Статья Развитие творческих и интеллектуальных способностей

Цель данной  статьи заключается в том, чтобы  доказать и на конкретных   примерах  показать  необходимость развития у обучающихся творческих и интеллектуальных способностей.         В рамках достижения поставленной  цели  решаются следующие  задачи: ·        на конкретных классических примерах показать, что интеллектуально одарённые обучающиеся не обязательно могут быть и творчески одарёнными и наоборот; ·         проанализировать результаты анкетирования и сделать соответствующие выводы; ·     ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Захарова Галина Михайловна


Для современного общества усвоение обучающимися суммы разнообразных знаний представляется недостаточным. Те, которые не смогут генерировать новые идеи, творчески мыслить не имеют возможности рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Квалифицированные, предприимчивые и инициативные люди не появляются вдруг: их надо растить с детства - в семье, школе, техникуме, вузе и даже уже в профессиональной деятельности. На мой взгляд, сегодня каждый педагог, в том числе и педагог среднего профессионального образования должен решать не мало важную задачу: воспитание и развитие творческих способностей обучающихся в любом направлении, т.к. современная среда требует от членов общества высокого уровня креативности. Простейшие педагогические средства такого воспитания, находящиеся в руках каждого преподавателя, - поддержка различных полезных и разумных инициатив, одобрение их творческих подходов к выполнению учебных заданий, поощрение глубоких и разносторонних знаний по дисциплине,- далеко не весь перечень.

Учащихся, которые, если захотят, могут быстрее всех решить трудную задачу, которые могут блеснуть эрудицией, которых можно послать на олимпиаду с надеждой на победу, - именно их считают одарёнными и талантливыми многие преподаватели. А если ещё к таким способностям добавить трудолюбие, добросовестность, тогда эти обучающиеся - немеркнущая слава педагогов, их надежда и гордость. Нет сомнения в том, что они талантливы, но их «учебная» одарённость предполагает усвоить чужую логику, чужие идеи, чужой опыт. Чаще всего при этом у них отсутствует собственный подход, собственная «самость», потому что это только затруднит восприятие изучаемого материала. И потому, творчески одарённых среди них сравнительно не много.

Исследования американского психолога П. Торранса показали, что таковых больше находится среди ребят совсем «другого образца», среди тех, которые не проявляют особых способностей к учёбе.

Сначала приведу несколько классических примеров, усомниться в которых невозможно.

Альберт Эйнштейн - был весьма посредственным учеником в гимназии и, будучи благонравного и тихого поведения, был всё же исключён за академическую неуспеваемость, правда, не по математике и физике, а по древним языкам. Да и потом дважды поступал в высшую политехническую школу в Цюрихе, а коллег и собеседников поражал своей медлительностью, в нём не было сверкания ума, что мы так привыкли числить за особыми способностями.

Чарльза Дарвина в детстве и юношестве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее.

Маленький Пушкин совсем не казался сколько - нибудь замечательным мальчиком и раздражал мать своей неуклюжестью. И потом, уже в лицейские годы, у Александра изредка попадались высокие баллы только по французскому языку, а по математике, чаще всего появлялись отрицательные оценки.

Список выдающихся людей, вовсе не поражавших своих учителей необыкновенными способностями, не так уж и мал - Лобачевский, Чехов, Булгаков…

Среди выдающихся выпускников нашего учебного заведения можно так же назвать некоторые имена:

Подгорный Михаил Александрович - бывший пресс-секретарь главы нашего города и района, Заслуженный работник культуры Кузбасса, выпускник 1961 года. С удовольствием осваивал гуманитарные науки и с трудом - математику и техническая механику.

Цветкова Галина Александровна - Зам. декана социологического факультета Российского Государственного университета в Москве, доктор социологических наук, профессор. Обучаясь на отделении ТЛЗ, блистала в области гуманитарных наук и ни без труда осваивала такие дисциплины, как технология лесозаготовок и лесотранспортные машины.

Киреев Владимир Васильевич - доктор технических наук, профессор Ангарской Государственной технической академии, член - корреспондент Международной Академии Холода, Член Союза писателей России, Депутат Законодательного Собрания Иркутской области, Генеральный директор ОАО «Тулунский мясокомбинат». Стабильно занимался по всем предметам, а по дисциплине «допуски и посадки, обработка металлов резаньем» с трудом получил «тройку».

О чём же, всё-таки, идёт речь? А речь идёт о самом главном: развитии творческих возможностей не только у талантливых, быстро схватывающих изучаемый материал учащихся, но и у неординарных тугодумов, получающих неудовлетворительные оценки по отдельным дисциплинам. К сожалению, мы педагоги чаще всего обращаем внимание именно на «отличников» и «хорошистов». Чтобы доказать своё не столь лестное утверждение, я провела простое исследование с двенадцатью преподавателями нашего техникума. Перечислила личностные и деловые качества, которые встречаются у наших студентов, и предложила отметить знаком «+» те, что им нравятся в студентах, а знаком «- » то, что в них не нравится.

