Личностно-ориентированное обучение школьников математике

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Личностно-ориентированное обучение школьников по математике»





Выполнил:

Почетный работник

общего образования РФ,

учитель высшей

квалификационной категории,

учитель математики

МКОУ Коченевской СОШ № 13

Скидан Светлана Васильевна











КОЧЕНЕВО




Содержание


  1. Введение. (Актуальность выбранной темы)

  2. Построение личностно-ориентированного образования

  1. Личность, личностный подход.

  2. Понятие личностно-ориентированного обучения.

  3. Цели и задачи личностно-ориентированного обучения.

  4. Психологическое обоснование личностно-ориентированного обучения.

  5. Особенности содержания личностно-ориентированного обучения.

  6. Формы и методы способы умственных действий.

  7. Обзор современных технологий.

  8. Модель урока в системе личностно-ориентированного обучения.

  9. Примеры из собственного опыта.

  10. Материально- техническое обеспечение личностно-ориентированного обучения.

Ш. Заключение. (Превосходство личностно-ориентированного

обучения перед традиционным обучением).

IV. Литература.




«Учитель, который мало

или вообще не принимает

во внимание различия

индивидуальностей в классе,

есть личность, которой безразличны

жизни ее учеников»


Уильям А. Вард



  1. Введение. Актуальность выбранной темы.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Как показывает анализ педагогической практики в современной школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей.

В современной школе высшая ценность - личность учащегося. Приобретенная позиция развития личности.

Критерий оценки деятельности школы - обеспечиваемые ее условия для развития индивидуальности учащегося. Развивающее обучение предполагает ни только изменение содержания образования, но и способов организации учебной деятельности. Но оно должно быть гуманистически ориентировано.

Известно, что цели обучения математики являются лидирующими компонентами методической системы обучения математики и основным связывающим звеном между этой системой и ее внешней средой. Поэтому любые изменения во внешней среде, прежде всего, сказываются на целях обучения и через них на содержание образования, методах, средствах и формах обучения математики.

Цели обучения обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями.

Так как, образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, вниманием ученика к окружающему миру и к себе, к воспитанию умения искать и находить свое место в жизни, то я считаю, что наиболее более полно отвечает всем этим требованиям технология личностно-ориентированного образования.

II. Построение личностного ориентированного образования.


  1. Личность, личностный подход.

Личность, человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

[1, стр.134]

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

  • Совокупность социально значимых свойств человека;

  • Система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

  • Система деятельности осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

  • Осознание окружающего мира и себя в нем;

  • Система потребностей;

  • Система способностей, творческих возможностей;

  • Совокупность реакций на внешние условия и т.д.

Все это образует содержательное обобщение «Личность».

[2, стр. 5-6 ]

Личность представляет собой некоторую целостность, не сводимую к ее элементам. Кроме того изучение личности - это «исследование того, ради чего и как использует человек врожденные и приобретенные качества (даже черты темперамента и, уж конечно, приобретенные знания, умения, навыки … мышление)» (Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В.2т. М., 1983. Т.1. С.385)

[3, стр. 4]

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что личность представляет собой системное качество. Система отличается тем, что в ней отдельные составляющие не проявляются сами по себе, они обнаруживаются во взаимодействии, их влияние зависит от тех характеристик, которые организуют все «хозяйство» в единый целостный организм.

Личностный подход, последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

[1, стр.134]


  1. Понятие личностно-ориентированного обучения.

В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления).

[2, стр.208-210]

Технология построения и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса, обеспечивающего условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становления у него важнейших в современном мире умений:

  • Самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

  • Принимать самостоятельные и ответственные решения;

  • Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;

  • Принимать ответственность за себя и свое окружение;

  • Строить с другими людьми отношения и сотрудничества.

[4, стр.23]

Личностно-ориентированное обучение опирается на субъективный опыт обучающихся , выявляет и использует образы как особые личностные образования, развивает самостоятельность, ответственность за себя и свое окружение, воспитывает толерантность.


  1. Цели и задачи личностно-ориентированного обучения.

Целями и задачами личностно-ориентированного обучения являются:

  1. Развитие самостоятельности ребенка в процессе обучения.

  2. Формирование конвергентного мышления, дивергентного мышления.

  3. Формирование самосознания, позитивной Я-концепции.

  4. Формирование способности к кооперации, соотношению своих интересов с интересами других людей, признание ценности каждого человека.

Образовательный процесс на всех его ступенях строится на основе единых принципов, целей и ценностей.


  1. Психологическое обоснование личностно-ориентированного обучения.

