Конспект урока по математике Школа России 3 класс Буквенные выражения

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Буквенные выражения»

Цели: познакомить детей с новым математическим понятием «буквенные выражения», обучить чтению и нахождению значений буквенных выражений, совершенствовать вычислительны навыки и умение решать составные задачи; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать ответственность.

Оборудование: тексты задач на логику, карточки с «буквенными выражениями», рисунок с изображением ежа (большого размера), алгоритм нахождения значения «буквенного выражения».

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Устный счёт.

- Начинаем урок с разминки. Задача на логику:

- Три первых урока были: математика, русский язык, чтение. Математика не первый, чтение - не первый и не третий. Какой порядок уроков?

(Дети обсуждают решение в парах. )

На доске записано условие задачи:

- В парке росло 20 лип, а клёнов меньше. Сколько всего деревьев росло в парке?

Дети отвечают, что на вопрос задачи ответить нельзя, так как эта задача с недостающим данным.

Учитель предлагает выбрать недостающее данное из предложенных на доске:

а) на 40 клёнов меньше

б) на 20 клёнов больше

в) на 5 клёнов меньше

г) столько же, сколько лип

Дети выбирают и доказывают правильность своего выбора.

Учитель предлагает выбрать решение задачи:

а) (20+5)+20

б)20-5

в) (20-5)+5

г) (20-5)+20

- На доске записаны выражения. Что неизвестно в выражении? Как найти неизвестное?

(Дети отвечают на вопросы и показывают ответы с помощью числового блокнота.)

*+12=30

60-*=40

*-8=50

45+*=60

Учитель вписывает числа.

- Что записано на доске? (числовые выражения.)

-Разбейте на группы. Сколько групп? По какому признаку разбивали на группы?

-Какая закономерность прослеживается при нахождении значений выражений?

-С каким значением будет следующее выражение?

-Составьте своё числовое выражение с ответом 70.

3. Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке,

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдём.

4.Знакомство с новым материалом.

( На доске рисунок с изображением «лесной школы»)

- Мы с вами в Лесной школе. Ребята, посмотрите, какая странная карточка на пеньке.

- Вам встречались такие записи? (и да, и нет)

- А какие записи нам встречались?

( 2+*=8 Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным)

-Как называется такая запись? ( числовое выражение)

- А как вы думаете, можно поставить в «окошко» число?

- Давайте попробуем.

- Какое число предлагает Зайка?

2+5=7

- Ёжик? 2+5=7

- Белочка? 2+4=6

-Лиса? 2+6=8

-Что мы записали? (числовые выражения)

Вывод: если в «окошко» вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения.

-А как же назвать эту запись? 2+*

-Можно ли её прочитать? (нет)

-Что же нам делать? (надо «окошко» заменить)

После нескольких предложений приходим к выводу, что можно «окошко» заменить буквой. 2+а

-Что мы записали? (выражение)

-А как назвать точнее? (буквенные выражения)

-Какая тема урока? (Буквенные выражения)

(Открываю тему на доске)

-Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

-Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 76)

Вывешиваю алфавит. Находим сходство в написании букв латинского, русского, английского алфавитов.

Читаем буквы. В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского алфавита.

-Научимся писать некоторые буквы латинского алфавита.

(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)

a, b, c, d, k, l, m, n, o, p, s, t, x. y.

5.Закрепление.

№ 1 стр. 76(учебник)

-Вставьте вместо «окошка» букву латинского алфавита.

Запишите и прочитайте буквенные выражения:

С+4 10-а 6-р

-Какие значения могут принимать буквы?

-Как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые)

-Читаем вывод в учебнике на стр. 76

Работа в парах.

- У каждой пары листок с заданием: вставить вместо «окошка» букву латинского алфавита, прочитать.

На доске рисунок ежа. Дети выходят к доске, читают буквенные выражения и вешают на спинку ежа.

-Найдём значение буквенных выражений.

Учитель на доске показывает алгоритм, и образец записи вывешивает на наборном полотне.

с+20

-Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения? (чему равно с)

-Какие значения может принимать с? (любые)

с=8, с+20=8+20=28

6. Физминутка.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем,

Быстро встанем,

Улыбнёмся, тихо сядем.

7.Работа над пройденным материалом.

Работа с комментированием у доски: (решаем ещё три выражения по выбору детей).

Задача № 2. Читаем задачу.

-О ком задача? О чём задача?

- Что известно? Что нужно узнать?

-Запишем краткую запись.

-Какие опорные слова выберем для краткой записи?

(На доске и в тетради записываем краткую запись.)

Было- 50р. и 10р.

Заплатила- 30р.

Осталось-?

-Найдите разные способы решения задачи.

(Дети решают задачу самостоятельно.)

Проверка.

1 способ: (50+10)-30=30(р.)

2 способ: (50-30)+10=30(р.)

- Почему нет третьего способа решения задачи?

-Сколько должна заплатить мама, чтобы был третий способ решения задачи? (выслушиваются ответы детей)

-Теоретически мы нашли два способа решения задачи.

-Представьте, что вы пошли в магазин, каким способом решения вы воспользуетесь? (вторым способом)

- Дети, вернёмся к условию задачи.

- Какую сумму могла заплатить мама? (20р., 40р. и т.д.)

-Как я могу отобразить это в условии задачи?

-Запишите выражения, являющиеся решением задачи.

Дети записывают на доске:

(50+10)-с

(50-с)+10

(10-с)+50

8. Подведение итогов урока.

-Что это мы с вами записали?

(Буквенные выражения.)

-Буквы какого алфавита используются при записи буквенных выражений? (латинского)

9. Домашнее задание.

4 стр.77

Придумать своё буквенное выражение и предложить завтра на уроке своему соседу найти его значение.

© 2010-2022