Разработка интегрированного урока по математике в 6 классе

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

"Решение задач с помощью

уравнений. Имя числительное"

6-й класс

(на урок рекомендуется отвести 2 часа)

Провели: учитель математики Тихонова Л.Г. и

учитель русского языка и литературы

Чепелкина Т.Е.

Цели урока:


Образовательные - отработать навык составлять уравнения по данным задачи, решать уравнения, в которых неизвестное находится в обеих частях уравнения, продолжить формирование вычислительного навыка учеников, повторить основные сведения о числительном;

Развивающие - через решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учеников, их интеллектуальные качества, учить объективно оценивать себя и корректировать свою деятельность в ходе урока, развитие умений самоконтроля, развивать навыки употребления в речи числительных;

Воспитательные - прививать интерес к математике и слову, воспитывать веру в свои силы, учить коллективной и самостоятельной работе.


Оборудование урока: карточки с заданиями, слайды с заданиями.


Вступительное слово учителя математики

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла,

Расчет во всяком деле нужен.

Вот так! С числителем будь дружен.

Вы знаете, что числительные обязаны своим появлением числам, изучением которых и операциями над которыми мы занимаемся на уроках математики. Поэтому мы и решили обобщить и повторить тему "Числительные на уроках математики".

Учитель русского языка предлагает прочесть записанные на пленке для кодоскопа тексты - отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

3 - три.

Есть у нас 3 сес3цы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица -

Приходи к ней малыш!

100 - сто.

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

(Перевод Л. Кондратенко)

Вопросы классу:


  1. Почему трудно читать эти тексты?

  2. К какому стилю они принадлежат?

  3. Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

  4. Какая запись числа принята?

  5. Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном тексте).

Проверка домашнего задания по математике с помощью проектора.

Проверяются наиболее сложные номера из домашнего задания по математике, при решении которых учитель сознательно допустил несколько ошибок. Ученики должны найти их, исправить и объяснить допущенные ошибки.

Математический диктант

(Два ученика работают на закрытой части доски по вариантам. Остальные учащиеся пишут два экземпляра решений по вариантам. Для оформления решений можно использовать копировальную бумагу. Один экземпляр решений в конце математического диктанта сдается учителю, другой экземпляр остается ученику для самопроверки.)

Условия заданий математического диктанта:


  1. Запишите следующие предложения с помощью математических знаков:

  • восемнадцать х

  • тридцать два y

  • четыреста пятьдесят семь

  • минус десять целых пять десятых х

  • минус пятьдесят два y

  • сто семьдесят шесть а

  • восемь целых одна-вторая х

  • двенадцать целых четыре десятых y

  • пятнадцать а

  • шестьдесят четыре целых две десятых xy


  1. Подчеркните 1-е [2-е] слагаемое и все слагаемые подобные ему. Приведите подчеркнутые подобные слагаемые, запишите ответ. Подчеркните коэффициент записанного выражения.


  1. Запишите уравнение:

17x - 36 = 52 + 6x [25y + 17 = - 38 - 2y]

Выполните перенос слагаемых из одной части уравнения в другую для решения уравнения.

(Сильным учащимся предлагается закончить решение уравнения. В конце математического диктанта один экземпляр решения сдается учителю для проверки и оценки, учащиеся сверяют свое решение заданий математического диктанта с решениями учащихся, которые работали на закрытой части доски. Эти два ученика оцениваются.)


Учитель русского языка задает вопросы классу:


  1. Какие из записанных в математическом диктанте числительных являются простыми, какие - составными?


  1. В каких из числительных мягкий знак пишется в середине, в каких - в конце? Приведите примеры.


  1. Просклоняйте числительное 457 (176) по вариантам в родительном, творительном и предложном падежах.

Учитель русского языка:

Известный русский писатель А.Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

Учитель математики:

Никита учился математике по первому российскому учебнику математики Леонтия Магницкого, написанному по указу Петра Первого. В нем было очень много интересных задач. Вот одна из них, названная именем ее автора, древнегреческого ученого Пифагора.

(Учащиеся знакомятся с текстом задачи по учебнику «Математика 6» под ред. Виленкина, № 1340 стр.234).

Учитель математики:

Как решить такую задачу? Прочитайте внимательно несколько раз условие задачи, выделите основные смысловые части в условии (о каких величинах идет речь в задаче; что о них известно), выделите основной вопрос задачи, возьмите за х одну из неизвестных величин и выразите через х другие величины, о которых идет речь в задаче.

