- Преподавателю
- Математика
- Доклад: Проектирование урока на основе продуктов самостоятельной деятельности учащихся
Доклад: Проектирование урока на основе продуктов самостоятельной деятельности учащихся
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колодий О.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ПРОДУКТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Колодий О.В.
Деятельность любого учителя, так и моя начинается с планирования. Одним из основных нормативных документов в организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях является базисный учебный план. Стандартом устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки учащихся. Программы по математике определяют цели, задачи, содержание и основные направления организации учебного процесса, что обуславливает необходимость систематического обращения учителя к ним на всех этапах подготовки к урокам. Календарно-тематическое планирование по конкретному учебнику и в определенном классе составляется в соответствии с программой и учебным планом.
Моё планирование содержит
-
расчасовку, определяющую количество уроков, выделяемых на изучение глав, параграфов;
-
список наглядных пособий, дидактических материалов по темам
-
перечень знаний и умений учащихся в результате изучения каждой главы:
-
примерные творческие задания
-
используемая литература
Степень достижения обязательных результатов обучения проверяется учителем посредством проведения различного вида письменных работ. (контрольные, самостоятельные, математические диктанты, тесты)
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач контроля в зависимости от его вида. Дидактика, как мы знаем, различает следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Остановим свое внимание на периодическом контроле. Он осуществляется после завершения изучения крупных разделов программы. В нем учитываются и данные текущего контроля. Разновидностью периодического контроля являются контрольные работы. Для диагностики имеет большое значение их содержание.
При этом цель учителя очевидна - получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках выносимой на контроль темы.
А какова цель ученика? Если перед ним нет конкретной, осознаваемой им цели, то правомерно ли говорить о возможности получения положительного результата его деятельности? Если к отсутствию цели и мотивированности деятельности ребенка во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной степени испытывают большинство учащихся, то можно предположить, что полученный результат контроля будет много ниже реального уровня усвоения учеником учебного материала.
У меня сложилась следующая система подготовки к контрольной работе и анализ ее результатов
Цель: сформировать у учащихся алгоритм подготовки к контрольной работе и алгоритм анализа ее результатов, основанные на дидактических принципах прочного усвоения, систематичности и последовательности как ведущих в данной методике.
Задачи:
-
мотивация деятельности учащихся;
-
целеполагание учащихся;
-
проектирование урока, способствующего реализации поставленной цели;
-
иерархическое структурирование учебного материала, выносимого на контроль.
Структура. Предлагаемая вашему вниманию методика состоит из четырёх этапов.
Этап I - проверочная работа. Этап II - анализ результатов проверочной работы. Этап III - контрольная работа. Этап IIII - анализ контрольной работы
Первому этапу соответствует один урок или часть урока, второму, третьему - урок, четвертому - примерно 20 минут.
Этап 1 Мною составляется и проводится самостоятельная работа по основным вопросам темы. Она может быть дифференцированной.
Этап 2 Главная идея второго этапа заключается в анализе допущенных ошибок в ходе написания проверочной работы, т.е. конкретизируются основные пробелы учащихся.
Центральной идеей второго этапа является процесс проектирования урока, который предполагает совместную деятельность учащихся под руководством учителя и направлен на корректировку предметного содержания. В ходе этого процесса каждый ученик имеет свободу выбора учебных целей, которая выражается в его активном (или пассивном) отношении к учебной работе, самоопределении результата этой работы, самооценке своих возможностей и выборе средств своей деятельности.
Условия реализации 1 и 2 этапа:
-
Логически завершена тема в соответствии с календарно-тематическим планированием.
-
Изучен теоретический материал темы.
-
Выполнены наиболее типичные задания, на примере которых раскрываются методы и способы применения теоретических знаний к решению учебных задач.
-
Выполнены все группы возможных упражнений, направленных на формирование определенных практических умений.
Итоги 1 и 2 этапа.
-
Снята стрессовая напряженность, связанная с предстоящей контрольной работой, так как каждый ученик знает, какой материал будет вынесен на контроль, в какой форме, какими средствами деятельности он владеет, какие вопросы он имеет возможность доработать.
-
Четко выявлен блок теоретических вопросов, выносимых на контроль.
-
Найдены и обоснованы ответы на эти вопросы
-
Обоснован уровень сложности каждой группы вопросов и, как следствие, выработаны критерии оценки.
-
Структурирован набор практических заданий, выносимый на контроль.
-
Определена цель деятельности учащихся на этих этапах.
-
Созданы условия для мотивации деятельности каждого ученика.
-
Сформирован алгоритм подготовки к контрольной работе.
Этап III Написание контрольной работы.
Этап IIII Анализ контрольной работы.
Учащиеся часто бывают недовольны своей оценкой за выполнение контрольной работы, сравнивая ее с оценками других. Одной из причин недовольства, на мой взгляд, является - отсутствие четких критериев, которые позволяли бы ученику самому достаточно объективно оценивать свою работу. Предлагаемый метод организации работы над ошибками позволяет решить проблему недовольства учащихся и перевести ее в русло осмысления учащимися своей деятельности в рамках контрольной работы.
