- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа алгебра 10 класс Колмогоров А. Н. 4 часа
Рабочая программа алгебра 10 класс Колмогоров А. Н. 4 часа
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Раздьяконова Е.М. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с реальной необходимостью в наши дни большое значение приобрела проблема полноценной базовой математической подготовки учащихся. Учащиеся 10-11 классов определяют для себя значимость математики, её роли в развитии общества в целом. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Интерес к вопросам обучения математики обусловлен жизненной необходимостью выполнять достаточно сложные расчёты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Образовательная политика учебного заведения
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Закон «Об образовании РФ»;
-
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 г. № 189;
-
Изменения к Приказу Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об изменениях в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ» от 03.06.2011 года №1994;
-
Приказ Министерства образование и науки РФ № 74 от 01 февраля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7),с Концепцией модернизации российского образования на период с 2011 по 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 163-р от 7 февраля 2011г.;
-
Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 692 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике,
-
Примерной программы по математике среднего (полного) общего образования (базовый уровень) для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл."/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. - 2006г.)
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования на 2015-2016 учебный год.
Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Алгебра и начала анализа» включают:
А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын, Б.М. Ивлев, С.И. Шварцбурд Алгебра и начала анализа для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2011г.
Цели и задачи курса.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основные задачи:
-
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
-
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
-
развивать математические и творческие способности учащихся;
-
подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;
-
расширить понятие множества чисел (от натурального до действительного);
-
изучить степенную, показательную, логарифмическую функции их свойства и графики;
-
овладеть основными способами решения показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств;
-
рассмотреть преобразование тригонометрических выражений (включая решение уравнений) по формулам как алгебраическим, так и тригонометрическим.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обоснование выбора содержания предмета, основные идеи, подходы.
Данный курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлений их практической значимости.
Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.
Структура курса
ОСНОВЫ ТригонометриИ
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
Функции
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Выпуклость функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Начала математического анализа
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производные сложной и обратной функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл.
Уравнения и неравенства
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение систем уравнений с двумя неизвестными (простейшие типы). Решение систем неравенств с одной переменной. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события.
Логические связи предмета с другими дисциплинами
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождения алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения у учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся волевых и умственных усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а так же принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда - планирования своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических заданий.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывает внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Методы, формы, и средства обучения, применяемые педагогические технологии.
В данном курсе ведущими методами обучения предмету являются: репродуктивный, проблемно-поисковый и самостоятельная работа учащихся.
Основные типы учебных занятий:
-
урок изучения нового учебного материала;
-
урок закрепления и применения знаний;
-
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
-
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
-
практические занятия;
-
тренинг,
-
консультация.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
-
Задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием).
-
Здоровьесберегающие технологии.
-
Игровые технологии.
-
Личностно ориентированное обучение.
-
Применение ИКТ.
-
Технологии уровневой дифференциации.
-
Технология обучения на основе решения задач.
-
Технология обучения на основе схематичных и знаковых моделей.
-
Технология полного усвоения.
-
Традиционная классно-урочная.
-
Технология проблемного обучения.
Мониторинговая система контроля включает в себя:
-
входная диагностическая контрольная работа,
-
итоговая контрольная работа за 1 полугодие,
-
итоговая контрольная работа за год по материалам РОО,
Промежуточная аттестация включает в себя:
-
контрольные работы,
-
самостоятельные работы,
-
математические диктанты,
-
тесты по стержневым темам курса алгебры 10-11 класса,
-
тесты по подготовке к ЕГЭ
Учебно - методический комплекс
Рабочая программа по алгебре и началам анализа разработана и соответствует учебнику: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 2006-2011. и соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении на 2015 - 2016 учебный год.
Курс изучения алгебры и начал анализа реализуется в 10 классе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели в соответствии с Региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Республики Башкортостан. В связи с обращением учеников и родителей добавлен 1 час из школьного компонента на изучение алгебры и начал анализа на базовом уровне в 10 классе отведено 4 часа , 136 часов за учебный год. Рабочая программа по алгебре и началам анализа ориентирована на использование учебника для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин и др.-М.: Просвещение, 2009. Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- программы по алгебре и началам анализа среднего (полного) общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- базисного учебного плана.
Контроль:
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю), из них:
-на итоговое повторение в конце года 9 часов, остальные часы распределила по всем темам;
-на контрольные работы отведено 8 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, требующие высокого уровня образования, связанного с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Особенность изучаемого курса состоит в формировании математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. Использование в математике нескольких математических языков даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека: знакомство с методами познания действительности (понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач). Понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Содержание уроков математики направлено на формирование таких ценностных ориентиров как : Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
-ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- умение решать задачи реальной действительности математическими методами;
- самостоятельно определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения в общении и сотрудничестве, делать выбор какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- умение строить и исследовать математические модели для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнение и самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале, выполнения расчетов практического характера, использование математических формул и самостоятельное составление формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента; - умение самостоятельно работать с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- умение проводить доказательные рассуждения, логические обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке, высказывать свою версию, сравнивать ее с другими, определять последовательность действий для решения предметной задачи, давать оценку и самооценку совей работы и работы всех; - умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать группировать предметы, явления, определять причины явлений событий, обобщать знания и делать выводы;
- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении, высказывать и доказывать свою точку зрения.
