Конспект урока по математике на тему Треугольник

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 «В» классе МБОУ «СОШ №30» г. Михайловска

Дата: 21.01.16

Тема: Треугольник

Учебник: Математика. 5 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина. 2015

Цель: Обобщить и систематизировать знания, совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Геометрические фигуры».

Задачи:

- образовательная (формирование познавательных УУД): совершенствовать применение на конкретных примерах свойство суммы углов треугольника, формулу площади треугольника;

- развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности обучающихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания;

- воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать выявлению и раскрытию способностей обучающихся; повышению их познавательной активности.

Оборудование: презентация для сопровождения урока, проектор, компьютер, демонстрационные модели треугольников, транспортиры, угольники, ножницы, раздаточный материал.

Тип урока: Совершенствование ЗУН

Структурные компоненты урока:

I. Мотивационно-целевой блок

  1. «Успех - это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма»
    Уинстон Черчилль


«Под лежачий камень вода не течет». Поверьте, на каждом языке мира у этой русской пословицы есть аналог. Чтобы тыква превратилась в карету, даже в сказке сначала нужно перебрать три мешка фасоли. А в жизни придется сделать гораздо больше. В любом деле, чтобы достичь успеха, нужно много и плодотворно учиться.

  1. Постановка цели урока.

Ребята обводят свои ладошки на цветных листах бумаги и на них записывают цели на урок.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Предлагаю составить логическую цепочку изучения темы «Геометрические фигуры», параллельно повторяя известные нам определения, правила, формулы.

Конспект урока по математике на тему Треугольник

Физкультминутка (учитель демонстрирует карточки с записями, которые должны сопровождаться определенными движениями учеников)

точка - наклоны головы влево-вправо;

развёрнутый угол - руки в стороны;

прямой угол - руки под углом 90°;

острый угол - руки в стороны вверх, образуя острый угол;

тупой угол - руки в стороны, образуя тупой угол.

  1. Эмоциональное включение обучающихся в урок

В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее треугольник. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется "бермудским треугольником". Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа "бермудского треугольника" остаётся тайной и по сей день.

Конспект урока по математике на тему Треугольник



Ещё один общеизвестный треугольник - это «невозможный треугольник», который увековечен в виде скульптуры в д. Опховен, Бельгия и треугольник Пенроуза в городе Перт, Нарисовать - без проблем! А изготовить это, увы, невозможно! 13-метровую скульптуру треугольника Пенроуза (невозможного треугольника) из алюминия воздвигли в 1999 году в городе Перт (Австралия). Но это только вид с этой стороны!
В действительности "скульптура" выглядит вот так:

Конспект урока по математике на тему ТреугольникКонспект урока по математике на тему ТреугольникКонспект урока по математике на тему Треугольник

Конспект урока по математике на тему ТреугольникКонспект урока по математике на тему Треугольник


Но мы с вами будем заниматься с не менее таинственными, но возможными треугольниками.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока «Треугольники».

III. Тренинг

Сегодня, мы ребята с вами совершим пусть маленькие, но открытия. Давайте со всеми делиться теми идеями, которые придут нам в голову по ходу занятия. И не ошибаться - любая мысль может дать нам новое направление поиска.


  1. Устная работа по готовым чертежам


Конспект урока по математике на тему Треугольник

Конспект урока по математике на тему Треугольник


Конспект урока по математике на тему ТреугольникКонспект урока по математике на тему Треугольник

Конспект урока по математике на тему Треугольник

Конспект урока по математике на тему Треугольник

Конспект урока по математике на тему Треугольник

Историческая справка: Первое доказательство о сумме углов треугольника принадлежит древнегреческому философу, математику Пифагору Самосскому (VI - V в. до н.э.).


Конспект урока по математике на тему Треугольник

Предложить ученикам посчитать количество треугольников, изображенных на картине.

Интересно: Через площадь треугольника выражается площадь любого многоугольника, достаточно разбить этот многоугольник на треугольники, вычислить их площади и сложить результаты.

Гимнастика для глаз

Почти 90% всей информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, снижается наше внимание и активность. Давайте перед следующей задачей дадим отдых глазам и себе.

Конспект урока по математике на тему Треугольник


  1. №588 (2 способа: арифметический и алгебраический) - письменно в тетрадях

3. Игра «Истинно-ложно» (Если утверждение истинно - 1 хлопок в ладоши, если ложно - руки вверх)


  • Сумма углов треугольника равна 180 º (истинно)

  • В треугольнике быть два тупых угла. (ложно)

  • Каждый угол в равностороннем треугольнике равен 50 º (ложно)

  • Площадь треугольника равна половине произведения основания на высоту. (истинно)

  • Слово градус имеет латинское происхождение (градус - от лат. gradus- "шаг, ступень"). (истинно)

  • Все существующие углы прямые. (ложно)

  • Самое загадочное и опасное место на планете - Бермудский треугольник. (истинно).

