- Преподавателю
- Математика
- Применение интегрального и дифференциального исчисления для решения практических задач. 11 класс
Применение интегрального и дифференциального исчисления для решения практических задач. 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вишневская Н.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 классе с расширенным изучением математики и физики
«Применение методов математического анализа при решении практических задач».
Учитель: Вишневская Н.В.
Цели урока: 1. Повторить основные типы задач, решаемые методами математического анализа.
2. Повторить алгоритмы решения.
3. Разобрать решение задач повышенной трудности.
4. Решить экономические задачи.
План проведения урока:
-
На доске разбираются две задачи повышенной трудности (карточки № 7 и № 5). Пока ребята готовятся, класс устно отвечает на вопросы:
-
а) Области, где применяются методы математического анализа;
б) алгоритм решения задач методом поиска наибольших и наименьших значений функции;
в) алгоритм решения задач с помощью определенного интеграла.
-
В это же время 6 человек работают по карточкам (№ 3, 4, 6, 8, 9, 10).
-
Заполняются таблицы.
-
Проверяются задачи на доске, учитель проверяет правильность решения задач по карточкам.
-
Разбирается на доске экономическая задача (карточка № 1, 2).
-
Домашняя контрольная работа.
Алгоритм решения задач методом поиска наибольших и наименьших значений функции.
-
Задача «переводится» на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую нас величину выражают как функцию .
-
Средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке.
-
Выясняется, какой практический смысл (в терминах первоначальной задачи) имеет полученный (на языке функций) результат.
Алгоритм вычисления геометрических и физических величин с помощью определенного интеграла.
-
Выражают искомую величину как значение в некоторой точке в функции F.
-
Находят производную f этой функции.
-
Выражают функцию F в виде определенного интеграла от f и вычисляют его.
-
Подставляя значение х = b находят искомую величину.
Домашние задачи (на доске):
Карточка № 7
Два корабля движутся по двум перпендикулярным прямым, пересекающимся в точке О, по направлению к О. В какой-то момент времени оба находятся в 65 км от О, скорость первого равна 15 км/ч, второго - 20 км/ч. От первого корабля отходит моторная лодка, движущаяся со скоростью 25 км/ч.
а) За какое наименьшее время катер может доплыть от первого корабля до второго?
б) За какое наименьшее время катер может доплыть от первого корабля до второго и вернуться обратно на первый корабль?
V1 = 15 км/ч
65 км S1 О
S3S2
65 км
Vл = 25 км/ч
V2 = 20 км/ч
Решение:
х - время, которое прошло от того момента, когда оба корабля находились в 65 км от О, до момента отправления катера.
- время, которое необходимо катеру на путь от 1-го корабля до 2-го.
В момент отправления катера 1-й корабль был на расстоянии км от О; в момент прибытия катера на 2-ой корабль, расстояние между ним и О было равно км; путь катера равен . Тогда по теореме Пифагора
.
;
;
;
.
Продифференцируем по х:
.
;
;
Ответ: а) 1 час; б) 3 часа.
Карточка № 5
Котел имеет форму параболоида вращения. Радиус его основания R = 3 м, глубина Н = 5 м. Котел наполнен жидкостью, удельный вес которой 0,8 Г/см3. Вычислить работу, которую нужно произвести, чтобы выкачать жидкость из котла.
у
А R В
dy Н
у
О х х
R = 3 м
Н = 5 м
уд. вес = 0,8 Г/см3
Вычислить работу, которую нужно произвести, чтобы выкачать жидкость из котла.
Решение:
В плоскости сечения хОу АОВ - парабола, уравнение которой . Найдем параметр а.
Координаты точки В должны удовлетворять этому уравнению, т.е.
,
, следовательно .
Разделим параболоид на слои плоскостями, параллельными поверхности жидкости. Пусть толщина слоя на глубине (Н - у) равна dy. Тогда, принимая приближенно слой за цилиндр, получим его объем .
Из уравнения параболы , тогда , т.е. вес слоя жидкости равен .
Следовательно, чтобы выкачать жидкость с глубины , потребуется затратить элементарную работу , . Тогда
, тогда .
Ответ: .
Работа в классе.
Карточка № 6
Какую работу нужно затратить, чтобы растянуть пружину на 6 см, если сила 1 кГ растягивает ее на 1 см?
Решение:
Согласно закону Гука сила F кГ, растягивающая пружину на х, равна , k - коэффициент пропорциональности.
х = 0,01 м
F = 1 кГ
Тогда , следовательно .
Искомая работа .
Ответ: 0,18 кГм.