В подростковом и юношеском возрасте идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. В это время меняются восприятие, внимание и воображение детей. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития. В подростковом возрасте активно совершенствуется САМОКОНТРОЛЬ деятельности. Происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

МЫШЛЕНИЕ ребенка этого возраста во многом определяется его ПАМЯТЬЮ: мыслить - значит вспоминать. Улучшается ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную тему. Подростки склонны к ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ, они стремятся все перепроверить; подростковый возраст отличается повышенной ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по УРОВНЮ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Этими различиями определяется их дифференцируемое отношение к учебе. [5, стр.12 - 15]

Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных, они в большой мере адекватны возможностям ребенка.

Способы предъявления учебной задачи, постановки цели урока, контрольная и оценочная деятельность, разные формы обучения, методы и методические приемы следует проанализировать с точки зрения их соответствия развитию личности ребенка. Формируя цель урока, учитель продумывает условия реализации возможностей ребенка и решает разных уровней. Прежде всего, он стремится учесть возрастные особенности детей.


  1. Особенности содержания личностно-ориентированного обучения.

Технология личностно- ориентированного обучения представляет сочетание ОБУЧЕНИЯ, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества и УЧЕНИЯ, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка.

Ее содержания, методы, приемы направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), обоснованы требования к тому, как ими овладеть, описывать и учитывать личностные особенности; выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности определенному виду деятельности.

Для каждого ученика составляется ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, которая носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками, она гибка приспособлена к возможностями ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

[2, стр.208-212]

Образовательная программа, ориентированная на личностное развитие каждого ученика, разрабатывается многими специалистами.

Необходимо выдержать 4 основных критерия:

  1. Согласование в ее содержании знаний, отражающих социокультурные образцы познания и субъектный опыт учеников определенного возраста конкретных условий их жизнедеятельности.

  2. Представление ученикам на выбор в рамках программы разнообразных способов.

  3. Создание условий для проявления избирательности каждого ученика к проработке программного материала на основе личных предпочтений, связанных с индивидуальными особенностями.

  4. Изложение в программе помимо предметных знаний метазнаний, приемы организации собственной учебной деятельности.

[4, стр.53-54]


  1. Формы и методы, способы умственных действий.

Способ учебной работы - личностное образование , где как в сплаве объединены мотивационный - потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

СУД (способы умственных действий) рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.

Центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Исходным пунктом является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.

Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается разносторонняя среда с тем, чтобы дать возможность проявить себя.

Гибкие, мягкие ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые педагог организует на уроке, позволяет фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения дифференцируемых форм обучения.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специально конструирование учебного текста, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием в ходе овладения знаниями.

Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

[2, стр.208-212]

Выделим наиболее употребительные в школьной практике различные подходы к ученикам.

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД - возможность оценки ученика по уровню его учебных достижений в овладении ЗУНами. Цель - овладение знаниями.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД как педагогическая технология в последнее время реализуется в связи с задачей организации различных профилирующих классов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД как педагогическая технология позволяет выделить скорее групповые, чем индивидуальные различия.

Личностно-ориентированная педагогическая технология должна обеспечивать выявление индивидуальности каждого ученика по следующим параметрам:

  • Выявление содержания его субъективного опыта.

  • Учет избирательности как индивидуальной предпочтительности к работе с учебным материалом.

  • Предоставление ученику возможности выбора способов учебной работы с программным материалом.

  • Оценка не только результата, но и, главным образом, ПРОЦЕССА его достижения.

[4, стр.61-64]


  1. Обзор современных технологий.

Можно выделить несколько современных технологий, приближенным к технологии личностно-ориентированного обучения.

а) Технология полного усвоения знаний.

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы. При правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% обучающихся смогут полностью освоить все содержание учебного курса.

б) Технология разноуровнего обучения

Основные принципы педагогической технологии:

  1. Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

  2. Взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать.

  3. Неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

в) Технология коллективного взаимообучения.

«Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.

г) Технология модульного обучения.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модули позволяют перевести на субъект-субъектную основу, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

[6, стр.70-72]


  1. Модель урока в личностно ориентированном обучении.

Личностно-ориентированный урок изменяет:

  • тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

  • ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

  • позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;

  • характер складывающихся в процессе уроке учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

В личностно-ориентированном образовании урок приобретает качественно иное значение, превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания.

Основой обучения выступает не урок, как это принято, а серия уроков (блок или блоки), посвященных одной личностно-значимой теме. Такая серия получила название «укрепление дидактической единицы» смысл личностно-ориентированной технологии в совершенно новой организации учебного процесса, воспитания, преподавания.

Главное же - именно воспитание. Это цель, сверхзадача каждого урока (урока - модуля), на которую уже потом работают другие цели: образовательная, развивающая и новая - предметно- практическая.