Предметные результаты.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
-
АЛГЕБРА уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
-
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
-
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА уметь:
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
-
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА уметь:
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графическим методом;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для построения и исследования простейших математических моделей;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Тригонометрические функции. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус и тангенс. Периодические функции. Свойства и графики тригонометрических функций. Основная цель - расширить и закрепить знаниями умения, связанные с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений; изучить свойства тригонометрических функций и познакомить с графиками. Изучение темы начинается с вводного повторения, в ходе которого напоминаются основные формулы тригонометрии, известные из курса алгебры, и выводятся некоторые новые формулы. Особое внимание следует уделить работе с единичной окружностью. Она становится основной для определения синуса и косинуса числового аргумента и используется далее для ввода свойств тригонометрических уравнений. Систематизируются свержения о функциях и графиках, вводятся новые понятия, связанные с исследованием функций (экстремумы, периодичность) и общая схема исследования функций. В соответствии с этой общей схемой проводится исследование функций синус, косинус, тангенс и строятся их графики.
2. Тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Основная цель - сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений. Решение простейших тригонометрических уравнений основывается на изученных свойствах тригонометрических функций . При этом целесообразно широко использовать иллюстрации с помощью единичной окружности. Отдельного внимания заслуживают уравнения вида sinx=1, cosx=0 и т п. Их решение целесообразно сводить к применению общих формул. Отработка каких-либо специальных приемов решения более сложных тригонометрических уравнений не предусматривается. Достаточно рассмотреть отдельные примеры решения таких уравнений, подчеркивая общую идею решения: приведения решения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного и того же аргумента, с последующей заменой. Материал, касающийся тригонометрических неравенств и систем уравнений, не является обязательным. Как и в предыдущей теме, предполагается возможность использования справочных материалов.
3. Производная. Производные суммы, произведения и частного. Производная степенной функции с целым показателем. Производная синуса и косинуса. Основная цель - ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок. При введении понятия производной и изучении ее свойств следует опираться на наглядно-интуитивные представления учащихся о приближении значений функции к некоторому числу, о приближении участка кривой к прямой линии и т.д. Важно отработать умение применять правила и теоремы нахождения производных.
4. Применение производной. Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к построению графиков функций и решению задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений. Основная цель - ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков. Опора на геометрический и механический смысл производной делает интуитивно ясными критерии возрастания и убывания функций, признаки максимума и минимума. Основное внимание должно быть уделено разнообразным задачам, связанным с использованием производной для исследования функций. Остальной материал (применение производной к приближенным вычислениям, производная в физике и технике) дается в Ознакомительном плане.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АЛГЕБРА 10 КЛАСС
-
№ урока
Дата
Тема урока
Количество часов
Примечание
По плану
Фактически
1
1.09
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение).
1
2
2.09
Радианная мера угла.
1
3
3.09
Основные формулы тригонометрии.
1
4
7.09
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение). Основные формулы тригонометрии.
1
5
8.09
Формулы сложения.
1
6
9.09
Формулы двойного, тройного и половинного аргумента
1
7
10.09
Формулы понижения степени.
1
8
14.09
Формулы приведения.
1
9
15.09
Формулы приведения.
1
10
16.09
Применение формул приведения при решении задач.
1
11
17.09
Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение.
1
12
21.09
Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение.
1
13
22.09
Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение.
1
14
23.09
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
1
15
28.09
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
1
16
29.09
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
1
17
30.09
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
1
18
01.10.
Контрольная работа № 1. Преобразование тригонометрических выражений
1
19
05.10
Тригонометрические функции.
1
20
06.10
Тригонометрические функции и их графики.
1
21
07.10
Графики тригонометрических функций.
1
22
08.10
Графики тригонометрических функций.
1
23
12.10
Построение графиков тригонометрических функций.
1
24
13.10
Построение графиков тригонометрических функций.
1
25
14.10
Функции и графики.
1
26
15.10
Функции и графики.
1
27
19.10
Построение графиков.
1
28
20.10
Преобразование графиков.
1
29
21.10
Преобразование графиков.
1
30
22.10
Четные и нечетные функции.
1
31
26.10
Периодичность тригонометрических функций.
1
32
27.10
Четные и нечетные функции.
1
33
28.10
Возрастание и убывание функций.
1
34
29.10
Экстремумы функции.
1
35
05.11.
Исследование функций.
1
36
09.11
Построение графиков функций.
1
37
10.11
Исследование функций.
1
38
11.11
Построение графиков функций.
1
39
12.11
Исследование функций. Построение графиков функций.
1
40
16.11
Исследование функций. Повторение.
1
41
17.11
Свойства тригонометрических функций.
1
42
18.11
Гармонические колебания.
1
43
19.11
Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания.
1
44
23.11.
Зачет № 1.
1
45
24.11.
Контрольная работа № 2. Основные свойства функций.
1
46
25.11
Арксинус, арккосинус и арктангенс.
