Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно- ориентированная технология 1.Обоснование  актуальности личностно- ориентированного обучения в  условиях  современной школы   Актуальность личностно-  ориентированного  обучения  состоит в том, что  оно предполагает  использование  учителями в  практике  работы   по  личностно-  ориентированному обучению на  уроках  математики  различного  занимательного материала:  дидактических и сюжетно-  ролевых  игр, задач в стихах, задач-  шуток, загадок, ребусов, игровых  и  занимательных  ситуа...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно- ориентированная технология

1.Обоснование актуальности личностно- ориентированного обучения в условиях современной школы

Актуальность личностно- ориентированного обучения состоит в том, что оно предполагает использование учителями в практике работы по личностно- ориентированному обучению на уроках математики различного занимательного материала: дидактических и сюжетно- ролевых игр, задач в стихах, задач- шуток, загадок, ребусов, игровых и занимательных ситуаций, которые позволяют создать такие условия обучения, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в саморазвитии самопознании, самосовершенстве.

Умело организованный процесс, с использованием элементов современной, педагогической технологии личностно- ориентированного обучения позволяет ученику быть не просто пассивным слушателем на уроке, а первым помощником учителя в увлекательной, разнообразной работе.

При личностно- ориентированном обучении на первое место выдвигается индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально- духовной сферы, формирование качеств.

Личностно- ориентированное обучение предполагает создание таких условий на уроке для ученика, которые позволяют ему обучаться без боязни получения плохой отметки, потому что свобода выбора уровня обучения позволяет ему найти посильный уровень обучения, позволяет учесть все его индивидуальные особенности.

Однако, в практике работы наших учителей, несмотря на требования времени, значительно укоренился традиционный способ преподавания, который предполагает преимущественно объяснительно- иллюстративные методы обучения. Учителя, делающие попытки внедрить программированное или проблемное обучение большей частью фрагментарно и основная причина этих неудач - мелкая структура учебного процесса, поверхностное изучение теоретических основ личностно- ориентированного обучения.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно- ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека, способного влиять на собственную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

В связи с этим, обращение к теме данного методического лектория очень актуально, так как тема требует самостоятельного осмысления теории и практики личностно- ориентированного обучения, где особое место занимает индивидуальный подход к учащимся .

Поэтому цель нашего лектория: показать основные направления реализации элементов педагогической технологии; раскрыть научно- методическую и практическую сущность современного индивидуального подхода к учащимся на основе личностно- ориентированного обучения.


2. Технология личностно- ориентированного обучения в современной педагогической науке

Изменение школьной образовательной парадигмы предполагает построение процесса обучения так, чтобы происходило формирование личности младшего школьника. И в поле зрения остается профессиональное становление учителя; развитие его духовных, творческих возможностей. Мы считаем, что созида­тельная деятельность базируется на внедрении инновационных педагогичес­ких технологий

Дефиниция "технологии" (от греческого techne - искусство, мастерство, умение и logos - наука) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Понятие «педагогическая технология» появилась в пятидесятых годах как противовес нечёткости и неопределённости традиционного, методического подхода. Краеугольные камни педагогической технологии - планирование результатов обучения как диагностично и операционально выраженных це­лей и непрерывная диагностика результативности образовательного про­цесса. Точно и конкретно поставленные достижимые цели позволяют в ка­ждый момент для данных условий из имеющегося педагогического арсена­ла подобрать подходящие методы, формы, приёмы и средства их достиже­ния. для применения этих инструментов требуются некоторые начальные условия. Эти условия формулируются тоже как операциональные и диагно­стичные цели, для их достижения находятся другие инструменты. Таким образом, процесс построения процесса обучения продолжается сверху вниз, от целей к стартовым условиям. Когда имеющиеся условия будут достигну­ты, можно будет указать одну траекторию, (реже - несколько отличающих­ся в отдельных звеньях) позволяющую от данных условий добраться до планируемых результатов. Очевидно, что, применяя эту же последователь­ность процедур в другом случае к таким же начальным условиям, можно получить в точности те же результаты. Идея представляется настолько при­влекательной и простой, что работы в этом направлении идут уже более со­рока лет. На первые тридцать лет из них попадают две эпохи в дидактике, во многом изменившие устоявшиеся взгляды. Это идеология программиро­ванного обучения, овладевшая умами в шестидесятые годы, и теория про­блемного обучения, ставшая педагогическим знаменем в семидесятые