Основными компонентами такого урока становятся:

  • микромодуль - мотивации;

  • микромодуль-образ;

  • микромодуль-анализ;

  • микромодуль событийно-практический;

  • микромодуль- проповедь.

Модуль комплектуется из микромодулей, которые являют собой логическую форму, проекцию человеческого сознания.

Микромодуль-мотивация.

Создайте у ученика мотив, желание узнать.

Микромодуль-образ.

Субъект образования восходят к созданию образа отношения «человек культуры».

Микромодуль-анализ.

Субъект образования обращается к внешнему анализу символов культуры в форме ассоциативных переживаний (смысло-поисковый этап).

Микромодуль-действие.

Личное действие.

Микромодуль-проповедь.

Определяет готовность ученика к выходу в реальную среду культуры для ее творческой реорганизации.

[7, стр.14]


В личностно-ориентированном уроке очень важен контроль за процессом работы учащихся. Учитель должен строить беседу с учеником, чтобы не просто констатировать ошибку, но и выявить ее природу; не прямо подсказать правильный ответ, а быстро и экономно намечать пути и средства устранения ошибки на конкретном учебном материале. Необходимо знать причину индивидуальных затруднений. Для этого существуют 2 возможности:

Первая: необходимо развернуть диалог с учеником, в ходе

которого выявить не только знание материала, но и

те способы, которыми пользуется ученик в работе с

ними.

Вторая: необходимо иметь набор карточек-заданий,

позволяющих ученику самостоятельно выбирать

тип, вид и форму материала, пользоваться

индивидуальными способами учебной работы. Для

этого наряду с итоговыми формами контроля важно

осуществлять поурочный контроль в малых

формах, занимающий не более 5-10 минут от урока.

[4, стр.113-114]


Важное место при подготовке к уроку мы отводим разработке его гибкого плана.

1) Он включает в себя:

  • определение общей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;

  • подбор и организацию дидактического материала, позволяющего ученику выбирать тип, вид и форму задания;

  • планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);

  • выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом ее характера (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, решение проблемных, творческих задач и.т.п.).

2) Планирование результативности урока предусматривает:

  • обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

  • анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

  • внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.

[4, стр.116-117]


  1. Примеры из собственного опыта.

Одной из задач личностно-ориентированного обучения является развитие самостоятельности, самоконтроля.

Сущность самоконтроля сравнить свой результат с неким эталоном (с учебником, со справочником, таблицей, графической моделью, математической моделью - формулой). Ученику необходимо перенести в нестандартную ситуацию алгоритм или сумму алгоритмов, воспользоваться ими при решении в нестандартных ситуациях.

Так, например, после изучения в 8 классе темы «Теорема Виета», отработки упражнений предлагаю учащимся решить следующее задание:

Личностно-ориентированное обучение школьников математике

Личностно-ориентированное обучение школьников математике

Личностно-ориентированное обучение школьников математике


  1. Материально-техническое обеспечение личностно-ориентированного урока.

Учебные занятия в системе личностно ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную установку парт в общий стол для занятий бригадой.




  1. Заключение. (Превосходство личностно-ориентированного обучения перед традиционным обучением).

В современной школе высшая ценность - личность учащегося. Приоритетная позиция - развитие личности. Термин «личностно-ориентированное образование» в настоящее время имеет широкое употребление. Он фиксирует многие инновационные подходы и разнообразные требования к современному образованию. В чем они состоят:

  • в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в ее самобытности, уникальности, неповторимости;

  • в наличии альтернативных форм образования в виде различных типов образовательных учреждений, позволяющих осуществлять дифференцированный, разноуровневый подход в обучении;

  • в представлении каждому ученику права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.

Для личностно-ориентированного образования более существенной является ориентация на ЦЕННОСТИ, чем на конечные ЦЕЛИ. (главным становится вопрос «каким быть»).

Долгие годы наша школа в качестве главной цели декламировала как основную задачу своей деятельности - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности с заданным обществом, заранее планируемы качествами.

[4, стр.15]


Как показывает анализ педагогической практики в современной школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения. А этому способствует внедрение личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2002 г.

  2. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», «Народное образование», Москва, 1998 г.

  3. Наталья Афанасьева «Личностный подход в обучении», газета «Школьный психолог».

  4. И.С. Якиманская «Технология личностно0ориентированного образования», Библиотека журнала «Директор школы», № 7, 2000

  5. Немов Р.С. «Психология», издание в 3-х томах, т.1 «Просвещение», «Владос», Мсоква, 1995 г.

  6. Г.Ю. Ксенцова «Перспективные школьные технологии», Педагогическое общество России, Москва, 2000 г.

  7. В.В. Шоган «Технология личностно ориентированного урока», издательство «Учитель», 2003 г. (Издательская программа «Педагогика нового времени»)








© 2010-2022