Развитие интереса к предмету. ( на примере математики и физики)

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики, по сравнению с другими предметами, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски «новых» для каждого учителя эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Включение в урок дидактических игр, игровых моментов, эвристиче...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Развитие интереса

к предмету.


Санжарова Ольга Александровна,

учитель математики и физики

МБОУ Тацинская средняя общеобразовательная школа №3




Ст. Тацинская

2010 г.






2

Оглавление. стр.

Введение---------------------------------------------------------------------------- 3

Теоретический раздел------------------------------------------------------------ 5

Практический раздел------------------------------------------------------------- 8

Заключение------------------------------------------------------------------------- 15

Использованная литература---------------------------------------------------- 16
















3

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его немного более занимательным»

Б. Паскаль

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит к ситуативной заинтересованности на уроке.

Если учащийся не вовлечен в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики, по сравнению с другими предметами, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски «новых» для каждого учителя эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит не только от автора учебника, а в большей степени от методики ее

преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа, т.е. от меня как учителя математики. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательно интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

4

По мере того, как ученики взрослеют и «заражаются» любовью к математике, надо уменьшать количество занимательных моментов на уроках, а старшеклассники должны получать удовольствие от грамотно выстроенного доказательства, рационального решения, умной мысли, нестандартного подхода к стандартной задаче и т.д.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Итак, целями данной работы являются:

- обобщение и систематизация уже имеющихся у меня «на вооружении» приёмов;

- поиск новых приёмов и методов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.




5

Теоретический раздел.


Дидактические игры: викторина, математическое лото, кодированные упражнения, соревнования художников (при изучении тем: «Функция, область определения»), кто быстрее, цветок, солнышко, математические ребусы, математические турниры, занимательные задачи, эстафета, кроссворды (в т.ч. и числовые), задачи с интересной фабулой (например, задачи Г. Остера), поиск закономерности, творческая работа, логические задачи, математические софизмы, фокусы и т.д.

Осуществление связи индивидуальной, групповой и коллективной работы - основа развития интереса к предмету. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Следует особо сказать об организации самоуправления учащихся. Воспитывать - значит, прежде всего, вовлекать ребят в общественно полезную, в том числе и познавательную деятельность, организовывать детскую жизнь. Но если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей. Стремление к самостоятельности, присущее подросткам и старшим школьникам, должно стать основой самоуправления учащихся, которое поможет не только организовать деятельность учащихся, но и сделать ее желанной и значимой для них.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с

присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Вспоминаются слова К. Д. Ушинского: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

6

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают ориентацию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Включение в урок дидактических игр, игровых моментов, эвристических приемов делают процесс обучения интересным и занимательным. Создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких

путей в науку нет. Но я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Игра, игровые моменты - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Дидактическая игра - это вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от дидактических целей урока. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного

7

интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и, в отличие от дидактических игр, не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определённое задание и невозможностью осуществить его.

Приведу примеры игровых моментов, эвристических приемов, которые я применяю на уроках:












8

Практический раздел.

Анаграммы. В задачах этой серии требуется расшифровать каждую запись путем перестановки букв в ней так, чтобы получилось некоторое осмысленное слово. Такие перестановки называют анаграммами. Например, решить анаграмму ДВАКАТР означает, найти слово, составленное из данных букв, - это КВАДРАТ. Особый интерес представляют те случаи, когда анаграмма может быть решена несколькими способами, т.е. из одного набора букв можно получить не менее двух различных слов. Например, анаграмма ГИКОАЛ соответствует паре слов: ЛОГИКА и ИГОЛКА.

Примеры: шра - шар; ктеовр - вектор; оунск - конус, сукно; ргку - круг; тамиакамет - математика; оулнк - кулон, уклон, клоун и т. д.

Задачи этого типа можно применять во всех классах, т.е. с 5 по 11.

Аналогия - это сходство между объектами в некото­ром отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Нередко рассуждения по аналогии приводят к требуемому резуль­тату.

Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных ана­логий и нахождение аналогий между фигурами. Суть этих заданий состоит в следующем. В верхнем ряду заданы три объекта: слова или фигуры. Между первыми двумя из них есть определенная связь. Нужно ее установить и, рассуждая аналогично, подобрать из нижнего ряда объ­ект, имеющий такую же связь с третьим.

Пример.

Заглавными буквами выделены три слова. Поду­майте; как связаны первые два из них и укажите в списке а) - г) четвертое слово, которое точно так же связано с третьим:

9

УМЕНЬШАЕМОЕ - РАЗНОСТЬ, МНОЖИТЕЛЬ -? а) сумма, б) вычитаемое, в) произведение, г) умноже­ние.

