Рабочая программа по математике (5 класс) к учебнику Н. Я. Виленкин

Рабочая программа по математике для учащихся 5 класса к учебнику "Математика" 5 класс, под редакцией Н.Я. Виленкина, В.И. Жохов составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, положением  "О рабочих программах МКОУ "Боровская СОШ". Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание материала, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, критерии оценки деятельности учащи...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по математике (5 класс) к учебнику Н.Я. ВиленкинОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

Заседание МО

естественных наук

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № _____

от «____» _______2014 г.

Руководитель МО

Ф.И.О. Лишик Л.И.

___________________

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № _____

от «____» _________ 2014 г.

Зам. директора по УВР

Ф.И.О. Казакова Л.В.

_____________________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»______________2014г.

Директор МКОУ

«Боровская СОШ»

МО «Братский район»

Ф.И.О. Т.Е. Непомнящая

_____________________




Рабочая программа

факультативного курса

«За страницами учебника математика»


для обучающихся 5 класса


на 2014-2015 учебный год



Образовательная область: «математика»






Разработала:

Учитель Лишик Л.И.,

II квалификационной категории.

п.Боровской

2014 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса «За страницами учебника математика» для учащихся 5 класса МКОУ «Боровская СОШ», составлена на основе авторской программы факультативных курсов В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 5 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г., сборника «Факультативные курсы» Сборник №2 Программ для средней общеобразовательной школы Министерство образования РФ, Москва, Просвещение, 2008 Бурмистрова Т.А. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта по математике, учебного плана МКОУ «Боровская СОШ» и положения «О рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»

Образовательная область «Математика».

Отличительные особенности рабочей программы: Рабочая программа отличается от Программы факультативного курса общеобразовательных учреждений количеством часов: по программе -34 часа, по рабочей программе-35 часов в соответствии с учебным планом ОУ МКОУ «Боровская СОШ».


Образовательная область и предмет изучения, функции данного курса


Программа факультативного курса по математике для учащихся 5класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Для успешного достижения поставленных целей и задач желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности

Программа направлена на достижение следующих целей и задач:

Цели данного курса:

  1. Повысить интерес к предмету.

  2. Развитие личности, ответственной за осмысление законов математики.

  3. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.

  4. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

  5. Эффективная подготовка к дальнейшему обучению в профильных классах.

Задачи курса:

  1. Развитие творческих способностей на основе решения нестандартных задач.

  2. Воспитание личности, умеющей анализировать, создавать программу саморазвития.

  3. Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.

  4. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.

  5. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.

Общая характеристика учебного курса

Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.

Место и роль в учебном плане

В учебном плане образовательных учреждений РФ отводится 35 учебных часов из школьного компонента для изучения факультативного курса «За страницами учебника математика». Программа рассчитана на один год обучения. Всего 35 часов, один час в неделю, 35 учебных недель. Содержит учебный материал, соответствующий образованию обучающихся основной школы.




























Содержание программы

В данной программе рассмотрены три основные темы курса: «Логические задачи», «Знакомство с геометрией», «Занимательное в математике».


I. «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

1. Задачи на переливание.

Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количества ходов-переливаний.

2. Задачи на взвешивание.

Решение рассматривается в виде «дерева» ходов.

3. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. Сложность варьируется от 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные).

4. Задачи на делимость чисел.

Используя признаки делимости на 2; 3; 4; 5; 9; 10 и т.д.

Задачи не очень трудные для детей, поэтому их решение не обязательно записывать, можно ограничиться устным подробным ответом.

5. Комбинаторные задачи.

Основной принцип комбинаторики: «Если одно действие можно выполнить k способами, другое - m способами, а третье - n способами, то все три действия можно выполнить k·m·n способами».

К выводу этого принципа приходим опытным путем, решая задачи на 2 или 3 действия с помощью «дерева».

6. Задачи, решаемые с помощью графов.

7.Игровые задачи.


II. «ЗНАКОМСТВО С ГЕОМЕТРИЕЙ»

Все занятия носят практический и игровой характер.

Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник.

2. Задачи на разрезание.

Разрезать фигуру на требуемое число частей так, чтобы из них можно было составить другую заданную фигуру. Игра-головоломка «Танграм».

3. Геометрические головоломки со спичками.

Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!». Если есть такая возможность, то у каждого ребенка на столе вместо спичек - счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру.

III. «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ В МАТЕМАТИКЕ»

Все занятия проводятся в игровой форме.

1. «Магические» фигуры.

Знакомство с «магическими квадратами», историческая справка. Построение квадратов 3х3; 5х5. Принцип быстрого построения таких квадратов.

2. Ребусы, головоломки, кроссворды.

3. Математические фокусы и софизмы.

4. Занимательный счет.

Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат.

5. Математические игры. Многие занимательные игры основаны на свойствах чисел, которые не изучают в школе. Рассматриваются такие игры, как "Битва чисел", "Ним",знакомство с кубиком Рубика, ханойской башней и т.п., "Математика и шифры".


Ожидаемые (планируемые) результаты


Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны знать/уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, в жизненных ситуациях, смежных предметах.

