Использование модульной технологии в процессе преподавания математики

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс.  Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок -  активный субъект учебного процесса. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятел...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мукина И.П учитель математики МБОУ «Гимназия №123»

Использование модульной технологии в процессе преподавания математики.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой - быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок - активный субъект учебного процесса. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно модульная технология. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учиться общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе.

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного обучения. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Я выделяю их сама, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяю количество часов так, чтобы присутствовала вводная, диалогическая, контрольная часть.

Использование модульной технологии в процессе преподавания математики.

1. Точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

2. Банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

методическое руководство по достижению целей (как?)

3. Практические занятия по формированию необходимых умений

4. Контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле с уроком коррекции знаний.

Такая организация процесса обучения, позволяет ученику работать с учебной программой, состоящей из модулей, исходя из индивидуальных особенностей. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах: СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать) СЛОВО - словесном (рассказать, написать) СХЕМА - (графическое изображение, диаграмма) чаще всего в результате лекций вместе с детьми получаем опорный конспект в виде схемы, который используем в дальнейшем на каждом уроке модуля.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке - управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

Модульный урок даёт возможность получать много оценок - баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть "приговором". Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. Обычно за урок ученик получает две оценки - за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока - модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: "если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….".

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

1. Необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

2. Нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

3 Подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

№ урока модуля в теме

Тема

ИДЦ

Тип урока

Вид контроля


самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов. Оценочный лист:

Фамилия, имя

УЭ-1

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7

итог

оценка

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза "Работа в парах" означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

© 2010-2022