Условия реализации четвертого этапа.
-
Контрольная работа написана.
-
Учитель проверил и проанализировал работу. Цель анализа - выявление типичных ошибок.
-
Учитель оценил возможные причины ошибок.
-
С учетом вышеизложенного учитель составил план коррекции сложившейся ситуации.
-
Учитель спроектировал урок по теме "Анализ контрольной работы".
Итоги четвертого этапа.
-
Проверена результативность сформированного алгоритма подготовки к контрольной работе.
-
Еще раз, выборочно, подвергнуты проверке уровень усвоения предметного содержания и способы и приемы работы с ним.
-
Уточнены выработанные на первом(втором) этапе критерии и соотнесены с конкретными результатами деятельности каждого ученика в рамках контрольной работы.
-
Учащимися осознана объективность выставленной оценки.
-
Учащиеся критически оценили свою деятельность по подготовке к контролю.
Важнейшей задачей, стоящей перед учителями математики , является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности .
Работать над ошибками - учиться видеть их и исправлять - не менее важно, чем отрабатывать тот или иной навык .К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует и совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.
Иногда анализируется контрольная работа посредством решения упражнений, аналогичных тем, в которых учащиеся сделали много ошибок. Вначале вопросы следует ставить по наиболее распространенным ошибкам, привлекая весь класс к прослушиванию обоснованных ответов, показывая анализируемый момент работы на доске (видеть правильное решение перед глазами ). Затем можно дать возможность учащимся поработать самостоятельно, учитель в это время проводит индивидуальные консультации. Следует отметить, что дети охотно участвуют в обучающей самостоятельной работе, знают её цель, задачи и интересуются ее результатами .
Учащиеся , получившие за контрольную работу « 5», тоже сверяют свое решение с выполненным на доске, обращают внимание на несовпадающие записи , выясняют причину такого несовпадения . После этого они либо привлекаются к консультационной работе со « слабым» учеником, либо получают дополнительное нестандартное задание.
Так можно научить учащихся находить и исправлять ошибки, подчеркивая, что ошибиться может каждый, но успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки.
Редко предлагаю учащимся сделать работу над ошибками дома. При этом на уроках анализа контрольной работы должны присутствовать следующие этапы :
а ) общий анализ контрольной работы ;
б ) объяснение задания, с которым не справились
большинство учащихся;
в ) демонстрация лучших работ.
Большое значение для отработки умения выполнять разного плана задания, имеют домашние контрольные работы, которые не получили, как мне кажется, еще признание в системе проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся. Учащимся, плохо справившимся с контрольной работой, можно предложить домашние к/р, которые стали моей контрольно-аналитической деятельностью.
Задачи домашней контрольной работы должны быть посильными для учащихся, заставлять работать. Такие работы могут быть дифференцированными по сложности для учащихся с разной успеваемостью по данному предмету.
При выполнении домашних контрольных работ учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у товарищей, учителя, родителей. Эти условия стимулируют их деятельность, позволяют им надеяться на получение высоких оценок за выполненное задание.
К домашней контрольной работе в отличие от классной можно предъявить повышенные требования: предложить учащимся проделать письменный анализ условия задачи, подробно объяснить решение, проанализировать полученный результат и т. д.
Выполнение этих требований способствует более глубокому пониманию и осознанию содержания задачи, развитию логики рассуждений. Остальные требования к выполнению домашней контрольной работы являются обычными: правильная запись условия; решение; проверка решения (если необходимо).
Например:
7 класс раздел «Формулы сокращенного умножения» темы: формулы квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов двух выражений. На изучение тем отводится 11 часов, включая контрольную работу.
20 минут тридцатого урока я трачу на анализ прошедшей контрольной работы, затем происходит изучение нового материала. На 31 уроке провожу диагностическую самостоятельную работу(это может быть и тест) и выставляю оценки в журнал и в свою тетрадь, для ведения мониторинга. Учащиеся должны понимать, как важно знать формулы. (тест, матем диктант, дом задание). На основании полученных результатов я выбираю урок.(32,33). Если уч-ся слабо справились с работой, я выбираю урок обобщения и диагностирования; если справились хорошо, то можно провести урок -путешествие или урок-КВН. На данном этапе слабые учащиеся могут получить индивидуальную контрольную работу.
Далее урок 34,35-изучение нового материала, урок 36,37 - включает диагностическую самостоятельную работу, в данном случае тест, на результатах которого планируется следующий урок.
38 урок - проверочная работа по основным вопросам темы, чаще рассчитана на 30 или 40 минут.
39 урок анализ результатов проверочной работы, закрепление формул сокращенного умножения.
40 урок - написание к/р
20 минут 41 урока трачу на анализ к/р и в зависимости от результатов могу дать учащимся домашнюю к/р в несколько вариантов или дифференцированную.
Таким образом, при составлении календарно-тематического планирования важно продумывать систему самостоятельных, проверочных работ и тестов с обязательным анализом. Нельзя забывать, что результативность должна быть открытой и своевременной.
(Презентация)