  • Решать олимпиадные задачи




























Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки


Текущая и итоговая проверка знаний учащихся включает следующие формы контроля при изучении факультативного курса:

  • Рефераты

  • Презентации

  • Составление задач и кроссвордов

  • Внутришкольные олимпиады

  • Участие в районных, российских конкурсах по математике

Критерии оценок:

Презентация:

  • В презентации должна быть полностью раскрыта тема

  • Показана актуальность данной темы и её применение

  • Содержать как теоретическую так и практическую части

  • Эстетическое оформление презентации

Реферат:

  • Тема реферата должна быть раскрыта полностью

  • Показана актуальность данной темы и ее практическое применение

  • Приведены необходимые чертежи и рисунки

  • Реферат выполнен печатным шрифтом № 14 на ПК

Составление задач и кроссвордов:

  • Задачи, кроссворды должны быть составлены по теме, использован дополнительный материал, занимательный материал.

  • Работа должна быть выполнена на компьютере.


























Материально-техническое обеспечение программы


  1. УМК

п/п

Пособие

Год издания

Издательство

Автор

УМК учителя

1.

Программы общеобразовательных учреждений

2008

Москва, «Просвещение»

Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова,

2.

3.

4

5.

«За страницами учебника математики»


«Математические кружки в школе»


«Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие

«Факультативный курс по математике», 5 класс, учебно-методическое пособие,

2009

2008г


2010г.

2011г.

М., Просвещение, 1990г.

М., Айрис-пресс,

М., «Экзамен», 2007

Цивильск, 2009г.

И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин.

А.В.Фарков

А.В.Фарков


В.А.Ермеев

6

Ресурсы Интернет

7.

Ж-л ы «Математика»

2010-2013г.

Школа-Пресс



  1. Презентации к занятиям, видеоуроки

  2. Ресурсы Интернет

  3. Средства ИКТ: ПК, мультимедиа проектор, СД-диски

  4. Программа для ПК «Живая геометрия»













Учебно-тематический план

п/п

Раздел, тема

Всего часов


Форма Виды контроля

организации

учебной

деятельности

По программе

По рабочей

программе

Беседа

Лекция

Самостоятельная работа

Реферат

Презентация

Защита проекта

1

Логические задачи

10

10

+


2

Знакомство с геометрией

5

5

+

+

+

3

Занимательное в математике

12

12

+

+

Задачи математических олимпиад

8

8


4

Итого:

35

35












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков



Тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты (базовые понятия)

Виды контроля

план

факт

Логические задачи 10 часов

1

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Как люди научились считать. Из науки о числах.

Числа «великаны» и числа «лилипуты»

Занимательные ребусы, головоломки, загадки.

Задачи на «переливание».

Задачи на взвешивание.

Задачи на "движение"

Логические задачи.

Комбинаторные задачи

Графы

Игровые задачи

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.09

10.09

17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

29.10

12.11

19.11

Знать различные системы счисления, их применение, историю возникновения и развития числа.

Уметь выполнять действия с многозначными числами.

Решать различные задачи на переливание, взвешивание, движение.

Решать комбинаторные задачи с помощью графов

Решать задачи повышенной сложности с многозначными числами, занимательные задачи.

Презентация

Тест





Знакомство с геометрией 5 часов

11

12

13

14

15

Рассказы о геометрии.

Из истории развития геометрии.

Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства.

Геометрические головоломки со спичками.

Магические» фигуры.

Задачи на разрезание

1

1

1

1

1

26.11

3.12

10.12

17.12

24.12

Знать историю развития геометрии.

Решать различные задачи на разрезание, головоломки, ребусы с геометрическими фигурами.

Заполнять «магические» квадраты

Занимательное в математике 12 часов

16

17

18

19

20

21

22

23

24.

25

26

27

Метрическая система мер.

Двоичная система счисления

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

Ребусы, головоломки, кроссворды.

Математические фокусы и софизмы.

Занимательный счет.

Математические игры

Танграм

Танграм

Математические шифры

Пентамино

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14.01

21.01

28.01

4.02

11.02

18.02

25.02

4.03

11.03

18.03

1.04

8.04

Познакомиться с различными системами счисления.

Уметь переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную.

Решать различные головоломки, составлять и решать ребусы, кроссворды



Познакомиться с различными математическими играми, головоломками

Школьная олимпиада

Задачи математических олимпиад 8 часов

28

29

30

31

32

33

34

35

Исторические сведения и решение исторических задач

Задачи конкурса «Кенгуру»

Задачи конкурса «Олимпус»

Задачи конкурса

«Русский медвежонок»

Задачи школьных олимпиад

Задачи школьных олимпиад

Решение задач

Заключительный урок

1

1

1

1

1

1

1

1

15.04

22.04

29.04

6.05

13.05

20.05

25.05

29.05

Знать различные способы решения текстовых задач, их классификации.

Уметь решать задачи различными способами

Знать структуру тестовых заданий различных математических конкурсов, их классификацию.

Уметь решать различные задачи в тестовой форме.

Составлять презентации по различным темам


1

© 2010-2022