Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Данный урок является интегрированным уроком истории и математики комбинированного типа, предназначенным  для обучения студентов 1 курса образовательных организаций системы СПО. В ходе урока студенты  узнают о достопримечательностях рассматриваемых городов, распознают  их по описанию; учатся моделировать маршрут Золотого кольца России; развивают умения формулировать выводы по исследуемому  материалу, отвечать на вопросы по теме. Также студенты закрепляют изученный материал по математике в ходе в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(структурное подразделение г. Электрогорск)



Сценарий урока-путешествия на тему: «Золотое кольцо России»

(интегрированный урок истории и математики)





Подготовили: Лахман М.С., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ МО ПППЭТ;

Галдина Е.В., преподаватель математики и информатики ГБПОУ МО ПППЭТ














г. Электрогорск

2014



Цели урока:

обучающие:

  • дать общую характеристику истории возникновения, становления и развития городов Золотого кольца;

  • закрепить изученный материал по математике в ходе выполнения упражнений по применению основных свойств корней n-ой степени и степени с рациональными показателями;

развивающие:

  • развивать у студентов умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

  • учить устанавливать межпредметные связи;

  • развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию патриотических качеств личности через познавательный интерес к родной истории;

  • создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении сложных заданий.

Задачи урока:

  • подвести студентов к пониманию учебной задачи урока и стремиться её выполнить;

  • выработать знания о достопримечательностях рассматриваемых городов, узнавать их по описанию;

  • научить моделировать маршрут Золотого кольца России;

  • развивать умения формулировать выводы по исследуемому материалу, отвечать на вопросы по теме;

  • совершенствовать умения студентов самостоятельно находить информацию из дополнительных источников;

  • развивать вычислительные умения и навыки и применение их в практической деятельности;

  • оценивать свою деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

обучающиеся смогут:

  • называть и показывать по карте города Золотого кольца и их достопримечательности, рассказывать о них.

  • осознать эстетическую потребность в изучении и познании истории и культуры своей страны, описывать историческое прошлое страны.

  • совершенствовать морально-нравственных качеств личности, гражданские и патриотические чувства;

  • совершенствовать полученные вычислительные навыки и умения применять их в практической деятельности.

Методы обучения: проблемный, игровой, частично-поисковый.

Средства обучения:

учебно-наглядные пособия:

  • карта городов, входящих в Золотое кольцо России;

  • коллажи с изображениями городов Золотого кольца;

  • видеофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии городов Золотого кольца;

  • выставка промыслов городов, входящих в Золотое кольцо России;

организационно-педагогические средства обучения:


  • карточки с математическими заданиями;

  • листы с названиями городов Золотого кольца и датами их основания;

  • маршрутные листы для работы;

дидактическая техника (средства) - аппаратура для показа презентации, видеофильмов, заданий для студентов.

Основные понятия: Золотое кольцо России, «жемчужина» Золотого кольца России, памятник древнерусской архитектуры, промысел, корень n-ой степени, степень с рациональным показателем

Действующие лица: преподаватели истории и математики, студенты - экскурсоводы.


Ход урока

I. Вступление

Преподаватели начинают урок и говорят о целях, задачах урока; рассказывают о том, что наша страна велика, богата, красива. Долины и горы, леса и поля, реки и озера, города и поселки- все это наша Родина - Россия. Богата она не только уникальной и разнообразной природой, но и замечательными, талантливыми людьми, их историей, их достижениями. Однако любить свою Родину, гордиться ею может только человек, который знает историю своей страны.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин…

Люблю, люблю и понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

А.С. Васильева

Преподаватели говорят о том, что Золотое кольцо России - огромный памятник из 15 городов центрально - европейской части РФ с их уникальными достопримечательностями, историческими событиями, деяниями великих людей.

Преподаватели также поясняют, что данный урок является интегрированным, так как учащиеся в ходе него будут путешествовать по Золотым городам России, рассказывать об их истории, а помогать в этом им будут знания математики.

II. Путешествие по городам Золотого кольца России

Учащийся - проводник: Уважаемые пассажиры, наш поезд отправляется! Доброго пути!