Образовательная технология - термин, становящийся обще­принятым для педагогической технологии девяностых годов. Это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании вероятностного характера образовательного процесса, внимании к субъектности ученика и, начавшихся работах по проектированию лично­стно-ориентированных образовательных технологий. Узость и однознач­ность целей, достигаемых за счёт педагогической технологии 50-х-80-х годов, приходит в противоречие с принимаемым теперь приоритетом развития человеческой индивидуальности и личности, установкой на самоак­туализацию, поощрением неповторимости человека. Каждый ученик за­служивает собственной траектории движения по учебному материалу, отве­чающей его целям, потребностям и интересам. «Сегодня разрабатываются концепции подлинно развивающего образования, идеалом которого становится «человек свободный». Субъектом образования в этом случае выступает личности, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве социально- хозяйственной системы. Меняются ценностные установки в обществе и образовании: обсуждается переход школы от «школы памяти» к «школе мышления» (Э.В. Ильенков) и далее к « школе развития» (Н.Павлов)

Соответственно, цели образования становятся не только многопрофильными, но и многоуровневыми; внутренняя диффе­ренциация оказывается неизбежным элементом образовательного процесса.

Но тогда вместо одной общей траектории приходится выстраивать множество частных траекторий, ведущих в нужном направлении. Чтобы процесс не разваливался, все эти траектории увязываются в один жгут. Результатом оказывается проектирование очень сложного процесса. Если в педагогиче­ской технологии 60-х - 80-х годов постоянная диагностика имела целью своевременное обнаружение отклонений от траектории для принятия не­медленных коррекционных мер, то в современной образовательной техно­логии диагностика нацелена на раннее обнаружение и прогнозирование тенденций развития каждого ученика. По результатам диагностики проек­тируется процесс на каждом шаге. Таким образом, получение информационно - обратной связи становится непрерывным синтетическим процессом, соеди­няющим диагностику с прогнозированием. Этот процесс получил название мониторинга, что в переводе с английского означает "непрерывное отсле­живание". Под мониторингом в педагогике «..понимают непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им. Педагогиче­ский мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией, позволяющей принять правильные решения. Объект исследования в данном случае - это результаты учебно-воспитательного про­цесса и средства, которые используются для достижения поставленных це­лей: Педагогический мониторинг и определяет, насколько они рациональ­ны и перспективны» (А.Н.Дахин)

В этом принципиальное отличие новых технологий от прежних. Раньше можно было создать один инструментарий, но применять его годами в схожих условиях. Теперь отрицается само существование схожих условий. В основе технологий четвёртого поколения лежат принципы неопределён­ности для гуманитарных систем - как явно обозначенные, так и менее присутствующие. Технологии четвёртого поколения принципиально отдают приоритет развитию деятельности, а не накоплению фактов, тем са­мым, подстёгивая изменения в содержании образования.

По мнению М.В.Кларина: "Педагогическая технология - это не просто исследование в сфере использо­вания технических средств обучения или компьютеров; это исследование, це­лью которого является выявление принципов и разработка приемов оптимиза­ции образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образо­вательную эффективность, путем конструирования и применения материалов, а также посредством оценки применяемых методов"

Психологической основой педагогической технологии личностно- ориентированного обучения являются теории И. Якиманской, Леонтьева, Вазина, Жунусова, Оспанова и т.д.

Основополагающими принципами внедрения педагогических технологий развивающего обучения, к каким относится личностно- ориентированное обучение, являются:

- Подходить к каждому ребенку с "оптимистической гипотезой", т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности.

- Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше.

- Отказаться от сравнения ребенка с другими детьми.

- Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности на уроке.

-Дать каждому ребенку ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.

Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с содержанием? Конечно, ведь все элементы содержания образования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории дидактики, имеют не только социальную, но и личностную составляющую.

Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной личности (Шамова Т.И.) А это в свою очередь позволяет говорить о культуротворческой миссии образования (Кудрявцев В.Т.), обеспечивающей становление «культурного человека». В самом общем виде - это человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности - сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия (И.А. Зимняя).

Что следует понимать под образованием?

Традиционно образование рассматривается как создание человека по образу и подобию (Данилова Л.Г.)

Однако истинное, современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» - человека.

Личностно- ориентированное обучение активно завоевывает образовательное пространство. И это не случайно, так как назрела объективная потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога и полилога с учащимися. Компоненты личностно-ориентированного взаимодействия позволяют ученику обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости в жизни.

