Доклад Современное направление активизации познавательной деятельности

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Cовременное направление активизации познавательной деятельности обучающихся.

Если мы будем учить так,
как учили вчера,

мы украдем у детей завтра.


Джон Дьюи,

американский педагог и психолог.

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства.
Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - «взаимный», «act» - действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% -услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в деятельности.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Отношение обуч-ся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающимся без помощи взрослых и преподавателя. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга. Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения их к энергичному, целенаправленному учению. Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В своей педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа рассматриваю принцип проблемного обучения. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному их поиску. Например: При изучении темы: «Формулы двойного аргумента» обучающиеся самостоятельно получили новые формулы, путем решения проблемных ситуаций:

  1. Зная формулы сложения

Sin(a+b)=Sina Sinb +Cosa Cosb (1)

Cos(a+b)=Cosa Cosb-Sina Sinb (2)

формулах (1), (2) сделав замену а=b, получили новые формулы синуса и косинуса двойного аргумента Sin2a= 2Sina Cosa (3)

Cos2a=Cos2a-Sin2a. (4).

2)Выразили правую часть формулы (4) через одну тригонометрическую функцию (синус или косинус), используя основное тригонометрическое тождество.

Или при изучении темы: «Показательная функция, ее свойства» обучающиеся самостоятельно вывели свойства показательной функции, зная, ее график и таблицы, что мы использовали для его построения на предыдущем уроке.

У=(1/2)х 1>1/2>0

х

-2

-1

0

1

2

у

4

2

1

1/2

1/4У=2х 2>1

х

-2

-1

0

1

2

у

1/4

1/2

1

2

4

1.Область определения - множество действительных чисел.

2. Область значений - множество всех положительных чисел.

3. При а>1 функция возрастает на всей числовой прямой;

При 0<а<1 функция убывает на множестве R.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания математических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов обучающихся т.к. интерес является главным мотивом их активизации. Например: Урок по теме: «Наибольшее и наименьшее значения функции» обучающиеся очень активны и с большим интересом самостоятельно выполняют задание с помощью калькуляторов своих сотовых телефонов.

«Материальная точка движется по прямой согласно закону S(t)=12t2 - 2/3t3. В какой момент времени из промежутка [4;10] скорость движения точки будет наибольшей, и какова величина этой скорости?

Данный фактор я учитываю уже при формировании учебного материала. Обучающийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальную действительность, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Например: При изучении темы: «Площадь полной поверхности параллелепипеда», в группе сварщиков решали задачу: «Вычислите, сколько листов железа потребуется для изготовления газетного киоска формы прямоугольного параллелепипеда размерами 3х4х2м, если размеры листа 2,5х1,75м».

Творческий характер познавательной деятельности позволяет пробудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающихся, особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Игровой характер при ведении занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучающихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. Очень интересно проходит «Своя игра», где группа делится на три подгруппы. Игра состоит из основного раунда. Вопросы расположены по уровню их сложности. Например: Математика вокруг нас.

  1. На березе 4 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? ( На березе яблоки не растут).

  2. Даны числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Что больше их сумма или их произведение? (Сумма).

  3. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 минуты).

  4. По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько всего птиц летело по небу?. (5).

  5. Чему равны стороны Египетского треугольника? (3,4,5) и т.д.

Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если вам скажут, что играть легко.

Игра - трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры преподавателю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке. Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.

Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема "умышленной ошибки", приема конкретной ситуации, вопросов, приема использование метода "мозгового штурма", составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей - это те "педагогические уловки", которые активизируют как познавательные, так и мыслительные процессы обучающихся, помогают им приобретать опыт в учебной деятельности.

Вспомним крылатое предложение " А математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Не правда ли хороший эпиграф к уроку математики, а кому принадлежат эти слова? (они у нас на задней стене кабинета). Или "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"( Л.Н.Толстого). Они сформулированы емко, лаконично и имеют большое воспитательное значение для детей, если преподаватель умело обыграет их на уроке. Использование эпиграфов к урокам - это, конечно, песчинка, чтобы активизировать деятельность обучающихся этого далеко недостаточно. В процессе обучения математике мы знакомим обучающихся с методами математического исследования, которые в то же время служат и методами учебной работы, особое внимание уделяем аналитическому способу решения задач.

Решая геометрические задачи, пришли к итогу:

1. Cделай рисунок:
а) рисунок должен соответствовать условию задачи;
б) рисунок должен "работать" на нас;

2. Cмелее выдвигай различные предположения;

3. Bыводы логически обосновывай.

Овладение обучающимися методом анализа помогает им сознательно и самостоятельно находить решение, целенаправленно действовать на каждом этапе, например:

Задача. Дан рисунок. Прочитайте его

. Доклад Современное направление активизации познавательной деятельности

Решение каждой подобной задачи, как на плоскости, так и в пространстве требует от обучающихся определенной "цепочки" умственных операций. Например: Чтобы выделить прямоугольный треугольник, нужно проделать следующую "цепочку" действий: 1)выделить окружность, 2)выделить треугольник, 3) сообразить, что он вписанный, 4) обнаружить, что сторона треугольника является диаметром, 5) сообразить, что диаметр делит окружность на дуги, равные 180 градусам, 6) увидеть вписанный угол АСВ треугольника, 7) понять, что угол АСВ прямой. 8)Последнее звено "цепочки", что треугольник прямоугольный.

Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную организацию.

Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет преподавателя, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы обучающихся, дают большие возможности для творчества обучающихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности обучающихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок обучающихся. Реализация всех этих задач возможно только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.

Под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Одно из таких эффективных средств развития интереса обучающихся к учебному предмету - интерактивная доска. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание обучающихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? ». А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую - одна из важнейших творческих задач нашей работы. Ярким, насыщенным бывает урок, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также повторения. Так, например, создание обучающимися компьютерных презентаций по какой-либо учебной теме как: а) « Пирамида Хеопса»; б) « Четыре определения производной»; в) «История возникновения дифференциального исчисления» и т.д. поддерживает высокий уровень мотивации деятельности обучаемых. В процессе выполнения заданий расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность обучающегося.
Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок, но была бы счастлива в двойне, если бы все обучающиеся одинаково понимали, для чего они обучаются. На ум приходит то, что у Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошел человек и задал каждому из них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?».

Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».

По- иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб».

Третий воодушевленно провозгласил: «Строю прекрасный храм!».

Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней по-разному, а, следовательно, и выполняли её, по-разному.


© 2010-2022