Карточка № 8
Вычислить работу силы F при сжатии пружины на 5 см, если для сжатия ее на 1 см нужна сила в 1 кг.
Решение:
По закону Гука .
х = 0,01 м
F = 1 кГ
Тогда , следовательно .
Искомая работа .
Ответ: 0,125 кГм.
Карточка № 9
Сила F, с которой электрический заряд отталкивает заряд (того же знака), находящийся от него на расстоянии r, выражается формулой
,
где k - постоянная.
Определить работу силы F при перемещении заряда из точки , отстоящей от на расстоянии , в точку , отстоящую от на расстоянии , полагая, что заряд помещен в точке , принятой за начало отсчета.
Решение:
Работа определяется по формуле , . Тогда
.
При получим .
Ответ: .
Карточка № 3
Определить силу давления воды на вертикальную стенку, имеющую форму полукруга радиуса R = 6 м, диаметр которого находится на поверхности воды.
Решение:
Сила давления жидкости на площадку площадью S при глубине погружения х равна , - удельный вес жидкости.
О
х С
dх
А В
Полукруг параллельными прямыми разделим на полоски, которые примем за прямоугольник. Пусть заштрихованная полоска имеет длину АВ, ширину dx и находится на глубине х .
.
Давление воды на полоску, находящуюся на глубине х, будет равно .
Отсюда
,
,
,
.
Удельный вес воды 1 см3 = 1 Г, следовательно вес 1м3 = 1000 кГ.
;
1 кГ 9,81 н
1 бар = 0,987 атм.
Ответ: 144000 кГ.
Карточка № 4
Скорость движения точки м/сек. Найти путь s, пройденный точкой за время Т = 8 сек после начала движения. Чему равна средняя скорость движения за этот промежуток?
Решение:
, следовательно , , .
Следовательно .
.
Ответ: 512 м; 64 м/сек.
Карточка № 1 (решается в классе на доске)
Средние совокупные издержки производства мыла (в тыс. рублей на тонну) на Мухинском мыловаренном заводе изменяются в зависимости от объема годового выпуска Q (в тоннах) по закону:
.
Связь между годовым объемом продаж, равным величине годового выпуска Q, и ценой мыла Р (в тыс. рублей за тонну) описывается формулой
.
Реализовав по фиксированной цене все сваренное за год мыло, завод получил максимально возможную прибыль. Какова была при этом выручка предприятия?
Решение:
Выразим через Q сначала цену мыла из формулы .
;
.
Тогда прибыль G можно выразить:
.
Найдем критические точки этой функции:
.
, .
Критические точки 100, -340, -120.
Отрицательные корни не имеют экономического смысла.
Q
100
+
0
-
G
max
;
.
Значит оптимальный годовой объем мыла т, тогда цена (тыс. руб./т).
Тогда годовая выручка R составит: (тыс. руб.).
Ответ: 1 млн. руб.
Карточка № 10
Найти величину давления воды на прямоугольник, вертикально погруженный в воду, если известно, что его основание равно 8 м, высота 12 м, верхнее основание параллельно поверхности воды и находится на глубине 5 м.
Решение:
5 м
8 м
х
dx 12 м
, , м.
кГм.
.
Ответ: кГм.
Карточка № 2 (дополнительная)
Производственные мощности позволяют предприятию «Линотрон» выпускать не более 600 тонн ваты в год. Зависимость величины совокупных издержек (в тыс. рублей) от годового объема производства Q (в тоннах) имеет вид
.
Связь между годовым объемом продаж ваты, который совпадает с объемом годового производства, и ценой на вату Р (в тыс. рублей за тонну) описывается функцией
.
Цена на вату устанавливается 1 января 1995 года и пересматривается лишь 1 января следующего года.
Найдите с точностью до 1 % рентабельность производства по издержкам, если за 1995 год предприятие получит максимально возможную прибыль.
Решение:
Используя зависимости и , выразим
Определим интервал значений цены Р, на котором функция имеет смысл.
600 т - это максимальный объем производства, значит при этом будет .
,
; - не имеет экономического смысла.
Значение определим из условия .
; - не имеет экономического смысла.
; .
, .
.
Оптимальная цена тыс. руб.
Оптимальный объем производства:
т.
Совокупные годовые издержки тыс. руб.
Рентабельность %.
Ответ: 11 %.
В конце урока дети получают тексты домашней контрольной работы.
у у
а 0 b x 0 a b x
S = S =
y y
a b
0 x 0 a b c x
S = S =
y y
a 0 b c x a 0 b c x
S = S =