Стратегия современного личностно- ориентированного обучения заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно- ориентированного обучения. В центре школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

Наиболее перспективной в развитии образования является Концепция личностно-ориентированного образования.

Настоящая концепция - это попытка осмысления существующей ситуации, выявления сложившихся противоречий и определения вектора направления движения в развитии образовательного пространства.

Концепция личностно- ориентированного образования разработана на основе идей индивидуального подхода и инновационных технологий, создания социокультурной, воспитательной среды, обеспечивающей формирование и развитие поликультурной, творческой личности ученика в условиях его самоопределения, самореализации, самообучения, самовоспитания, саморазвития, обладающего качествами гражданина и патриота.[9]

Ведущие положения Концепции обоснованы результатами многолетней опытно-поисковой, исследовательской работы, проведенной на базе опытно- экспериментальных школ бывшего пост советского пространства.

Интерес к личностно- ориентированному обучению обусловлен его возрастающим значением, как фактора становления и социализации личности (Галагузова З.А., Мудрик А.В., Семенов В.Д.), духовного искания смысла жизни (Бродский C.С.) и связи с духовными традициями своего народа ( Волков Г.Н., Хуторской А.В.)

Сущностными характеристиками этой концепции являются:

-гибкость

-разнообразие

-доступность

Такое образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия.

Чтобы обеспечить условия для осуществления личностно- ориентированного обучения учащихся начальных классов, необходимо создать эффективно действующий механизм «мягкого», ненасильственного управления на всех уровнях образовательного пространства.

Смысловое и содержательное значение данного механизма состоит в обеспечении гарантий качественного образования и условий для самоопределения и самореализации личности; расширении участия общества в управлении образованием; создании правовой и экономической основы полноценного функционирования и развития образовательных учреждений в соответствии с государственной политикой, зафиксированной в Законах «Об образовании», «О Языках», Государственных программах «Образование» и «Комплексной программой воспитания в образовательных учреждениях Казахстана», в концепциях типа «Этнокультурного образования» и др.

В этой связи важнейшими задачами личностно- ориентированного образования являются:

  • совершенствование системы и повышения качества информационного обеспечения, определяющего своевременное принятие качественных управленческих решений;

  • создание эффективной системы управления качеством образования, статистики и мониторинга;

  • освоение управленческими кадрами современных технологий.

Согласно Концепции, технология личностно-ориентированного обучения предполагает:

- Признание ребенка субъектом развития обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процесс субъект - субъектных и субъект - объектных образовательных воздействий;

-признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

- смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;

- приоритет внутри личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образова­тельных траекторий;

- приоритет продуктивного компонента содержания образова­ния, выражающегося в созидающей функции ученика, над ре­продуктивным компонентом, который важен для передачи уче­нику технологий его образовательной деятельности, но не го­товой информации и знаний.

Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на од­но из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс рас­крытия индивидуальности человека в специально организованной учеб­ной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение,

развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с со­держанием образования? Конечно, ведь все элементы содержания обра­зования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории дидакти­ки, имеют не только социальную, но и личностную составляющую.

Знание - это личностно трансформированная информация, которую усваива­ет ученик в процессе обучения. Оно зависит от субъективного опыта уче­ника, от его интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости.

Второй элемент содержания - опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения.

Фиксированный результат усвоения этого элемента содержания отражен в образовательных стандартах. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от индивидуальности школьника, от его психофизиологических характеристик, особенностей мышления, памяти и n.д. То есть мы можем утверждать, что сам процесс приобретения опыта дей­ствия в знакомой ситуации требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.

Третий элемент содержания технологии личностно- ориентированного образования - опыт творческой деятельности - изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, в процессе учебной творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.

Четвертый элемент - опыт эммоционально - ценностного отношения к миру - связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако у каждого ученика формируется своя «версия» этих качеств, которая зави­сит только от его социально-психологических особенностей.

Индивидуализация в рамках личностно ориентированного обуче­ния касается каждого компонента содержания образования, требуя «адап­тировать» его к потребностям и возможностям каждого ученика.