Внимательно рассмотрев слова, расположенные в верхней строке, замечаем, что УМЕНЬШАЕМОЕ и РАЗ­НОСТЬ - это названия соответственно одного из

компо­нентов и результата действия вычитания, а МНОЖИ­ТЕЛЬ - название компонента действия умножения. Зна­чит, из списка слов, заданных в нижней строке нужно выбрать название результата действия умножения, т. е. слово «произведение».

Тема «Куб. Прямоугольный параллелепипед».КВАДРАТ - ПРЯМОУГОЛЬНИК, КУБ - ? а) прямоугольный параллелепипед, б)шар, в)ромб, г)пирамида.

Завершение предложений - это лингвистические уп­ражнения, направленные на развитие логической и рече­вой культуры школьников. Они помогают учащимся луч­ше усвоить основной теоретический материал: правила, определения, теоремы, приучают ребят к четкой и полной аргументации.

Суть этих упражнений заключается в следующем: в заданном списке слов требуется указать то слово, которое можно вставить вместо пропуска в предложении.

Как показывает практика, задания на завершение предложений наиболее эффективны в V - VI классах, но может применяться и в старших классах.

Пример. Вставьте вместо точек нужное по смыслу слово. Тема «Шар»-геометрия-11 кл.

1)Центр шара является его … симметрии.

2)осевое сечение шара есть …

3) осевое сечение сферы есть …

4)линия пересечения двух сфер есть … и т. д.

10

Логические задачи.

Задачи этой серии не имеют прямой связи с каким-ли­бо учебным материалом, их я использую в любой теме курса математики всех классов с целью воспита­ния у школьников умения проводить доказательные рас­суждения. Многие из них могут быть решены табличным способом.

Пример. 1.Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был одним из первых, а Лиса предпоследней?

2.Встретились три товарища: Белов, Рыжов и Чернов. Чернов сказал, что ни у одного из них цвет волос не соответствует своей фамилии. «Правильно!», - ответил Белов. Какого цвета волосы у каждого из них?

Омонимы лексические - это слова, имеющие одинаковую форму (звучание, написание), но разные по значению, например: «лавка» - скамья и «лавка» - небольшое торговое помещение.

В задачах этой серии нужно найти слово, которое означало то же самое, что и слова или словосочетания, стоящие вне скобок. Число точек в скобках равно числу букв в искомом слове.

МЕРА УГЛА (. . . . . .) МЕРА ТЕМПЕРАТУРЫ

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК (. . . . . . . ) ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ЧИСЛА

ПОДЗЕМНАЯ ЧАСТЬ РАСТЕНИЯ ( . . . . . . ) РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ( . . . . . . . . . ) ГРАФИК ФУНКЦИИ Развитие интереса к предмету.( на примере математики и физики)

МЕРА УГЛА ( . . . . . . ) МЕРА ВРЕМЕНИ

Составление задач по рисункам, таблицам, символическим записям - это эффективное средство развития языковых способностей школьников.

11

Пример из курса Алгебры - 9 кл.1.Представить выражение Развитие интереса к предмету.( на примере математики и физики) в виде произведения двух степеней с основанием Развитие интереса к предмету.( на примере математики и физики), если один из множителей равен а) Развитие интереса к предмету.( на примере математики и физики), б)Развитие интереса к предмету.( на примере математики и физики), в)Развитие интереса к предмету.( на примере математики и физики).

2.представить число 81 в виде степени с основанием: а)-3, б)3,в)-9, г)9.

Цепочка слов.

Некоторые слова содержат одинаковые сочетания букв, имеющие лексическое значение. Например: «сокол» и «колпак», «транспортир» и «паспорт».

Нас будут интересовать те пары слов, в которых общие сочетания букв стоят соответственно в конце и начале слова. Например, пара «закон» и «контроль» имеет общую часть - слово «кон», кото­рое является концом первого слова и началом второго.

Из этих трех слов можно образовать цепочку: ЗА (КОН)ТРОЛЬ.

Во всех упражнениях этой серии требуется восстано­вить цепочку слов. Эти упражнения направлены на фор­мирование умений оперативно работать со словесным материалом, непринужденное запоминание математичес­кой терминологии и активизацию познавательной дея­тельности школьников.

Примеры: Чело(…)тор, милли(…..)офон, культ(…)внение, бал(…)ус, алго(….)ика, ком(..)балет.

Зашифрованные слова

Пример: тема «Интеграл», 11 кл.

Расшифруйте высказывание знаменитого лётчика Валерия Чкалова о математике. Для этого вычислите интегралы, напротив каждого ответа поставьте соответствующую букву.

