Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО

Изучение геометрического материала для учащихся специальной (коррекционной) школы представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально – волевой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями: ·        недоразвитие внимания; ·        воображения; ·        несовершенство анализа, синтеза; ·        слабость обобщения и отвлечения. Обучающиеся имеют ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвити...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»



Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.








Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.




Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.

Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися школы VIII вида.


Изучение геометрического материала для учащихся специальной (коррекционной) школы представляет большие трудности.

Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально - волевой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями:

  • недоразвитие внимания;

  • воображения;

  • несовершенство анализа, синтеза;

  • слабость обобщения и отвлечения.

Обучающиеся имеют ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.

Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, должен определяться его характером, индивидуальными возможностями обучающихся и коррекционными задачами учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

В младших классах обучающиеся должны накопить определенный запас геометрических представлений. Этому способствует метод наблюдений при ознакомлении с геометрическими образами. Обучающиеся рассматривают модели геометрических фигур, разнообразные предметы, имеющие форму этих геометрических фигур, их изображения.

Объекты наблюдений должны быть видны каждому обучающемуся класса, существенные признаки фигур выделены цветом, модели фигур или чертежи тщательно выполнены. Они должны вызывать положительные эмоции у обучающихся, т.е. не должна быть забыта эстетическая сторона при восприятии учебного материала на уроках.

Используя метод наблюдений при сообщении новых знаний, учитель заранее определяет, что обучающиеся должны наблюдать, на какие признаки они должны обратить внимание, и на основе организации наблюдения ведет их к определенным выводам. Желательно, чтобы в формулировке выводов принимали участие сами обучающиеся. Учитывая, что наблюдательность у детей с ограниченными возможностями снижена, достичь желаемых результатов возможно лишь при руководстве наблюдениями обучающихся, т.е. в случае, когда учитель своими вопросами организует и направляет наблюдения школьников на те существенные признаки, которые отличают одну фигуру от другой.

Таким образом, метод наблюдений сочетается с методом беседы.

Руководящая роль учителя при организации наблюдений неодинакова в младших и старших классах. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность и активность.

Специальные психологические и педагогические исследования и опыт обучения учащихся специальной (коррекционной) школы показывают, что практическая деятельность обучающегося (его работа руками) с предметом позволяет глубже и более разносторонне изучить его признаки, лучше заполнить характерные особенности, чем только при зрительном и слуховом восприятии. Следовательно, метод наблюдения при изучении геометрических фигур надо сочетать со словом учителя и практической деятельностью самих учащихся.

На уроках математики при изучении геометрического материала оправдали себя следующие виды практической деятельности:

  • аппликационные работы;

  • лепка;

  • обводка;

  • раскрашивание;

  • штриховка;

  • вырезание из бумаги;

  • работы по конструированию;

  • работы по моделированию.

Из палочек обучающиеся выкладывают геометрические фигуры - треугольник, четырехугольник и другие многоугольники. Из геометрических фигур моделируют дом, дерево, флаг, машину и другое. Обучающиеся выполняют измерения, построения и т.д. самостоятельность и активность обучающихся должна быть максимальной.

При изучении геометрического материала большое место отводиться дидактической игре как методу обучения. Игры повышают интерес к изучаемому материалу, разнообразят виды заданий и упражнений, способствуют закреплению названий фигур, их систематизации и глубокому изучению свойств, закреплению их существенных признаков. Игра позволяет преподнести изучаемый материал в занимательной форме, снижает детскую утомляемость.

Наиболее часто употребляемые дидактические игры:

  • геометрические лото, мозаика;

  • игры с конструктором;

  • игры вида: «Что изменилось?», «Какая фигура спрятана в мешочке?», «Угадай, какую фигуру я спрятала?», «Дострой фигуру»;

  • зрительные и слуховые диктанты в занимательной форме и т.д.

Метод работа с учебником при изучении геометрического материала остается основным методом обучения. По учебнику подбираются задачи и другие задания, которые способствуют закреплению знаний, выработке практических умений и навыков.