  • Угол в 110º - развернутый. (ложно)

  • Единицы измерения углов: метры и килограммы. (ложно)

  • Все ученики нашего класса научатся измерять градусную меру угла. (истинно).

  • Геометрия - "землемерие" (от греческого "гео" - "земля" и "метрео" "измеряю") (истинно)

4. №598 Практическая работа на разрезание и составление фигур.

Конспект урока по математике на тему Треугольник

VI. Вариативная самостоятельная работа.

Конспект урока по математике на тему Треугольник


Конспект урока по математике на тему Треугольник


VII. Подведение итогов.

Да, ребята, вроде простая это фигура - треугольник: три вершины, три стороны, три угла. А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем применять теоремы косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, о признаках равенства прямоугольных треугольников и многое ещё осталось загадочным для вас.

Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного! А если соединить друг с другом несколько треугольников?!

Рефлексия

Предлагаю оценить свою деятельность на уроке.

- В начале занятия на своих ладошках вы написали цель на предстоящий урок.

- Кто справился с поставленной целью?

- Сложно было достичь ее?

- Какое задание запомнилось вам больше всего (решение по готовым чертежам, задач на разрезание, задание «Истинно-ложно»).

- Своей работой на уроке я доволен / не доволен

- Урок для меня показался коротким / длинным

- За урок я не устал / устал

- Мое настроение стало лучше / стало хуже

- Как вы оцениваете работу всех учеников и учителя?

- Много заданий мы успели выполнить на уроке?

Русская поэтесса, прозаик, переводчица Марина Цветаева писала: «Успех это значит успеть!»


  • Передайте своё настроение с помощью изображения треугольника.

Конспект урока по математике на тему Треугольник

VIII. Домашнее задание:

  1. Учебник п. §27 - §33 (правила)

  2. № 599 (ПР)

  3. ТЗ: кроссворд или аппликация или рисунок из различных видов треугольников

  4. Сообщение о Бермудском треугольнике

  5. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Большое всем спасибо за вашу оценку.

Путь к успеху часто сравнивают с восхождением на вершину горы.

Конспект урока по математике на тему Треугольник

И помните: Быть успешным - это значит быть целеустремленным, уверенным в себе и успешности своего дела, человеком, который не останавливается на достигнутом.

VII. РЕЗЕРВ

  1. Может ли треугольник, в котором два угла 40º и 60º, быть тупоугольным?

  2. Может ли треугольник с градусными мерами углов 10º и 20º быть остроугольным?

  3. Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35º и 5 º?

  4. С помощью прямоугольных треугольников (равнобедренного и с углами 30º и 60º) построить углы 15º, 135º, 105º, 75 º.

  5. Треугольник - простейшая плоская фигура: три вершины и три стороны. Но с древнейших времен и до наших дней математики занимаются изучением треугольника. За это время было сделано много важных открытий и даже создана новая наука - тригонометрия…Можно сделать вывод: треугольник важнейшая и неисчерпаемая фигура в геометрии.

  6. Историческая пауза.

  7. Треугольник - самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. В строительном искусстве испокон веков используется свойство жесткости треугольника для укрепления различных строений и их деталей.

  8. Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость. При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. Ножки стула крепятся планками, чтобы стул был устойчивым. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее.

  9. Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни.

  10. Эльбру́с - гора на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Главного Кавказского Хребта и является высочайшей вершиной России. Учитывая, что границы части света Европы неоднозначны, нередко Эльбрус называют также высочайшей европейской горной вершиной. Эльбрус - это двувершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, Восточная - 5621 м. Они разделены седловиной - 5200 м и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. ± 50 лет.

Другие названия:

Минги-Тау - вечная гора (карачаево-балкарское).

Ельбурус - направляющий ветра (ногайское).

Асхартау - снежная гора асов (кумыкское).

Джин-падишах - царь горных духов (тюркское).

Альбар (Альборс) - высокий; высокая гора (иранское).

Ялбуз - грива снега (грузинское).

Ошхамахо - гора счастья (кабардинское).

Урюшглюмос - гора дня.

Кускамафь - гора, приносящая счастье.

Шат, Шат-гора - старорусское название (от карач.-балк. шат, чат - выступ, ложбина, то есть «гора с ложбиной»).

VIII. Источники материалов.

  1. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). - Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Математика. 5-6 кл.: Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Математика: 5 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009.

  4. sceptic-ratio.narod.ru/po/kn2.htm

  5. insidepro.com/kk/291/291r.shtml

  6. shahty.ru/blog/blog_84.html

  7. 100mat.ru/ubb/viewalbum.php?Cat=&Album=208&page=2

  8. m.allmystic.ru/page/7080

  9. noterror.ru/tag/ostrov/


© 2010-2022