- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка: Открытый урок по теме: Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы
Методическая разработка: Открытый урок по теме: Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ромашина Н.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка: Открытый урок по теме: Построение графика квадратного уравнения с помощью электронной таблицы.
Преподаватель математики и информатики Ромашина Н.В.
Урок проводился в группе автомехаников с применением компьютера. Компьютерные средства позволяют обеспечить реализацию принципа наглядности и взаимосвязи предметов математика и информатика. Были использованы термины, которые встречаются как в информатике, так и в названиях деталей автомобиля.
Во время урока учащиеся строили графики квадратичной функции с помощью электронных таблиц. Так же были использованы блок- схемы для квадратного уравнения.
На таких уроках хорошо видна межпредметная связь.
Цели и задачи урока:
-
Развить логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное воображение, творческие способности;
-
Закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по построению графиков;
-
Показать взаимосвязь предметов математика-информатика;
-
Наглядно продемонстрировать учащимся возможности использования электронных таблиц для построения графиков.
Оборудование: компьютеры, блок-схемы, технологические карты, проектор, флеш-карты, принтер.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Техника безопасности на уроке.
-
Актуализация знаний учащихся:
а) Разминка с терминами
б) Повторение блоков
-
Работа с блок-схемой
-
Алгоритм построения графика квадратичной функции
-
Работа по технологическим картам.
-
Проверка работ и выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный момент
Проверка по журналу наличия учащихся; раздача технологических карт и блок-схем.
-
Техника безопасности на уроке:
-
В кабинет не входить без разрешения преподавателя;
-
Не трогать руками разъёмы, экран;
-
Приступать к работе с разрешения преподавателя;
-
Прекратить работу при неполадках;
-
Расстояние от экрана не менее 60-70 см.
-
Актуализация знаний: а) Разминка с терминами
На экран проецируются слова, которые встречаются в информатике и являются названиями деталей автомобиля:
-
Бегунок;
-
Блок;
-
Пуск;
-
Цикл;
-
Цилиндр
Учащиеся дают определения
-
Информатика:
Автомобиль:
Бегунок-элемент, перемещаемый по линейке с целью установки абзацных отступов.
Бегунок -подвижная часть устройства двигателя, которая обеспечивает создание «искры зажигания»
Блок - системный блок персонального компьютера или часть программы
Блок - корпус, в котором размещены цилиндры двигателя
Пуск - кнопка на рабочем столе Windows
Пуск - процесс «заводки» двигателя автомобиля
Цикл - название оператора цикла
Цикл - совокупность периодически повторяющихся тактов работы двигателя внутреннего сгорания
Цилиндр - совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дисках
Цилиндр - часть двигателя внутреннего сгорания
б) Повторение блоков:
-
Дать определение блок- схемы;
-
Как обозначаются блоки, что записывается внутри.
-
Работа с блок - схемой. Учащиеся с применением компьютера рисуют блок - схему для квадратного уравнения.
начало
Ввести a,b,c
ccc
Печать: «нет корней»
конец
D<0
D=b2-4ac
Печать: «уравнение не квадратное»
А=0
нет да
да
Печать: х1, х2
X1=
X2=нет
-
Алгоритм построения графика квадратичной функции:
-
Направление ветвей;
-
Дискриминант;
-
Корни;
-
Координаты вершины;
-
График.
-
Работа по технологическим картам.
Учащимся выдались в начале урока технологические карты, с помощью которых они самостоятельно строят графики.
Пример технологической карты
Построить график функции: y=2x2 +5x+3 на отрезке х=[-5; 5]
Выполнение работы:
-
В ячейку А1 вводим уравнение функции y=2x2 +5x+3
-
В ячейку В3 вводим a=
-
В ячейку В4 вводим b=
-
В ячейку В5 вводим c=
-
Выделяем эти три ячейки и выравниваем «по горизонтали» - «по правому краю»
-
В ячейку С3 вводим число 2 - значение а
-
В ячейку С4 вводим число 5- значение b
-
В ячейку С5 вводим число 3 - значение с
-
В итоге получается таблица
-
a =
2
b =
5
c =
3
Выделяем все 6 ячеек: создаём «все границы» и «толстую внешнюю границу»
-
Для построения графика ячейкам a(2), b(5), c(3) присваиваем абсолютные имена.
-
Выделяем ячейку С3 и щёлкаем мышью в поле имени (маленькое окно вверху слева, где отображается адрес выделенной ячейки). Удаляем старое имя и присваиваем новое - допустим «К» (печатается на русском языке).Нажимаем Enter.
-
Выделяем ячейку С4 и щёлкаем мышью в поле имени. Этой ячейке присваиваем имя «О». Нажимаем Enter.
-
Ячейке С5 присваиваем имя «Т». Нажимаем Enter.
-
В ячейку В7 пишем х =
-
В ячейку В8 пишем y =
-
Выравниваем по правому краю.
-
В ячейку С7 пишем -5
-
В ячейку Д7 пишем -4
-
Выделяем ячейки С7 и Д7. Подводим курсор к правому нижнему углу выделения, Курсор примет вид маленького чёрного крестика (маркер автозаполнения)
-
При нажатой левой кнопке мыши тащим курсор вправо. При этом у нас будут появляться значения Х. Тащим до тех пор пока не появится «5». Это последнее значение в нашей таблице.
-
Далее щёлкаем мышью на заголовке столбца В и выделяем все столбцы от В до М. Подводим курсор к границе столбцов M и N. Он превращается в двойную чёрную стрелку. Делаем двойной щелчок мышью. Выделенные столбцы сжимаются по ширине.
-
В ячейку С8 вводим формулу : = К* С7*С7 +О*С7+Т (буквы К,О,Т печатаем на русском языке). Нажимаем Enter. В ячейке появляется значение формулы.
-
Копируем (выделяем в чёрный цвет формулу, нажимаем правую кнопку мыши, копировать), потом Enter. Выделяем Д8, переносим в строку (XY=) и нажимаем правой кнопкой мыши - вставить. Затем С заменяем на Д. Нажимаем Enter. Всё заменяем до М8.
-
Оформляем границы таблицы.
-
X=
-5
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
Y=
28
15
6
1
0
3
10
21
36
55
78
-
Оформляем график: выделяем ячейки с С8 по М8.
-
На панели инструментов находим кнопку «Мастер диаграмм», выбираем в открывшемся окне «тип диаграммы» - «график» и нажимаем кнопку «Далее»
-
Затем открываем вкладку «Ряд» и ставим курсор в поле «подписи по оси Х» и выделяем ячейки с С7 по М7.
-
Ставим курсор в поле «Имя» и щёлкаем по ячейке А1. Нажимаем «Далее».
-
Выбираем вкладку «Подписи данных», на ней кнопку «Значение». Нажимаем «Далее». Затем «Готово».
-
Должен получиться график квадратичной функции.
В конце работы учащиеся сбрасывают результаты на флешки и распечатывают графики на принтере
-
Проверяются работы и выставляются оценки.
В открытом уроке принимали участие: группа «Автомеханики», были приглашены преподаватели других дисциплин, мастер группы, заместитель директора по учебной работе, директор.
Урок получился насыщенный, так как была видна наглядная взаимосвязь предметов. Цели и задачи урока были достигнуты. Учащиеся любят работать на компьютерах. Хорошую помощь оказывают технологические карты. Но не у всех ребят есть флеш-карты или дискеты.
Активность учащихся на уроке была высокая. Так как все были задействованы в ходе урока.
На вопросы учащимся понравился урок, нужны ли такие уроки учащиеся отвечали положительно и хотели, чтобы такие уроки проводились почаще и с другими предметами.