстрое, практически без комментариев записывание домаш­него задания;

  • спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность за­дать педагогу вопросы, педагог комментирует заданное на дом зада­ние, педагоги учащееся прощаются.

Таблица №1.

Факторы занятия

Уровни гигиенической рациональности занятия



рациональный

+

(-)

недостаточно рациональный

+

(-)

нерациональный

+

(-)

1

Количество видов учебной деятельности

4-7


2-3


1-2


2

Средняя продолжительность различных видов

учебной деятельности

не более 10 мин.


11-15мин.


более 15 мин.


3

Частота чередования раз­личных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-1мин.


смена через 1 1-15 мин.


смена через 15-20мин.


4.

Количество методов преподавания

не менее 3-х


2


1


5

Чередование методов преподавания

не позже, чем через 10-15мин.


через 15-20 мин.


не чередуются


6

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3


1


нет


7

Длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами


с частичным соблюдением гигиенических норм


в произвольной форме


8

Чередование позы

учащихся

поза чередуется в соответствии с видом работы, педагог наблюдает за посадкой учащихся


имеются случаи несоот­ветствия позы виду ра­боты, педагог иногда контролирует посадку учащихся


часть несоответствия позы виду работы, поза не контролируется педагогом


9

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

через каждые 40 мин. 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждо­го


1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью


отсутствуют


10

Психологический климат

преобладает положительные эмоции


имеются случаи отрица­тельных эмоций, занятие эмоционально индифферентное



преобладают отрицательные эмоции


11

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.


не ранее 35-37 мин


до 30 мин.



всего




В "Уставе Всемирной организации здравоохранения" сказано, что здоровье - "это состояние полного физического, психического и социального благополучия". Здоровье не цель, а средство жизнедеятельности, социально значимый феномен. Решение проблемы здоровья всего общества в целом достаточно сложная задача, решить ее возможно усилиями не только медиков, но и педагогов, психологов, работников социальной защиты, физической культуры и спорта. Уровень здоровья человека зависит и определяется комплексом факторов и условий жизни.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный

фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех спектрах:

1) характер активности людей - интеллектуальная, физическая;

2) сфера активности - трудовая, нетрудовая;

3) виды (формы) активности - социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

© 2010-2022