Статья О математике с пиететом

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Управление образования

администрации Амурского муниципального района


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 6 г. АМУРСКА

АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


пр. Октябрьский, 2а, г. Амурск Хабаровского края,

682640 тел. (421 42) 2 64 86


ОКПО 39270916 ОГРН 1022700651522

ИНН/КПП 2706017225/270601001


_________________ № _ ___


На 01-12-118 от _ 13.03.2016




Директору муниципального

казённого учреждения информационно-методического центра г. Амурска

Амурского муниципального района

Хабаровского края

Л.В. Ровновой


О направлении статей для сборника

Администрация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края направляет статью для сборника, посвящённого вопросам качества физико-математического образования учащихся.

Директор Н.А. Шевченко

Приложение 4 л. 1экз.

Декина Ирина Вадимовна

2 64 86

О МАТЕМАТИКЕ С ПИЕТЕТОМ, ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ.

Декина И.В.,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 6 г. Амурска.


"Математика - наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнёров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчёты для практических задач.

Математическое образование - это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. (...) Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин.

Математика наиболее точная из наук. Поэтому учебный предмет "Математика" обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности". (Фундаментальное ядро содержания общего образования. Пояснительная записка.)

Вы спросите, почему такая большая цитата взята для статьи? Для объёма текста? Из-за нехватки собственных примеров и убедительных мыслей? Ответ на эти вопросы, я думаю, не удивит никого. Когда впервые прочли Пояснительную записку, мы восхитилась - это гимн математике, это серенада, пропетая царице наук коллективом авторов под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Ни одна Пояснительная записка ни к одному предмету не наполнена таким пиететом, как предваряющая содержание предмета "Математика". Ни одно слово не вызывает сомнения: всё точно, ясно и просто.

В другом документе в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) говорится, что система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Авторы Концепции объединили все проблемы развития математического образования в три группы. Наряду с кадровой и проблемой содержания важнейшей является проблемы мотивационного характера.

Мотив - побудительная причина, а мотивировать - значит подтвердить доказательствами, объяснить доводами. Так объясняет этот термин Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Согласитесь, определение звучит как руководство к действию. Конечно, мы сейчас не говорю ничего нового. Работа по разрешению проблемы мотивации ведётся в каждом образовательном учреждении, но, однако, проблема остаётся актуальной сегодня для большинства школ, особенно если они не школы с физико-математическим уклоном.

Что же делаем мы для того, чтобы подтвердить доказательствами, объяснить доводами необходимость серьёзного изучения математики и физики. Как выявил проведённый среди учеников нашей школы опрос, школьники отрицательно относятся к математике, потому что

- есть пробелы в знаниях (57% респондентов). Абстрактный характер математики, ее прочные внутренние логические связи предполагают необходимость последовательного (без пропусков) изучения ее разделов.

- есть непонимание того, для чего нужна математика в жизни, если она не связана с будущей профессией (19% ). Из этого непонимания родился взгляд на математику (особенно геометрию) как на неинтересную, строгую науку.

- нет математических способностей (24%, так думают и родители обучающихся, и даже некоторые педагоги).

Поэтому ни у кого не вызывает сомнение польза работы по выявлению талантливых детей, но их не так уж много. Обычно эти дети обладают отличными способностями к изучению и других предметов. Например, гуманитарного цикла.

Но в том-то и дело, что сегодня математика нужна не только будущим инженерам, но и рабочим, медикам, военным, энергетикам и многим другим специалистам. И опять цитата: " Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире". Таким образом, развитие физико-математического образования становится сегодня вопросом национальной безопасности.

Поэтому педагогический коллектив школы принял решение о том, что каждый учитель школы, а не только учителя физики и математики, должен через свои уроки, через свою дисциплину показать уникальность математики, её прикладной характер, необходимость её изучения для успешного будущего.

Такое решение лишь на первый взгляд кажется простым. Но это только на первый взгляд. Чтобы реализовать его, необходима кропотливая работа по осознанию проблемы и поиску тех приёмов, при помощи которых можно почти на каждом уроке любой дисциплины говорить о значении математики для успешной социализации каждого человека, входящего во взрослую жизнь.

Далее нам хотелось бы поделиться теми управленческими решениями, которые были приняты после анализа состояния физико-математического обучения в школе и которые будут основой плана работы на следующий учебный год:

1.Организовать в 2016/ 2017 учебном году работу элективных курсов физико-математической профориентационной направленности с использованием возможности их ведения специалистами техникума, специалистами предприятий города.

2.Активизировать работу элективных курсов посредством отчёта- презентации конечного продукта деятельности и презентации - рекламы.

3.Организация разновозрастных групп обучающихся с целью углублённого изучения математики, физики и информатики.

4. Эффективное использование площадок учреждений дополнительного образования ("Темп" - робототехника, авиамоделирование) через формирование разновозрастных групп обучающихся с целью развития технического творчества.

5.Приведение системы работы школьного научного общества "Альфа и омега" в соответствие с требованиями ФГОС ООО.

6.Создание объединения "Экономическая компания".Взаимодействие с Советом по предпринимательству".

7. Использование ресурсов БИЦ в качестве информационной площадки для проведения мероприятий по повышению качества физико-математического обучения.

8.Продолжить работу в режиме Краевого инновационного комплекса. Оптимизация взаимодействия с АмГПГУ.

Решения серьёзные, и работа предстоит серьёзная. Но все мероприятия конкретны и реалистичны. Мы считаем , что если они будут выполнены честно, неформально, не для галочки, то мотивированных к изучению точных наук обучающихся будет значительно больше.

Во всех школах ведётся внеурочная работа по предметам физика, математика и информатика в разных интересных формах. Мы не исключение. Наши педагоги сами активно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства и ведут за собой своих учеников. Это и районный конкурс "Математические лесенки", и проект "Инфоурок", и Всероссийская олимпиада по информатике "ФГОСТЕСТ", и Международный конкурс-игра по информатике "Инфознайка", и Всероссийские конкурсы "КИТ - компьютеры, информатика, технологии" и "Кенгуру".

И в заключение хотелось бы поделиться одним из наших мероприятий, которое в нашей школе нравится всем, которое проходит не первый год, стало традиционным. В нём принимают участие не только обучающиеся, но и педагоги, и родители. Это интеллектуальная игра "Кафе 777". Это ряд заданий по разным дисциплинам, которые можно выполнить, используя знания математики, физики, информатики, химии. Команда педагогов ещё не знала поражения. Вроде бы простое по сценарию мероприятие, но оно одно из самых популярных мероприятий в школе. Инициатором его проведения является Диденко Галина Сергеевна, учитель математики высшей квалификационной категории, руководитель ШМО и РМО. Несколько лет в интеллектуальной битве участвовали только 10-11 классы, в этом году была проведена встреча команд восьмиклассников и креатив-бой для 5-6-х классов по инициативе Соловьёвой З.В., учителя математики первой квалификационной категории.

Статья О математике с пиететомСтатья О математике с пиететом

Рис. 1. Команда победителей. Рис.2. Телефон в помощь.

Статья О математике с пиететом



Рис.3. Сладкое третье место.

Пробуждение интереса еще не означает, что он сразу приобретет устойчивость и надолго определит направленность личности, он может угаснуть сразу или постепенно, если его не поддерживать и не развивать постоянно, если о математике не думать и не говорить с пиететом.

Закончим статью вопросом Платона и сделаем его риторическим:"Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?"Каждый ответит на него по-своему, но не кажется ли вам, что из глубины веков Платон решает проблему повышения качества образования?

Список литературы

1.Концепция развития математического образования в Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р)

2.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 5-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2014. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).

© 2010-2022