Технологии организации мыследеятельности в процессе преподавания математики

  В настоящее время происходят значительные изменения приоритетов школьного образования, характеризующиеся усилением внимания к обеспечению адаптации учащихся к существующим реалиям. Одной из главных целей обучения математике становится подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с этим актуальной становится проблема «Как эффективно учить математику, формировать у учащихся математические компетенции, прививать способы для успешной социали...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящее время происходят значительные изменения приоритетов школьного образования, характеризующиеся усилением внимания к обеспечению адаптации учащихся к существующим реалиям. Одной из главных целей обучения математике становится подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

В связи с этим актуальной становится проблема «Как эффективно учить математику, формировать у учащихся математические компетенции, прививать способы для успешной социализации во взрослой жизни, максимально используя обучающие возможности математики как академического предмета»?

В нашем понимании, специфика математики заключается в решении задач, проблем путем построения и проверки гипотез; в умении сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант; ставить новые задачи, искать пути их решения, максимально раскрывая возможности человеческого мышления.
Одним из путей решения возникшей проблемы является реализация компетентностного подхода к обучения, организация образовательной деятельности таким образом, чтобы обучаемый самостоятельно приобретал знания, правильно действовал в решении интеллектуальных и житейских проблем: умел мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их с полученными результатами, делать выводы. В данном случае обучающий направляет и корректирует процесс мышления и действия обучаемых, стимулируя, побуждая их мыслительные поиски, т. е. выполняет функцию координатора мыследеятельности обучающихся.

Таким образом, перед учителем стоит следующая ключевая цель - поиск компетентностных технологий для формирования и развития мыследеятельности.

Какие же требования могут стоять при выборе педагогических технологий по формированию и развитию мыследеятельности учащихся?

Главной отличительной чертой технологий должны быть:

  • личностное ученическое целеполагание;

  • самостоятельное конструирование учащимися своих знаний;

  • четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельности;

  • управления развитием потребностей, способностей у обучаемых;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического мышления и творчества.

Среди многообразия новых педагогических технологий, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются: общеизвестные - зачетная система, проблемное обучение, метод проектов, информационные технологии, технология мастерских.

Так же, исходя из собственного опыта, разработаны авторские технологии. В данном случае таковыми являются технология развивающих занятий, основывающаяся на партнерских отношениях субъектов образовательного процесса и ленточная технология, значимой идеей которой является замена социальных ролей педагога и ученика.
















Технологии организации мыследеятельности в процессе развивающих занятий


Этапы


Цели

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Установочно-мотивационный

Мотивация учащихся для самостоятельной работы. Создание условий для первого вкусового ощущения.

Вступительное слово. Установка на самостоятельную работу.

Раздача домашних заданий - решении нестандартных заданий.

Ориентация в образовательной среде.

Постановка внутренней цели в решении проблемных задач.

2 этап. Вынашивание идей и самостоятельное решение проблемы дома

Создание условий для самостоятельной работы в домашних условиях.

Готовится к анализу деятельности учащихся. Разрабатывает вопросы по содержанию домашних заданий, а также по проблемам и успехам учащихся.

Актуализирует мыслительные операции: анализ, синтез, выявление затруднений, поиск путей решения, обобщение способов решения проблем. Рефлексия.

3 этап. Индивидуальная защита

дошашнего задания

Создается условие для предоставления учащимся свободы в решении проблемы с учетом индивидуальных возможностей и темпа работы каждого

Каждый учитель принимает по одному ученику. Его функция - пассивное слушание устных ответов учащихся. При возникновении проблем вносит коррективы в ход решения. Он не дает готовых ответов. Поиск правильного ответа учеником направляется наводящими вопросами учителя. При затруднении дает время и возможность для обдумывания.

Оценивает письменное оформление хода решения задач. Учитель заполняет индивидуальную карту, оценивающую уровень успешности ученика.

Устно представляет ход решения домашнего задания. При неправильном ходе решения ищет правильные ответы. Ему предоставляется 3 попытки исправления своих ошибок до тех пор, пока задача будет решена правильно.

Успешный ученик может защититься с первой попытки.

Рефлексия.

4 этап. Подача теоретиче

ского материала.

Теоретическое обоснование решенных задач.

Анализирует выполненные домашние задания учащихся. Выявляет (+) и (-) результатов работы учащихся. Создает ситуацию успеха в результате анализа индивидуальных карточек.