Основным принципом формирования индивидуализированного со­держания образования является единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориен­тируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имею­щиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом, обозначать в явном виде в программах и учебниках не только содержание само по себе, но и способы его передачи школьникам. В соответствии с этим рассматривать возможности индивидуализации обучения только через со­держание образования невозможно. Необходимо обратиться и к процессу­альной стороне - средствам и способам адаптации содержания к индивиду­альным особенностям учеников. Такое сочетание является первым шагом создания личностно ориентированного содержания образования.

Основной формой организации учебных занятий на протяжении почти четырех столетий является урок. Современный личностно ориентированный урок, на наш взгляд, есть не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, но и развивающая система, связанная с окружающей средой в первую очередь информационными каналами. Внешние влияния и внутренние противоречия способствуют развитию урока.

Являясь формой реализации образовательного процесса, личностно-ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их и реализация существенно изменяются, это такие компоненты, как цель, содержание учебного материала, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы обучения и реальный результат. Рассмотрим подробнее компоненты урока.

Цель - запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель должна быть диагностичной (проверяемой) и операциональной (достигаемой). Цели могут быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя и цели деятельности учащихся.

Цели деятельности учителя направлены прежде всего на paзвитие личности ученика и включают в себя:

- развитие позитивных индивидуальных свойств ученика - способностей, интересов, склонностей;

- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;

- развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изу­чаемому предмету;

- развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.

Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями

в формулировке «формирования», не отражают, по сути, процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках.

Цели же типа:

-помочь учащимся представить проект изучения новой темы;

-организовать работу учащихся по изучению и первичному зa­креплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.;

- обеспечить закрепление понятий, правил, законов, умений;

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению званий и умений в разнообразных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систе­матизации знаний по теме;

- обеспечить контроль 3УН учащихся по теме;

-организовать деятельность учащихся по коррекции 3УН на наш взгляд, позволяют качественному, неформальному усвоению изучения материала.

Содержание - основа, стержневая линия личностно ориентиро­ванного урока, раскрывающая значимость изучаемого материала. Включает не только теоретические сведения, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность интеллектуальных действий ученика. В процессе усвоения материала воспроизводятся основные функции личности: свобода выбора, сознательное рефлек­сивное отношение к предмету своей деятельности, целеполагание, эс­тетическая оценка предметной среды и человеческих отношений, эко­номическая и экологическая оценка, целесообразность решений.

В рамках личностно - ориентированного урока содержание обуче­ния ориентируется на различные типы и уровни усвоения допустимы различные трактовки изучаемых предметов, явлений, разнообразие средств и способов их освоения.

3. Урок в системе личностно- ориентированного обучения

Формы организации личностно ориентированного урока, по мнению Якиманской, могут быть самыми разнообразными, от традиционных до нестандартных.

Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

Методы обучения - это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели урока. Методы обучения представляют не только глубину раскрытия учебного содержания, но и проявляют личность учителя и ученика, диалог между ними. Именно они и определяют стиль работы учителя на уроке.

Реальный результат личностно ориентированного урока вы­ражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся в ходе урока. Сложнее предвидеть динамику ценно­стных отношений учащихся и их развитие. Однако, анализируя урок, нельзя не забывать об использовании возможностей для воспитания - развития учащихся.

Таким образом, под технологическими характеристиками личностно- ориентированного урока нами понимается определен­ным образом организованный процесс развивающего воздействия на учащихся через учебное содержание, характеризуемый целепо­паганием, заданной последовательностью технологических проце­дур по проектированию учебного процесса, выполняемых учителем, педагогическими техниками, позволяющими решать образователь­ные задачи.

Личностно-ориентированный урок как результат выполнения технологических процедур по проектированию учебного процесса, ориентированного на развитие учащихся, имеет следующую знакомую структуру: тема урока, тип урока, форма проведения, цели, методический инстру­ментарий, оборудование урока, характеристика учебного занятия.

Рассмотрим информационную карту развивающего воздействия на учащихся

Информационная карта развивающего воздействия на учащихся

Этапы

урока

Образова-

тельные задачи урока

Содержание

урока

Показа

тели выпол

нения образова

тельных задач

Условия выпол

нения образова

тельных задач

Методы, формы средства, позволяю

щие

Решать образова

тельные задачи

Дея

тель

ность учителя

Дея

тель

ность ученика












Таким образом, личностно ориентированный урок состоится то­гда, когда:

1. Учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии.

2. Учитель будет являться организатором и помощником учебно­сознавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке.

3. Субъектная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа.

4. Учебный процесс будет организован через диалог.