1
47
26.11
Нахождение арксинуса, арккосинуса и арктангенса.
1
48
30.11
Нахождение арксинуса, арккосинуса и арктангенса.
1
49
01.12
Вычисления арксинуса, арккосинуса и арктангенса.
1
50
02.12
Решение простейших тригонометрических уравнений.
1
51
03.12
Решение простейших тригонометрических уравнений.
1
52
07.12
Простейшие тригонометрические уравнения.
1
53
08.12
Решение уравнений по формулам.
1
54
09.12
Решение уравнений по формулам.
1
55
10.12
Решение простейших тригонометрических уравнений.
1
56
14.12
Решение простейших тригонометрических уравнений.
1
57
15.12.
Контрольная работа № 3. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
1
58
16.12
Основные методы решения тригонометрических уравнений
1
59
17.12
Методы решения тригонометрических уравнений
1
60
21.12
Решения тригонометрических уравнений
1
61
22.12
Решения тригонометрических уравнений
1
62
23.12
Методы решения тригонометрических уравнений
1
63
24.12
Решение систем тригонометрических уравнений
1
64
28.12
Решение систем уравнений
1
65
29.12
Методы решения систем тригонометрических уравнений
1
66
14.01
Методы решения систем тригонометрических уравнений
1
67
18.01.
Решение систем уравнений. Повторение.
1
68
19.01.
Контрольная работа № 4. Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений.
1
69
20.01
Приращение функции
1
70
21.01
Приращение функции
1
71
25.01
Понятие о производной.
1
72
26.01
Производная.
1
73
27.01
Вычисление производной по определению.
1
74
28.01
Вычисление производной.
1
75
01.02
Понятие о непрерывности и предельном переходе.
1
76
02.02
Понятие о непрерывности и предельном переходе.
1
77
03.02
Правила вычисления производных.
1
78
04.02
Правила вычисления производных.
1
79
08.02
Вычисления производных по формулам.
1
80
09.02
Правила вычисления производных.
1
81
10.02
Правила вычисления производных.
1
82
11.02
Производная сложной функции.
1
83
15.02
Производная сложной функции.
1
84
16.02
Производная сложной функции.
1
85
17.02
Производные тригонометрических функций.
1
86
18.02
Производные тригонометрических функций.
1
87
22.02
Производные тригонометрических функций.
1
88
24.02
Вычисление производных тригонометрических функций.
1
89
25.02.
Контрольная работа № 5. Производная.
1
90
29.02
Применение непрерывности.
1
91
01.03
Метод интервалов.
1
92
02.03
Применение непрерывности.
1
93
03.03
Применение непрерывности. Метод интервалов.
1
94
07.03
Применение непрерывности. Метод интервалов.
1
95
09.03
Касательная к графику функции.
1
96
10.03
Касательная к графику функции.
1
97
14.03
Нахождение касательной к графику функции.
1
98
15.03
Нахождение касательной к графику функции.
1
99
16.03.
Приближенные вычисления.
1
100
17.03
Производная в физике и технике.
1
101
21.03
Производная в физике и технике.
1
102
22.03
Приближенные вычисления.
1
103
23.03
Касательная к графику функции. Производная в физике и технике.
1
104
24.03.
Повторение.
1
105
04.04.
Контрольная работа №6. Применение непрерывности и производной.
1
106
05.04
Признак возрастания (убывания) функции.
1
107
06.04
Признак возрастания (убывания) функции.
1
108
07.04
Решение задач на применение признаков возрастания (убывания) функции.
1
109
11.04
Критические точки функции.
1
110
12.04
Максимумы и минимумы функции.
1
111
13.04
Критические точки функции. Максимумы и минимумы функции.
1
112
14.04
Примеры применения производной к исследованию функций.
1
113
18.04
Примеры применения производной к исследованию функций.
1
114
19.04
Примеры применения производной к исследованию функций.
1
115
20.04
Применения производной к исследованию функций
1
116
21.04
Применения производной к исследованию функций
1
117
25.04
Применения производной к исследованию функций
1
118
26.04
Наибольшее и наименьшее значения функции.
1
119
27.04
Наибольшее и наименьшее значения функции.
1
120
28.04
Наибольшее и наименьшее значения функции.
1
121
03.05
Признак возрастания (убывания) функции.
1
122
04.05
Критические точки функции. Максимумы и минимумы функции.
1
123
05.05
Повторение
1
124
10.05
Контрольная работа №7.Применение производной к исследованию функций
1
125-134
11.05-26.05
Повторение
10
135
30.05.
Итоговая контрольная работа №8
1
136
31.05.
Работа над ошибками
1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно - методическое обеспечение
-
Математика. Подготовка к ЕГЭ 2010 / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.
-
Алгебра и начала анализа. Тесты для промежуточной аттестации в 10 классе. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион,2007.
3.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, - М.Просвещение, 2010, составитель Т.А. Бурмистрова
4. . Раздаточный материал (карточки с заданиями для самостоятельных и контрольных работ).
Материально - техническое обеспечение
1. Портреты математиков.
2. Таблицы для уроков математики.
3. Циркуль, транспортир, угольник, линейка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен научиться:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;