В процессе анализа дает теоретическую базу решения заданий.

Ученик внимательно слушает рассказ учителя. По ходу записывает теорию решения заданий. Сравнивает результаты своего решения с решениями других учащихся и с теоретическим материалом. Рефлексия.

5 этап. Использование получен

ных знаний в жизненных ситуациях

Создание условий для использования теоретических знаний и практических навыков в реальных ситуациях.

Всесторонняя поддержка проявлений самостоятельности в решении проблем. Максимальное приближение теоретических знаний к жизненным обстоятельствам

Осознает необходимость использования полученных знаний в разных обстоятельствах: стремление к успеху в олимпиадах, матбоях, различных интеллектуальных конкурсах. Рефлексия.


«Ленточная» технология» формирования ключевых компетенций учащихся в процессе обучения математике

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическая

Организационная

Ученик как «ученик»

Ученик как «учитель»

1 этап: побудительно-мотивационный

Проектирование деятельности.

Отбор содержания обучения.

Составление мотивационных и установочных заданий.

Конструирование

ключевых компетенций.

Выявление потребностей учащихся.

Составление плана и графика взаимодействия учащихся разных классов.

Мотивирование и установка учащихся.

Мотивация и установка на самостоятельную деятельность.

Определение и оценка собственных потребностей.

Установление контакта с учеником и выявление потребностей ученика.

Готовность к сотрудничеству.

Создание

доброжелательной атмосферы общения.

2 этап: аналитико-синтетический

Анализ образовательных потребностей.

Анализ содержания развивающих заданий.

Анализ психологической совместимости учащихся и учащихся-педагогов разных классов.

Выявление дифференцированных групп по уровням

подготовленности

Объяснение цели взаимодействия.

Раздача домашних заданий.

Объяснение заданий

Выявление детских вопросов.

Создание ситуации самовыражения и самоактуализации для учащихся.

Анализ образовательной ситуации.

Соотношение своих потребностей с целями, предлагаемыми учителем.

Оценка своих компетенций по предложенным заданиям.

Анализ образовательной ситуации.

Оценка своих возможностей и способностей как педагога.

Определение путей решения и исправления проблем.

Психологический настрой на выполнение роли учителя.

3 этап: исполнительский

Создание благоприятных условий для сотрудничества.

Реализация принципов сомыслия, сотворчества, сотрудничества.

Целесообразное использование составленных заданий.

Оказание методической помощи учащимся и «учителям».

Организация деятельности учащихся.

Своевременное выявление проблемных ситуаций и их коррекция.

Оценка успешности учащихся и дополнительное стимулирование активности.

Вступление в контакт со старшеклассниками.

Работа над выполнением заданий.

Осознанное использование мыслительных операций и действий.

Ощущение дискомфорта при возникших проблемах и удовлетворение при успехах.

Защита домашнего задания.

Обоснование способов решения задач.

Вступление в контакт с младшеклассниками.

Формулировка вопросов и ответов на вопросы.

Создание ситуации успеха партнеру.

Анализ деятельности ученика и коррекция проблем.

4 этап: оценочно-рефлексивный

Методический анализ проблем и успехов учащихся.

Определение их причин.

Корректировка заданий, методических подходов.

Анализ взаимодействия с учащимися и взаимодействия учащихся друг с другом.

Коррекция состава ученических групп.

Оценка качества своей деятельности.

Рефлексия.

Оценка качества своей новой деятельности.


Теоретико-методологической основой разработки данных технологий являются идеи ведущих дидактиков: методология педагогического исследования В.В. Краевского; теория о соотношении обучения и развития Л.С. Выготского, положения развивающего подхода в обучении Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; теория личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской; теория формирования и развития познавательных умений учащихся Ю.К. Бабанского; система проблемного обучения И.Я. Лернер; поэтапное формирование умственных действий (П.Я.Гальперин); положения компетентностного подхода в обучении (А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, А.А. Хуторской).

Таким образом, создаются условия, где учащиеся включаются в активную мыследеятельность, развивая способность осознанного применения мыслительных операций и действий. Такой подход к обучению позволяет судить о качестве знаний по тому как ученик применяет приемы умственных действий в нестандартных ситуациях. Исходя из этого, качественное образование - это сформированность мыслительных навыков, выработка умений и навыков учебной деятельности, воспитание культуры умственного труда, побуждение к самообразованию, которое становится потребностью и привычкой на всю жизнь.



© 2010-2022