Открытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его части

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 5-м классе по теме: "Отыскание части от целого и целого по его части" с применением деятельностного метода

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.



(Древняя китайская мудрость)

Цели урока:

Образовательные:

1.Разобрать решение задач на части: Отыскание части от целого и целого по его части

2.Научиться решать задачи всех двух типов.

3.Повторить свойства действий на устных примерах.

Развивающие:

развитие речи;

развитие у учащихся самостоятельности;

развитие внимательности при выполнении заданий;

развивать коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные:

воспитание чувства само- и взаимоуважения;

развитие сотрудничества при работе в группах

воспитание интереса к математике.

Ход урока:

Цель этапа:

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с обыкновенными дробями.

I .Актуализация: работа по карточкам в группах

Карточка 1

  1. ЗОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиапишите частное 5 : 9 в виде дроби,

укажите числитель и знаменатель.

_Открытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его части_________________________________

  1. Запишите дробь 3/11 в виде частного,

укажите числитель и знаменатель

_________________________________

  1. Закрасьте ½ квадрата, ¼ квадрата.

Постарайтесь найти разные способы.

Открытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его части

Карточка 2

  1. ЗОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиапишите частное 3 : 7 в виде дроби,

укажите числитель и знаменатель.

_Открытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его части_________________________________

  1. Запишите дробь 5/17 в виде частного,

укажите числитель и знаменатель.

_________________________________

  1. Закрасьте ½ квадрата, ¼ квадрата.

Постарайтесь найти разные способы.

Открытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его части

КОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частиарточка 3

  1. Запишите частное 2 : 8 в виде дроби,

уОткрытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его частикажите числитель и знаменатель.

__________________________________

  1. Запишите дробь 1/10 в виде частного,

укажите числитель и знаменатель.

__________________________________

  1. Закрасьте ½ квадрата, ¼ квадрата.

Постарайтесь найти разные способы.

Открытый урок в 5 классе Отыскание части от целого и целого по его части

Ребята, какие задачи мы с вами научились решать?

Ожидаемый ответ: Задачи на движение, задачи,

решаемые с помощью уравнения.

Сегодня мы продолжаем решать задачи. Но рассмотрим задачи нового типа. А какого давайте отгадаем, напишем математический диктант:

  1. Запишите дробь две третих

  2. Запишите дробь одна пятая.

  3. Запишите в виде дроби частное чисел пять и девять.

  4. Запишите в виде дроби частное чисел семь и пятнадцать.

  5. Запишите дробь со знаменателем два.

слайд "ЧАСТИ".

II. На слайде тексты задач:.

Цель этапа:

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторение понятия дроби

актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде правил;

зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1 В пятом классе 36 человек. В школьной математической олимпиаде участвовали 1/9 всех учащихся этого класса. Сколько учащихся пятого класс приняли участие в олимпиаде по математике?

2.В школьной математической олимпиаде принимали участие четверо учеников пятого класса, что составило 1/9 всех учащихся этого класса. Сколько всего учащихся в пятом в классе?

Вот этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы привести слова французского философа, математика, физика Рене Декарта (с его именем вы обязательно встретитесь на уроках математики в старших классах), который родился в семье служащего парламента в г. Бретане и рос очень болезненным и очень любознательным мальчиком.

СЛАЙД 4 Мало иметь хороший ум - главное хорошо его применять.

Как вы думаете, что хотел сказать Рене Декарт? (обсуждение мыслей)

Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока писать не нужно. Мы изучаем сегодня новую тему "Отыскание части от целого и целого по его части".

Давайте вспомним написание некоторых математических терминов. Запишите в тетрадь следующие слова и словосочетания в столбик одно под другим:

число, знаменатель, числитель, часть числа.

Проверьте правильность написания: СЛАЙД 5

Ребята, в процессе изучения новой темы мы должны установить связь между этими понятиями.

Внимание! Задача!

1 В пятом классе 36 человек. В школьной математической олимпиаде участвовали 1/9 всех учащихся этого класса. Сколько учащихся пятого класс приняли участие в олимпиаде по математике?

Обсуждение задач.

Хорошо. Повторим ещё раз, что мы искали в ходе решения задачи? Как? Скажите, мы здесь находили целое число по его части или часть целого числа? Какой можно сделать вывод?

Ученик: чтобы найти часть числа нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель.

Учитель: обратимся к нашей схеме, пожалуйста, поставьте в тетрадях стрелочки, как указано на слайде: СЛАЙД 6

Хорошо, а что вы думаете о такой постановке задачи.

2.В школьной математической олимпиаде принимали участие четверо учеников пятого класса, что составило 1/9 всех учащихся этого класса. Сколько всего учащихся в пятом в классе?

Т.е. теперь мы ищем (что?) целое число по его части. Каким образом?

СЛАЙД 7

Пусть эта запись служит вам опорой при решении задач на отыскание части от целого и целого по его части.

Закрепление нового материала

На слайде условие шести задач и учащимся предлагается рассортировать их в две колонки по типам.

1. Магазин принял для продажи 156 кг рыбы. 1/3 всей рыбы составил карп. Сколько кг карпа получил магазин?

2. Провели 18 опытов, это составило 2/9 всей серии опытов. Сколько опытов надо провести?

3. Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?

4. Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?

5. Для выставки отобрали 30 картин. Это составило 2/3 имеющихся в музее картин. Сколько картин взято на выставку?

6. От веревки, длиной 18 м отрезали 3/4 ее длины. Сколько метров веревки осталось?

В итоге должно получиться:

1. Магазин принял для продажи 156 кг рыбы. 1/3 всей рыбы составил карп. Сколько кг карпа получил магазин?(2б)

4. Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?(2б)

6. От веревки, длиной 18 м отрезали 3/4 ее длины. Сколько метров веревки осталось?(3б)

2. Провели 18 опытов, это составило 2/9 всей серии опытов. Сколько опытов надо провести?(2б)

3. Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?(2б)

5. Для выставки отобрали 30 картин. Это составило 2/3 имеющихся в музее картин. Сколько картин осталось в музее? (3б)

Самостоятельная работа: Каждый ученик выбирает по две задачи. Проверяют по решебнику.

Самопроверка.

Посмотрим, всё ли вам понятно. Откройте учебники на стр. 94 делаем №321, 322 .

Решите следующие задачи:

СЛАЙД 8 Длина языка хамелеона 30 см. А длина языка дятла составляет 3\10 длины языка хамелеона. Какова длина языка дятла? .

СЛАЙД 10. За последние два столетия на Земле было истреблено много видов птиц, животных и змей. Видов птиц истреблено 7\17 частей, что составило 14 видов от всех остальных. Сколько видов птиц было истреблено за последние два столетия?

Какие чувства вы испытываете, когда слышите текст этой задачи?.. Стоит задуматься? Ведь будущее нашей планеты зависит полностью от нас с вами.

Всё, спасибо.

Итак, ребята, чему вы научились сегодня на уроке? Как найти часть целого по его дроби? Как найти целое число по его части?

В ходе урока я посмотрела ваши результаты по карточкам, результаты следующие...

Молодцы.

Домашнее задание: п.20, № 325, 326 и придумать, записать и решить задачу по новой теме.

Какое у вас сейчас настроение? ("мордашки")

Спасибо за урок, дети!

Презентация



© 2010-2022