функция

а

b

ответ

буква

1

f(x)=2

1

3

4

п

2

f(x)=x^2-2x+1

0

3

3

о

3

f(x)=2sinx

0

π /2

2

л

4

f(x)=3sin(x/2)

0

П

6

ё

12

5

f(x)=x

2

3

2,5

т






-

6

f(x)=x^3

1

2

3,75

э

7

f(x)=5x

0

1

2,5

т

8

f(x)=6x

0

1

3

о







9

f(x)=5

-1

1

10

м

10

f(x)=x

0

1

0,5

а

11

f(x)=5-x

2

3

2,5

т

12

f(x)=3cosx

- π /2

π /2

6

е

13

f(x)=4x

2

3

10

м

14

f(x)=5x-2

0

1

0,5

а

15

f(x)=3x+1

0

1

2,5

т

16

f(x)=x/5

5

10

7,5

и

17

f(x)=x^2

2

3

6 ⅓

к

18

f(x)=cos2x

0

π /4

0,5

а!


Шифр:

0,5

2

2,5

3

3,75

4

6

6 ⅓

7,5

10

а

л

т

о

э

п

е

к

и

м


На уроках физики использую приём «Прочти пословицу». Учащиеся рассчитываются от 1 до 20, и каждый решает задачу, соответствующую его номеру. На доске - таблица.

Условие задачи

Буква-код

1

ρ=710 кг/м^3,v=2м^3,m-?

Б

2

m =16 т, v=20м^3, ρ-?

О

3

0,2кН=? Н

Л

4

m =200г,Fтяж-?

Ь

5

Fтяж=3кН, m-?

Ш

6

800 дм^3= ? м^3

Е

7

v=0,2м^3, ρ=1000 кг/м^3, Fа-?

Н

8

0,01см^2= ? м^2

А

9

100л=? м^3

У

10

Fтяж=2,6кН, Fа=2кН,R-?

К

11

ρ=900 кг/м^3, v=0,01м^3, m-?

И

12

Fа=1кН, ρ=1000 кг/м^3, v-?

У

13

Fа=40кН, v=10м^3, ρж- ?

М

13

14

ρ=1000 кг/м^3, Fа=20МН, v-?

Н

15

F1=1Н, F2=0,2Н,силы напр. в разн.стор. R-?

Е

16

F1=0,2Н, F2=0,6Н,силы сонапр. R-?

Е

17

40 г = ? кг

Р

18

ρ=1800 кг/м^3, m =180кг, v-?

У

19

Fа=18кН, v=3м^3, ρж- ?

К

20

m =900г, Fтяж-?

И



Ключ:

о

л

ь

е

н

а

у

к

и

м

р

ш

б

800

200

2

0,8

2000

0,0000001

0,1

600

9

400

0,04

300

1420



Кроссворды.

Школьники всех возрастов любят составлять и разгадывать кроссворды.

Пример по теме «Первообразная и интеграл», 11 кл.

л

е

й

б

н

и

ц

2

3

с

е

м

н

а

д

ц

а

т

ы

й

н

ь

ю

т

о

н

4

н

е

о

п

р

е

д

е

л

ё

н

н

ы

й

5

п

о

д

и

н

т

е

г

р

а

л

ь

н

а

я

6

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

8

7

п

л

о

щ

а

д

ь

б

е

р

н

у

л

л

и


Вопросы к кроссворду:

  1. Учёный, придумавший современное обозначение интеграла.

  2. Век, в котором Лейбниц ввёл это обозначение.

  3. Учёный, доказавший формулу ∫f(x) dx = F(b) - F(a).

  4. Вид интеграла.

  5. Название функции в формуле ∫f(x)dx.

  6. Геометрическая фигура, на которые разбиваем трапецию при нахождении площади.

  7. Геометрический смысл интеграла.

14

  1. Учёный, придумавший название «интеграл».

Игра «Думай быстрее».

Применяю на уроках физики.

Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причём так, чтобы они начинались на указанную букву. Выбрана буква М или любая другая. Вопросы:

  1. Физическая величина.

  2. Учёный.

3) Физическое тело.

4) Вещество.

5) Природное явление. М

6) Прибор.

7) Раздел физики.

8) Единица измерения.

9) Профессия, имеющая отношение к физике.

Задачи без вопроса.

Развивают творческое мышление учащихся. Например, на уроках физики можно давать подобные задачи по различным темам: «Масса кирпича 4 кг. Определите всё, что можно.» (Возможные вопросы: объём кирпича; силу тяжести; вес; силу Архимеда; силу, которую нужно приложить, чтобы удержать кирпич в воде и т.д.).


15

Заключение:

Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

эффективным средством активизации учебной деятельности школьников,





16

Использованная литература:

1.Гаврилова Т.Д. Занимательная математика на уроках в 5 - 11 классах. Волгоград: Учитель, 2006.

2.Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград: Учитель, 2006.

3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, «Просвещение»,1990.

4.Миракова Т.Н. Развивающие задачи на уроках математики .Львов, журнал «Квантор»,1991.

5.Физика.7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкина/ авт-сост В.А.Шевцов.-Волгоград: Учитель,2005.

© 2010-2022