• Преподавателю
  • Математика
  • Статья Развитие вероятностного мышления как необходимое условие ориентации учащихся в информационном пространстве

Статья Развитие вероятностного мышления как необходимое условие ориентации учащихся в информационном пространстве

В качестве основной цели введения в школьный курс математики теории вероятностей и статистики – это ознакомление школьников со  статистическими закономерностями, а для школьного обучения первостепенное значение имеет воспитание вероятностного мышления. Венгерский методист Т. Варга справедливо отметил «мир, каким он видится через призму школьных учебников, строго тетерминирован, в нем нет места случайности», тогда как в реальной жизни случаю отводится далеко не второстепенную роль. Совреме...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие вероятностного мышления как необходимое условие ориентации учащихся в информационном пространстве.

Преподаватель математики

высшей квалификационной

категории Зевина Е.П.

В качестве основной цели введения в школьный курс математики теории вероятностей и статистики - это ознакомление школьников со статистическими закономерностями, а для школьного обучения первостепенное значение имеет воспитание вероятностного мышления. Венгерский методист Т. Варга справедливо отметил «мир, каким он видится через призму школьных учебников, строго тетерминирован, в нем нет места случайности», тогда как в реальной жизни случаю отводится далеко не второстепенную роль. Современная жизнь ставит человека в многовариантную ситуацию, требует от него умения анализировать случайные факты, оценивать шансы, выдвигать гипотезы, прогнозировать развитие ситуации, принимать решение в ситуации, имеющей вероятностный характер. По словам М. Гарднера, «теория вероятностей - это та путеводная нить», которая позволяет постичь хаос современной жизни. Вероятностные законы универсальны, они лежат в основе описания научной картины мира. Включение основ теории вероятностей и математической статистики в обучение, как говорит Е. А. Бунимович, обусловлено значением и местом в системе знаний и представлений современного человека, их прикладной и практической направленности. Применение теории вероятностей и математической статистики в различных областях науки и техники все возрастает: в биологии, химии, физике при изучении природных явлений рассматриваем статистические закономерности, с которыми встречаемся при рассмотрении химических реакций, при изучении молекулярного строения вещества.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования осуществляется переход на предпрофильное обучение. Такой курс математики показывает возможности применения математического аппарата в будущей профессиональной деятельности школьников. Знакомство учащихся с элементами теории вероятностей, математической статистики показывает значимость математики в решении ситуационных задач, универсальности математики и ее методов. Однако, вкрапление отдельных тем в учебниках математики и нехватка времени на их изучение, не могут развить вероятностное мышление.

Наука, изучающая закономерности в случайных явлениях - теория вероятностей - занимает особое место среди других наук. Для нее характерен особый подход к явлениям, особый вероятностный тип мышления. Вопрос формирования и развития вероятностного мышления исследовался такими психологами как ( Ж. Пиаже, А.В. Брушлинский и др.) Они отмечают особенность памяти человека - способность к вероятностному прогнозированию, прогнозированию развития событий, планирование собственных действий для достижения желаемых результатов в любой деятельности человека. Вероятностное мышление - вид мышления, в структуру которого входят суждения о степени вероятности ожидаемых событий(по Б. М. Теплову).

Вероятностное мышление включает следующие компоненты:

  1. Логический (при решении вероятностных задач формируются основные приемы логического мышления - анализ, синтез, обобщение);

  2. Комбинаторный (учитывание всех возможных вариантов сочетания каких либо признаков и событий);

  3. Вероятностно - статистический (использование понятия «вероятность», анализировать информацию).

Основная технология при обучении теории вероятностей и статистики - это концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. В среднем и старшем школьном возрасте преобладает абстрактное и теоретическое мышление, появляется способность рассуждать - условие для формирования вероятностного мышления. Изучение элементов теории вероятностей и математической статистики относят к числу средств реализации практической направленности обучения математике. Решение ситуационной задачи, возникшей в реальной жизненной ситуации происходит с привлечением элементов теории вероятностей и математической статистики. В качестве основного метода решения таких задач применяется метод математического моделирования. Обучение решению задач с применением математического моделирования помогает понять задачу, самостоятельно найти пути ее решения, выбрать рациональный путь, проверить правильность решения, определить число решений данной задачи.

При выборе практической задачи по теории вероятностей и статистике придерживаются следующих принципов:

  1. Принцип доступности (практические задачи должны соответствовать возрастным интересам школьников, отражать вопросы реальной ситуации);

  2. Принцип научности (задачи должны способствовать расширению кругозора учащегося, содержать дополнительный теоретический материал);

  3. Принцип системности и взаимосвязи ( задачи из курса по теории вероятностей и статистики);

  4. Принцип интеграции школьных предметов;

  5. Принцип практической значимости (содержание задачи понятно учащимся на основании полученных ими знаний, или уже имеющихся знаний, или имеющегося у них жизненного опыта, или интуитивных представлений);

  6. Принцип активности (работа в группах, рассматриваются ими реальные зависимости).

Необходимым условием развития вероятностного мышления является самостоятельная работа по составлению ситуационных задач, подбору примеров использования идей и методов теории вероятностей и статистики в различных областях деятельности человека, что в значительной мере расширяет кругозор школьника и способствует развитию творческого мышления. При обучении теории вероятностей и статистики необходимо соблюдать условия:

  • Задачи соответствуют основным образовательным целям;

  • Выделяется группа задач для отработки основных приемов и методов, необходимых для решения более сложных задач;

  • Необходимо присутствие группы сложных задач. Содержание ситуационных задач должно быть наглядным, доступным, интересным, а решение таких задач - практически значимым.

  • Задачи на самостоятельный сбор, представление и обработку информации (составление и чтение таблиц, графиков, диаграмм);

  • Задачи на проведение самостоятельных исследований, на анализ и интерпретацию вероятностных моделей.

В качестве основных форм обучения теории вероятностей и математической статистике, развитию вероятностного мышления выступают: игры по данной теории, эксперименты, моделирование, статистические исследования, а методы проблемно - поисковый и исследовательского характера. Привлечение статистических экспериментов с целью выявления вероятностных закономерностей, постановки и решения ситуационных задач на основании развивающихся статистических представлений оказывает большое влияние на формирование эмпирического уровня вероятностного мышления учащихся. Для развития у учащихся вероятностного мышления мною был составлен элективный курс, в который последовательно включены теоретический и практический материалы. Практически на каждом занятии используются исторические факты, осуществляется разбор примеров из окружающей действительности, приводящих к основным понятиям по данной теме и иллюстрирующих их. Происходит знакомство с понятийным аппаратом, решение типовых задач на отработку понятий и формул по теме (используются типовые ситуационные задачи), проводятся практические работы и эксперименты при изучении новой темы, закрепления знаний, контроля навыков, проведения проверочных работ, а также защита исследовательских работ учащихся по теме, в рамках элективного курса.

Литература:

  1. Полякова Т.А. Формирование и развитие вероятностно - статистического мышления учащихся на уроках математики //Омский научный вестник. - 2006. - №10(49). - С. 167 - 169

  2. Полякова Т.А. Особенности преподавания вероятностно - статистической линии в классах естественнонаучного профиля// Омский научный вестник. - 2007. - №2(57), 3(61). - С. 48 - 51







© 2010-2022