Доклад: Проектирование урока на основе продуктов самостоятельной деятельности учащихся

Степень достижения обязательных результатов обучения проверяется учителем посредством проведения различного вида письменных работ. (контрольные, самостоятельные, математические диктанты, тесты) Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач контроля в зависимости от его вида. Дидактика, как мы знаем, различает следующие виды контроля: текущий,...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ПРОДУКТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Колодий О.В.

Деятельность любого учителя, так и моя начинается с планирования. Одним из основных нормативных документов в организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях является базисный учебный план. Стандартом устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки учащихся. Программы по математике определяют цели, задачи, содержание и основные направления организации учебного процесса, что обуславливает необходимость систематического обращения учителя к ним на всех этапах подготовки к урокам. Календарно-тематическое планирование по конкретному учебнику и в определенном классе составляется в соответствии с программой и учебным планом.

Моё планирование содержит

  • расчасовку, определяющую количество уроков, выделяемых на изучение глав, параграфов;

  • список наглядных пособий, дидактических материалов по темам

  • перечень знаний и умений учащихся в результате изучения каждой главы:

  • примерные творческие задания

  • используемая литература

Степень достижения обязательных результатов обучения проверяется учителем посредством проведения различного вида письменных работ. (контрольные, самостоятельные, математические диктанты, тесты)

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач контроля в зависимости от его вида. Дидактика, как мы знаем, различает следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Остановим свое внимание на периодическом контроле. Он осуществляется после завершения изучения крупных разделов программы. В нем учитываются и данные текущего контроля. Разновидностью периодического контроля являются контрольные работы. Для диагностики имеет большое значение их содержание.

При этом цель учителя очевидна - получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках выносимой на контроль темы.

А какова цель ученика? Если перед ним нет конкретной, осознаваемой им цели, то правомерно ли говорить о возможности получения положительного результата его деятельности? Если к отсутствию цели и мотивированности деятельности ребенка во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной степени испытывают большинство учащихся, то можно предположить, что полученный результат контроля будет много ниже реального уровня усвоения учеником учебного материала.

У меня сложилась следующая система подготовки к контрольной работе и анализ ее результатов

Цель: сформировать у учащихся алгоритм подготовки к контрольной работе и алгоритм анализа ее результатов, основанные на дидактических принципах прочного усвоения, систематичности и последовательности как ведущих в данной методике.

Задачи:

  • мотивация деятельности учащихся;

  • целеполагание учащихся;

  • проектирование урока, способствующего реализации поставленной цели;

  • иерархическое структурирование учебного материала, выносимого на контроль.

Структура. Предлагаемая вашему вниманию методика состоит из четырёх этапов.

Этап I - проверочная работа. Этап II - анализ результатов проверочной работы. Этап III - контрольная работа. Этап IIII - анализ контрольной работы

Первому этапу соответствует один урок или часть урока, второму, третьему - урок, четвертому - примерно 20 минут.

Этап 1 Мною составляется и проводится самостоятельная работа по основным вопросам темы. Она может быть дифференцированной.

Этап 2 Главная идея второго этапа заключается в анализе допущенных ошибок в ходе написания проверочной работы, т.е. конкретизируются основные пробелы учащихся.

Центральной идеей второго этапа является процесс проектирования урока, который предполагает совместную деятельность учащихся под руководством учителя и направлен на корректировку предметного содержания. В ходе этого процесса каждый ученик имеет свободу выбора учебных целей, которая выражается в его активном (или пассивном) отношении к учебной работе, самоопределении результата этой работы, самооценке своих возможностей и выборе средств своей деятельности.

Условия реализации 1 и 2 этапа:

  1. Логически завершена тема в соответствии с календарно-тематическим планированием.

  2. Изучен теоретический материал темы.

  3. Выполнены наиболее типичные задания, на примере которых раскрываются методы и способы применения теоретических знаний к решению учебных задач.

  4. Выполнены все группы возможных упражнений, направленных на формирование определенных практических умений.

Итоги 1 и 2 этапа.

  1. Снята стрессовая напряженность, связанная с предстоящей контрольной работой, так как каждый ученик знает, какой материал будет вынесен на контроль, в какой форме, какими средствами деятельности он владеет, какие вопросы он имеет возможность доработать.

  2. Четко выявлен блок теоретических вопросов, выносимых на контроль.

  3. Найдены и обоснованы ответы на эти вопросы

  4. Обоснован уровень сложности каждой группы вопросов и, как следствие, выработаны критерии оценки.

  5. Структурирован набор практических заданий, выносимый на контроль.

  6. Определена цель деятельности учащихся на этих этапах.

  7. Созданы условия для мотивации деятельности каждого ученика.

  8. Сформирован алгоритм подготовки к контрольной работе.

Этап III Написание контрольной работы.

Этап IIII Анализ контрольной работы.

Учащиеся часто бывают недовольны своей оценкой за выполнение контрольной работы, сравнивая ее с оценками других. Одной из причин недовольства, на мой взгляд, является - отсутствие четких критериев, которые позволяли бы ученику самому достаточно объективно оценивать свою работу. Предлагаемый метод организации работы над ошибками позволяет решить проблему недовольства учащихся и перевести ее в русло осмысления учащимися своей деятельности в рамках контрольной работы.