Разделим условие задачи Пифагора на смысловые части, повторим вопрос задачи. Что обозначим за х?

Каждый учащийся имеет карточку № 1, которая должна помочь решить задачу Пифагора.


Карточка № 1

На родном языке

На языке математики

- Вот сколько, - ответил Пифагор, -

половина изучает математику,

четверть - природу,

седьмая часть проводит

время в размышлении,

и, кроме того,

есть еще три женщины.

Сколько учеников у Пифагора?

Один ученик работает с использованием карточки № 1 увеличенного формата на доске, остальные - на местах. Ученики, работая по карточкам, составляют уравнение к задаче Пифагора и решают его.

Учитель русского языка корректирует речевые погрешности. Он просит прочитать уравнение, составленное к задаче.

Учитель русского языка:

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, y, z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.

Например:

х + 25 = 50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

х = 25 - икс равен двадцати пяти;

р - 18 = 20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;

р = 38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:


  1. 175  60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;

  2. 80  (х + 70) - произведение восьмидесяти и суммы икс и семидесяти.

Вопрос:

- Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные после знака равенства?

Чтение правил учебника на с. 43, 50:

В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков «+» и «-» говорят «сумма» и «разность».

Например:

32 + 78 - сумма тридцати двух и семидесяти восьми.

р.п. р.п.

433 - 96 - разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.

При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:

  • глагол вычесть требует предлога из;

  • глагол отнять требует предлога от.

Например:

из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять;

или:

от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.

- Какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? Приведите свои примеры.

Учитель математики:

- Решим еще одну задачу. № 1321 в учебнике. Будьте внимательны при устном разборе решения задачи, так как вам придется продолжить ее решение письменно в тетрадях самостоятельно.

Один ученик рассказывает с места устно решение задачи. Для самостоятельного решения задачи в тетрадях слабым учащимся предлагается карточка № 2.

Карточка № 2

Заполните пропуски в решении задачи № 1321.

Решение:

Пусть х литров молока было в _____ бидоне.

_____ литров молока было во втором бидоне.

(х - 20) литров молока стало в ­­­­­­­______ .

______ литров молока стало в ______ бидоне.

Молока в бидонах стало ______.

Составим уравнение к условию задачи ______.

После проверки пояснительного текста к составлению уравнения к задаче № 1321 слабым учащимся предлагается решить уравнение и закончить решение задачи. Два ученика решают это уравнение самостоятельно на переносных досках с последующей проверкой их решения. Сильным ученикам предлагается решить более сложную и интересную задачу Суворова с использованием карточки № 3.

Карточка № 3


На родном языке

На языке математики

Летела стая гусей, а навстречу им гусь.

- Здравствуйте, сто гусей ! - говорит им гусь.

- Нас не сто, - отвечают они ему.

- Вот если бы нас было столько,

сколько есть,

да пол-столько,

да четверть,

да ты с нами,

тогда было бы 100.

Сколько гусей было в стае?

В конце урока учитель русского языка проверяет домашнее задание учащихся («Придумать поговорки, в которых используются числительные»).

ИТОГ УРОКА

Учитель математики:

- На уроке, решая задачи, многим из вас удалось улучшить знания по теме: «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений». Я хотела привить вам интерес к математике через решение не совсем обычных задач.

Учитель русского языка:

- Сейчас все понимают, что важно дать ученику не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где числа и слова «живут» рядом, гармонично «сотрудничая» друг с другом. Подобные уроки реально помогают осуществить эту задачу.

Учителя задают домашние задания и объявляют оценки учащимся за урок. Учитель математики предлагает учащимся по желанию решить дома еще одну необычную задачу.

Задача

(Текст есть на карточках у учащихся)

На родном языке

На языке

математики

Путник! Здесь погребен прах Диофанта.

И числа поведать могут,

О чудо, сколь долог был век его жизни.

Часть шестую его представляло

прекрасное детство.

Двенадцатая часть протекла еще жизни -

Покрылся пухом тогда подбородок.

Седьмую в бездетном браке провел

Диофант.

Прошло пятилетие! Он

Был осчастливлен рожденьем прекрасного

первенца сына,

Коему рок половину лишь жизни

прекрасной и светлой

Дал на земле по сравнению с отцом.

И в печали глубокой

Старец земного удела конец воспринял,

Переживши

Года четыре с тех пор, как сына лишился.

Скажи, сколько лет жизни достигнув,

Смерть воспринял Диофант?


© 2010-2022