1.Дисциплинированный.

2.Неровно успевающий.

3.Организованный.

4.Выбивающийся из общего темпа.

5.Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7.Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9.Быстро, «на лету» схватывающий.

10.Не умеющий общаться, конфликтный.

11. Общающийся легко, приятный в общении.

12. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

13.Ясно, понятно выражающий свои мысли.

14. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному

руководителю.

Анализируя полученные результаты, я обнаружила, что всего трое преподавателей поставили «+» не только на нечётных номерах, но и на чётных. Остальные поставили «+» на нечётных номерах вопросов.

Данное исследование, подтвердило мои предположения: среди нас педагогов чаще всего бытует мнение: одарённые, творческие студенты - это те, кто схватывает на лету, быстро соображает, кто может лучше всех учиться. А как быть с учащимися совсем «другого образца», с теми, кого преподаватели, как правило, вовсе не считают творчески одарёнными? Задача вполне выполнима: необходимо выявлять, развивать, превращать в творческие способности, имеющиеся у них задатки.

Для выявления творческих способностей студентов на своих уроках и во внеурочное время, я использую очень простую методику. Предлагаю следующее задание: придумать какой - нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Результат этой работы самый разнообразный: лицо человека, помидор, солнце, луна, вишня… Я очень сожалею, когда получаю именно такие ответы, потому что это банальные, стандартные ответы, которые дают большинство студентов. Намного реже встречались, например, подсолнух, сыр, след неизвестного животного, а однажды мне изобразили стаи вирусов под микроскопом.

Это уже не банально, не стандартно. Иначе говоря, это творческие ответы, и даны они были самыми, что ни наесть заурядными ребятами, у которых иногда появлялись даже двойки.

Другой эксперимент позволяет мне выявить не только творчески одарённых студентов, а ещё и интеллектуально одарённых. Состоит он из трёх заданий, различных по своему характеру.

Первое задание - это серия задач различной сложности, из которых студенты выбирают любые две. После того как задачи будут решены, испытуемые могут переходить к следующему заданию, либо продолжить решение задач.

Второе задание творческого характера: например, придумать новую модель велосипеда, или придумать необычной формы чайник, или одежду, которую будут носить в XXII веке и т.д. Как и в предыдущем задании, испытуемые выполняют два задания, затем переходят к следующему, либо продолжают здесь же.

Третье задание - расшифровать два предложения из данного текста. И здесь, как и в первых двух случаях, после расшифровки двух предложений даётся возможность: либо дальше продолжить, либо прекратить работу.

Такие простые эксперименты помогают мне условно разделить студентов на творчески одарённых - это те, которые продолжали фантазировать; и интеллектуально одарённых - это те, которые решали различной сложности задачи и расшифровывали текст. За этой разной одарённостью стоит разная личность. У творческого студента она чаще всего менее удобная, менее приятная и более хлопотная для преподавателя.

Но если общество сегодня действительно ценит творчество и творческую личность, то мы педагоги в первую очередь должны быть внимательны к творческому учащемуся, с большим пониманием относится и к его силе, и к его слабости.

Для развития творческих и интеллектуальных способностей отвожу специально время на уроке, но в основном использую время, отведённое на выполнение внеаудиторной самостоятельной деятельности.

Творческим ребятам предлагаю, например, такие задания: написать сочинение, придумать сказку, рекламу, составить кроссворд, ребус, дидактическую настольную игру, с помощью рисунка изобразить изученную тему, создать модель экзаменатора, написать заметку в газету или сделать газету.

Интеллектуалы получают задания немного другого характера: подготовить выступление для теоретической конференции, написать реферат, сообщение, составить историческую справку, составить тест, создать компьютерную презентацию, создать вариант компьютерной дидактической игры…

На протяжении многих лет веду занятия в клубе интересующихся математикой (КИМ), которые с удовольствием посещают и творческие студенты, и интеллектуалы.

Результаты деятельности в данном направлении: участие в выставках творческих работ студентов внутри техникума; активное участие студентов с творческим подходом в «Неделе Науки»; участие во Всероссийских конкурсах «Интеллект будущего»; выход в финал международных конкурсов «Математика и проектирование»; участие студентов в олимпиадах различного уровня и НПК различного уровня с хорошими показателями.

В заключении хочу обратить внимание на то, что последние годы мы обращаем внимание на бесхозяйственность по отношению к природе: воде, земле, лесу, природным ископаемым и пытаемся решать экологическую проблему.

Потеря духовных ресурсов также невосполнима, как и потеря природных богатств. Ведь каждый человек - это целая Вселенная. А потому наряду с экологией природы, на мой взгляд, должна появиться экология одарённости, экология творчества, экология духовных, интеллектуальных способностей человека.

Литература

  1. Научно-популярная серия «Педагогика и психология», № 12, 1990г. Издательство «Знание», Москва.

  2. Интернет - ресурсы.

  3. Материалы музея ГОУ СПО «ММТ».

5

© 2010-2022