Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кичигина Н.Х.,

преподаватель математики

КГБ ПОУ ХМТ,

г. Хабаровск.


возможности использования группового обучения на занятиях математики


В Российском образовании основной формой организации процесса обучения является урок.

Для реализации содержания обучения в образовательном процессе предлагается различные формы проведения занатий:

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математикиТатья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математикиТатья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математикиТатья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математикиТатья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математикиТатья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики

Татья на тему: Возможности использования группового обучения на занятиях математики


Поиск форм включения ребят в активный процесс познания привел меня к тому, что на занятиях в группе С-42 я стала использовать технологию группового обучения.

На начало 2014-2015 учебного года у 57% учащихся наблюдался довольно низкий уровень интереса к урокам, успеваемость была 67% (из 25 человек 5 отличников, 14 хорошистов, 6 троечников).

Не у всех учащихся были сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на занятиях я использовала фронтальную форму обучения, которая не позволяла в полном объеме использовать потенциал каждого студента. Поэтому на своих занятиях я стала сочетать такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.

Целью моей работы было - создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Я выявила, что групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки

общения внутри группы и за её приделами.
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Во время проведения занятий я убедилась, что целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе - это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешалось совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

По моим наблюдениям результаты совместной работы учащихся в группах всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогали друг другу, несли коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы.

Наряду с помощью учителя каждый получал помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получал при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализировались, конкретизировались, приобретали гибкость, закреплялись именно при объяснении своему одногруппнику.

Во время занятий я организовывала работу учащихся в:

- статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой);

- динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом студент может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на занятии.

Так же я применяла взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствовал себя раскованно, развивалась ответственность, формировалась адекватная оценка своих возможностей, каждый имел возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создавало комфортную обстановку.

Активность ученика на занятии заметно возрастала, когда он стано­вился носителем функции преподавателя. Естественно студент не подменял преподавателя на паре, организующее и мобилизующее начало на уроке оставалось за мной. Но, по моему заданию, на определённом этапе обучения учащиеся сами могли сделать многое:

- определить и выделить главное,

- предусмотреть варианты проверки их знаний и умений,

- пред­видеть очередной вопрос,

- обосновать связь новой темы с предыдущей,

- предвидеть ход мыслей преподавателя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль преподавателя при объяснении нового материа­ла.

Во время использования группового обучения я выяснила, что очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в ре­зультате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Непременно очень важным в такой деятельности является психологиче­ский фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и есте­ственно верили в свои силы, в возможность достижения лучших резуль­татов.

На парах я использовала следующие виды групповой работы:

  1. Работа в парах

  2. Мозговой штурм

  3. Игра «Продолжи»

Я часто использовала карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполнялась в паре под условным названием «Студент - преподаватель». Каждый играл то роль преподавателя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводилось до 10 минут урока.

В это время я осуществляла включённый контроль, т.е. слушала от­веты то одного, то другого ученика в различных парных группах и со­ответственно оценивала их, помогала ученику, выполнявшему в данный момент функцию преподавателя, корректировала ошибки в момент их возник­новения, оценивала не только отвечающего, но и качественную работу «преподавателя». Положительным моментом такой работы являлось несом­ненно то, что половина учащихся класса одновременно училась говорить, училась видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем са­мым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.

После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всей группой одна из групп давала ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени я могла оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём за­дания для устного счёта при фронтальной работе естественно был бы меньшим.

Естественно во время работы в группах был рабочий шум на занятии, поэтому мне было необходимо следить за дисциплиной в группе, направлять работу учеников в группе, добиваться того, чтобы одна группа с уважением относилась к работе других групп.

Использование группового обучения повысило успеваемость в группе С-42, в конце 2014-2015 учебного года этот показатель был равен 75%, что на 8% больше, чем в начале года (отличников - 5, хорошистов - 18, троечников - 3), интерес к занятиям математики стали проявлять 62% учеников, что на 19% больше, чем в начале года. Разделение на группы вызывало соревновательный эффект и каждый хотел быть победителем, поэтому ученики старались как можно быстрее и оригинальнее выполнить задания и донести их до остальной группы.

Я попыталась применить технологию группового обучения и в группе СД-42, в котором уровень успеваемости на начало 2014-2015 учебного года был 34%, и выяснила, что использовать групповое обучение можно не во всех группах. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус студента (его авторитет среди одногруппников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были студенты с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы.

Таким образом, в моем опыте использование группового обучения позволило повысить интерес к предмету, качество обучения, но при этом необходимо было учитывать:

- уровень интеллектуального развития студенческой группы,

- в группе должны находиться как сильные, так и слабые ученики,

- стараться, чтобы вся группа была вовлечена в работу,

- давать больше заданий для самостоятельного решения,

- распределять роли в группе,

- учитывать активность каждого студента во время работы в группе,

- следить, чтобы сильные ученики не выполняли задания за слабых.

Использовать групповое обучение необходимо на занятиях не только с целью повышения качества обучения, но также для того, чтобы научить студентов работать в коллективе, нести ответственность за свою работу, социализироваться в обществе.



© 2010-2022