- Преподавателю
- Математика
- Формулы «Сокращенного умножения» (урок обобщения)
Формулы «Сокращенного умножения» (урок обобщения)
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишина Т.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок № 2
Формулы «Сокращенного умножения»
Алгебра, 7 класс
Цель урока: обобщить знания, закрепить умения и навыки учащихся в применении формулы сокращенного умножения.
Задачи:
-
Проверить теоретические знания и практические навыки, применение формул «сокращенного умножения» в двух типах задания: упростить и разложить на множители.
-
Воспитать критическое отношение к своим знаниям.
-
Развивать математическую речь, внимание, умение сделать выводы.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
-
Устная работа:
-
Слайд с примерами:
а) (x - 7) (х - 6) = х2 - 6х - 7х + 42 = х2 - 13х + 42
б) (х - 7) (х + 6) = х2 + 6х - 7х - 42 = х2 - х - 42
в) (х - 7) (х + 7) = х2 - 49 [х2 + 7х - 7х - 49]
г) (х - 7)2 = [(х - 7) (х - 7) = х2 - 7х - 7х + 49] =х2 - 14х + 49.
д) (х - 6) (х2 + 6х + 36) = [х3 + 6х2 + 36х - 6х2 - 36х - 216] = х3 - 216.
Комментируем еще раз, почему формулы называют сокращенным умножением.
-
Ученикам предлагается выписать формулы по памяти на доске:
А) Разность квадратов: а2 - b2 = (a - b) (a + b)
Б) Квадрат разности и суммы: (ab)2 = a22ab + b2
В) Разность и сумма кубов: a3b3 = (ab) (a2ab + b2)
Г) Куб разности и суммы: (a b)3 = (a b) (ab)2 = (ab) (a22ab + b)= a33a2b + 3ab2 b3
II. Письменная работа на доске по двум видам заданий, выполняют по группам.
Упростить:
-
(a - 9) (9 + a) =
-
(a - 5)2 =
(3x + 1)2 =
-
(y - 2) (y2 + 2y + 4) = (5 + 52) (25 - 5b2 + b4) =
-
(a - 1)3 =
-
(6x + 1) (x - 3) =
Разложить на множители:
-
b2 - 64 =
-
a2 - 12a + 36 =
4y2 + 4y + 1 =
-
х3 - 27 =
64 + m6 =
-
x3 - 3х2y +3xy2 - y3 =
-
6x2 - 18x - 3 + x =
III. Работа по карточкам (заполнить пропуски):
1. (5х - ) ( - 3) = 25х2 - 9
а2 - = (- 6) ( + 6)
2. ( - 10х)2 = 1 - + 100х2
(4y + )2 = + 8xy + x2
3. a2 - + 16 = (a - )2
4b2 + 20b + = ( + 5)2
4. x3 - = ( - 5) (2 + 5x + )
+ y3 = (2 + ) (4 - + y2)
5.16x4y6 - 25 = ( - 5) (x2y3 + )
(a + 8)2 - (b - 7)2 = (a + 8 - ) ( + b - 7)
IV. Применение формул.
а) Разложение на множители применяется в уравнениях, когда в правой части 0.
1. x2 - 36 = 0
2. 36x2 - 6x = 0
3. x2 - 12x + 36 = 0
4. x2 + 6x - x - 6 = 0
б) Упрощать надо обе части уравнения.
1. (x- 6) (x + 6) = (x - 5)2
x2 - 36 = x2 - 10x + 25
10x = 61
x = 6,1
2. (x - 9) (x + 8) = (x - 3)2
x2 - x - 72 = x2 - 6x + 9
5x = 81
x =
x = 16,2
3. (x + 3) (x2 - 3x + 9) = x(x - 2) (x + 2)
x3 + 27 = x (x2 - 4)
x3 + 27 = x3 - 4x
4x = -27
x = -
x = - 6,25
4. (x - 8) (x + 8) = (x - 8)2
-
способ: (x - 8) (x+8) - (x - 8)2 = 0
(x - 8) (x + 8 - x + 8) = 0
(x - 8) 16 = 0
x - 8 = 0
x = 8
-
способ: x2 - 64 = x2 - 16x + 64
16x = 128
x = 8
V. Подведение итогов,
Выставление оценок, задание из учебника.