Условия реализации четвертого этапа.

  1. Контрольная работа написана.

  2. Учитель проверил и проанализировал работу. Цель анализа - выявление типичных ошибок.

  3. Учитель оценил возможные причины ошибок.

  4. С учетом вышеизложенного учитель составил план коррекции сложившейся ситуации.

  5. Учитель спроектировал урок по теме "Анализ контрольной работы".

Итоги четвертого этапа.

  1. Проверена результативность сформированного алгоритма подготовки к контрольной работе.

  2. Еще раз, выборочно, подвергнуты проверке уровень усвоения предметного содержания и способы и приемы работы с ним.

  3. Уточнены выработанные на первом(втором) этапе критерии и соотнесены с конкретными результатами деятельности каждого ученика в рамках контрольной работы.

  4. Учащимися осознана объективность выставленной оценки.

  5. Учащиеся критически оценили свою деятельность по подготовке к контролю.

Важнейшей задачей, стоящей перед учителями математики , является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности .

Работать над ошибками - учиться видеть их и исправлять - не менее важно, чем отрабатывать тот или иной навык .К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует и совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.

Иногда анализируется контрольная работа посредством решения упражнений, аналогичных тем, в которых учащиеся сделали много ошибок. Вначале вопросы следует ставить по наиболее распространенным ошибкам, привлекая весь класс к прослушиванию обоснованных ответов, показывая анализируемый момент работы на доске (видеть правильное решение перед глазами ). Затем можно дать возможность учащимся поработать самостоятельно, учитель в это время проводит индивидуальные консультации. Следует отметить, что дети охотно участвуют в обучающей самостоятельной работе, знают её цель, задачи и интересуются ее результатами .

Учащиеся , получившие за контрольную работу « 5», тоже сверяют свое решение с выполненным на доске, обращают внимание на несовпадающие записи , выясняют причину такого несовпадения . После этого они либо привлекаются к консультационной работе со « слабым» учеником, либо получают дополнительное нестандартное задание.

Так можно научить учащихся находить и исправлять ошибки, подчеркивая, что ошибиться может каждый, но успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки.

Редко предлагаю учащимся сделать работу над ошибками дома. При этом на уроках анализа контрольной работы должны присутствовать следующие этапы :

а ) общий анализ контрольной работы ;

б ) объяснение задания, с которым не справились

большинство учащихся;

в ) демонстрация лучших работ.

Большое значение для отработки умения выполнять разного плана задания, имеют домашние контрольные работы, которые не получили, как мне кажется, еще признание в системе проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся. Учащимся, плохо справившимся с контрольной работой, можно предложить домашние к/р, которые стали моей контрольно-аналитической деятельностью.

Задачи домашней контрольной работы должны быть посильными для учащихся, заставлять работать. Такие работы могут быть дифференцированными по сложности для учащихся с разной успеваемостью по данному предмету.

При выполнении домашних контрольных работ учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у товарищей, учителя, родителей. Эти условия стимулируют их деятельность, позволяют им надеяться на получение высоких оценок за выполненное задание.

К домашней контрольной работе в отличие от классной можно предъявить повышенные требования: предложить учащимся проделать письменный анализ условия задачи, подробно объяснить решение, проанализировать полученный результат и т. д.

Выполнение этих требований способствует более глубокому пониманию и осознанию содержания задачи, развитию логики рассуждений. Остальные требования к выполнению домашней контрольной работы являются обычными: правильная запись условия; решение; проверка решения (если необходимо).

Например:

7 класс раздел «Формулы сокращенного умножения» темы: формулы квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов двух выражений. На изучение тем отводится 11 часов, включая контрольную работу.

20 минут тридцатого урока я трачу на анализ прошедшей контрольной работы, затем происходит изучение нового материала. На 31 уроке провожу диагностическую самостоятельную работу(это может быть и тест) и выставляю оценки в журнал и в свою тетрадь, для ведения мониторинга. Учащиеся должны понимать, как важно знать формулы. (тест, матем диктант, дом задание). На основании полученных результатов я выбираю урок.(32,33). Если уч-ся слабо справились с работой, я выбираю урок обобщения и диагностирования; если справились хорошо, то можно провести урок -путешествие или урок-КВН. На данном этапе слабые учащиеся могут получить индивидуальную контрольную работу.

Далее урок 34,35-изучение нового материала, урок 36,37 - включает диагностическую самостоятельную работу, в данном случае тест, на результатах которого планируется следующий урок.

38 урок - проверочная работа по основным вопросам темы, чаще рассчитана на 30 или 40 минут.

39 урок анализ результатов проверочной работы, закрепление формул сокращенного умножения.

40 урок - написание к/р

20 минут 41 урока трачу на анализ к/р и в зависимости от результатов могу дать учащимся домашнюю к/р в несколько вариантов или дифференцированную.

Таким образом, при составлении календарно-тематического планирования важно продумывать систему самостоятельных, проверочных работ и тестов с обязательным анализом. Нельзя забывать, что результативность должна быть открытой и своевременной.

(Презентация)

© 2010-2022