4. Направления по внедрению личностно-ориентированного подхода в обучении

Целевая направленность деятельности учителя современной школы - формирование личности ребенка, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в дальнейшей самореализации и самоопределении учебной деятельности.

Основными задачами работы учителя, можно считать следующие:

1. Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

2. Создание условий для проявления и раскрытия индивидуальных способностей всех учащихся.

3. Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды становления личности, как ученика, так и учителя.

Ведущим направлением по внедрению личностно- ориентированного подхода в обучении является демократизация и гуманизация самого процесса обучения, посредством воздействия на образовательную среду, выступающую средством развития личности, через:

- Успешность школьников в обучении;

  • Сохранение здоровья и приобщение к здоровому образу жизни;

  • Социальную адаптацию и позитивное взаимодействие с окружающей действительностью;

  • Создание социокультурной образовательной среды для вероятного протекания процесса формирования у школьников гражданственности и патриотизма, человеческого и личностного достоинства и культуры межнациональных отношений;

  • Обеспечение жизнедеятельности педагогических кадров.

Решение данных проблем требует осуществления соответствующих педагогических действий по созданию оптимального учебно- воспитательного процесса.

На практике реализация данного направления осуществляется следующими педагогическими действиями:

Внезапностью, актуальностью, неопределенностью, новизной, нестандартностью учительского труда.

Другим не менее важным направлением по внедрению личностно- ориентированного подхода в обучении является интегративность образовательного процесса, т.е. тесное переплетение учебной информации различных предметов.

Так, например, при изучении предмета математика важно так подбирать задания, чтобы они служили продолжением начатого разговора учителя и учеников на уроках познания мира, русского языка и т.д.

Реализация данного направления осуществляется посредством творческого отношения учителя к построению структуры урока, к подбору основных средств и методов работы на уроке, посредством учета возрастных и физиологических особенностей учащихся младших классов

Следующим направлением по внедрению личностно- ориентированного подхода в обучении является идея творчества. Она предусматривает совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих заинтересованность учащихся предметом, активную работу класса в целом, и отдельного ученика, в частности; результативность урока, заключающуюся в хорошем и прочном усвоении учащимися основных понятий, моментов темы урока.

Творчество учителя предполагает умелое пользование приемами, способствующими достижению высокого уровня общения между учеником и учителем, а это:

-умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

-владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

-уметь создавать обстановку доверительности;

-уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

-уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у ученика желаемого качества.

Можно выделить несколько направлений, по которым проектируется индивидуализированное обучение, и которые вне его не могут быть реализованы в полной мере:

а) Развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказы­ваются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть си­туация научного поиска при организации проблемного обучения, а может быть задание, совмещающее приобретение знаний о каком­ либо объекте и о себе самом; развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобрази­тельного движения, музыки, драматизации и т.д.;

б) Развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту - мышления, деятельности, пережи­ваний и т.д. Ученику предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал. Это направление обучения свя­зано с тем, что каждый школьник «смотрит» именно на свое ощуще­ние, познание, действие в чувственном мире. Он «видит» себя ощу­щающего, себя познающего, себя действующего.

в) Развитие коммуникативных умений, связанных не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.

г) Развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира.

Особое внимание в обучении младших школьников отводится игре, элементам занимательности на уроке.

Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Но в чем именно? Ребенок рисует, продуктом его труда является рисунок - домик, лошадка; лепит, результат действия - грибок, зайчик.

Совсем иное дело - учебная деятельность, в ней ребенок под руководством учителя, посредством игры, оперирует на­учными понятиями, усваивает их. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной дея­тельности - это изменение самого ученика, его развитие теми формами и средствами, которые он может воспринять на уровне своего возраста.

Учебная деятельность имеет и внешние резуль­таты. Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат - выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с уче­ником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна побуждаться та­кая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, т. е. мотивы собствен­ного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают но­вую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно вы­полняющего задания учителя. Это позиция чело­века, совершенствующего самого себя. Это учебно-­познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

Задача учителя - научить ребенка самостоя­тельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга задания­ми, где основу должны составлять элементы игры.

Уметь выделять учебную задачу - это значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное, интересное задание.

Рассмотренные направления способствуют гу­манизации образования - одной из важнейших тенденций личностно- ориентированного обучения. Она рассматривается как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой инди­видуальности, осознания себя как личности и одновременно своей при­надлежности к обществу, социуму и природе в целом.


© 2010-2022