Учитель строи работу так, чтобы у обучающихся формировались навыки индуктивного мышления, воспитывалось умение делать простейшие индуктивные умозаключения на основе наблюдений и активной практической деятельности. Осуществляется это через формирование приемов умственных действий, таких как:

  • анализ и синтез;

  • сравнение;

  • абстрагирование;

  • обобщение.

Обучение учащихся элементам геометрии невозможно представить без систематической работы, обеспечивающей формирование навыков использования измерительных и чертежных инструментов, построения геометрических фигур, умения описывать процессы и результаты работ. Важным условием реализации этого является обеспечение сознательности выполнения действий учащимися и лишь на основе этого достижение автоматизированных действий.

У большинства обучающихся специальной (коррекционной) школы отмечаются несовершенство моторики. Это затрудняет овладение навыками черчения и работы с измерительными и чертежными инструментами.

Выработка измерительных и чертежных навыков должна сочетаться с формированием умственных действий у обучающихся. При этом любое действие обучающегося должно быть доведено до автоматизированного навыка. Однако каждое действие должно быть и объяснено учащимся.

При формировании измерительных и чертежных навыков можно выделить следующие этапы:

1 этап - показ действий учителя с комментированием его выполнения;

2 этап - выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руководством и «проговариванием» приемов его выполнения в громкой речи;

3 этап - самостоятельное выполнение действия обучающегося с последующим контролем учителя, умение объяснять (с помощью наводящих вопросов) приемы работы;

4 этап - автоматизация навыков путем многократного повторения действий, умение самостоятельно объяснять приемы работы.

Разнообразие методов и приемов, активизация мыслительной деятельности обучающихся способствуют формированию не только осознанных геометрических знаний, но и прочных измерительных и чертежных навыков.

Имея, как правило, плохую моторику, слабость мелких мышц руки, скованность движений обучающихся с трудом овладевают навыками работы с линейкой, чертежным треугольником, циркулем, транспортиром.

Игры для развития мелкой моторики у обучающихся с тяжелыми нарушениями вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, облегчат формирование навыков работы с измерительными и чертежными инструментами.

1. Игра «Волшебный карандаш».

(развивает внимание, слухо-моторную координацию, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук).

Оборудование: простой неотточенный карандаш с граненой поверхность.

Взрослый дает учащемуся карандаш и говорит:

- Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.

- Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.

- Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а затем правой кисти рук.

- поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой - средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы рук, имитируя движения ножниц.

2. Игра «Выглади платочек».

(развивает сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость; учит прикладывать силу в движениях, формирует навыки зрительного контроля и слаженность движений обеих рук.)

Оборудование: Лист фольги.

Взрослый предлагает обучающемуся помочь Золушке постирать и погладить платочек. Обучающийся берет со стола лист фольги, мнет его двумя руками, превращает его в комок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух рук. Необходимо обратить внимание учащегося на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».

3. Игра «Массаж рук».

Цель: развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отрабатывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формировать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.

Оборудование: массажные резиновые мячики с шипами двух размеров (4-5см), (8-10 см).

Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом:

- Покатать мячик (8-10 см) между ладонями.

- Покатать мячик по столу сначала правой, затем левой рукой.

- Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действия 4 раза. Переложить мяч в левую руку, выполнить аналогичные действия.

- Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если ребенку трудно, можно предложить попеременное выполнение упражнения.

- Взять мячи разного размера, сжимать и разжимать пальцы рук.

- Катать мяч каждым пальцем (диаметр 4-5 см) каждым пальцем сначала правом, затем левой руки.

- Катать мяч (диаметр 4-5 см) одним- двумя пальцами правой руки по поверхности левой ладони и наоборот.

Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.


Использование трафарета


Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.


Работа с трафаретом


Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.

Массаж для кистей рук


Особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с УО.


Работа с фольгой

Список использованной литературы.

1.Эк. В.В. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе» Москва. Просвящение. 1983г.

2. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 1 2001г.

3. Бибина О.А. «Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Москва. Владос. 2005г

4. Шабанова А.А. «Математика. Коррекционно - развивающие занятия» Волгоград. Учитель 2007г.







© 2010-2022