Преподаватель математики: Ребята, мы с вами посетим города Золотого кольца. Пока мы не знаем, в какие из них мы успеем попасть. Для того, чтобы определиться с маршрутом, мы привлечем знания математики. На доске написаны примеры, в ходе путешествия мы будем их решать, а ответами наших заданий станут года основания городов нашего путешествия. За каждый правильный ответ студент будет награждаться своеобразным «золотым ключиком».

(Преподаватели знакомят присутствующих со студентом - импровизированным проводником поезда, который будет помогать в путешествии).

Перед началом нашего путешествия мы хотели бы услышать от вас ответы на вопросы теста, предложенного вам ранее. (см. Приложение 1)

(обсуждение и проверка ответов).

Преподаватель математики: Давайте приступим к выполнению примеров.

Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов.990год

Какой это город? (студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Владимир.

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Владимир! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Город Владимир» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 1:

Современный город Владимир - крупный областной центр с населением свыше 300 тысяч человек, площадью около 130 квадратных километров. Владимир расположен в 190 километрах от Москвы, стоит на берегу реки Клязьма. Город входит в состав Золотого кольца России.

Согласно исследованиям археологов, первые поселения на территории современного Владимира образовались примерно 25 тысяч лет до нашей эры. Позднее (примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры) берега Клязьмы заселили волго-финские племена. Славяне пришли на эту территорию гораздо позже, в десятом веке нашей эры. Поселения быстро разрастались, другие племена постепенно заполняли территорию.

Существует несколько версий возникновения города, по одной из них, основателем города стал киевский князь Владимир Красно Солнышко. В 990 году он прибыл к поселениям на Клязьме и приказал основать новый город, который будет называться его именем. Также по его приказу был построен храм пресвятой Богородицы, и началось массовое крещение народа.

По другой версии, город был основан в начале двенадцатого века и вовсе не Киевским князем Владимиром Святославовичем, а Переяславским князем Владимиром Мономахом. Археологи нашли подтверждение тому, что Мономах был в тех краях и приказал возвести неприступную крепость. Место было выбрано неслучайно, так как с юга протекала река Клязьма (глубоководная с неприступными крутыми берегами), с севера текла небольшая река Лыбедь, с востока степь была изрезана глубокими оврагами. Таким образом, место было практически неприступно, лишь с западной стороны можно подобраться к ее стенам. По окончании строительства решено было дать крепости имя Владимир, в честь Владимира Мономаха. Постепенно, территория вокруг крепости заселялась, город рос.

Третья версия объединяет первые две. Согласно этому предположению город был основан Владимиром Красно Солнышко, а Владимир Мономах занимался только лишь укреплением защитных сооружений, строительством крепости. Определить какая из версий наиболее точная, в настоящее время невозможно, так как археологические раскопки дают подтверждение каждой из трех гипотез.

В настоящее время Владимир высоко развитый в промышленном и культурном плане город. Главными его достопримечательностями являются Успенский и Дмитриевский соборы, а так же Золотые ворота. Город до сих пор хранит огромное количество архитектурных памятников, что привлекает туристов со всех стран.

Преподаватель математики: Переходим ко второму примеру. Преподаватель объясняет условия. 1931 (25−2)∙√125∙64∙273+131=

Студенты решают. Ответ готов.

Какой это город? (Студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Гусь-Хрустальный.

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Гусь-Хрустальный! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Город Гусь-Хрустальный» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 2:

Город Гусь-Хрустальный расположен в Мещёрской низменности во Владимирской области (в 63 км к югу от Владимира). Он был основан в середине XVIII века как посёлок рабочих, расположенный неподалёку от стекольного завода. Статус города Гусь-Хрустальному был присвоен в 1931 году. В настоящее время город является одним из центров стекольной промышленности России.

Своё название посёлок получил от одноимённой речки, на которой он расположен. Некоторые историки считают, что название это образовалось при изменении финно-угорского слова «кууси», означавшего «ель» или «еловый». Река, действительно, протекает по лесистой местности, где основной хвойной породой является ель. Мещёрская низменность получила название от названия финно-угорского племени Мещёра, так что вполне вероятно и такое происхождение названия. Однако народ, не углублявшийся в изучение исторических сведений, считает, что имя городу дало название известной всем птицы. Годом основания города считается 1756 год, когда рядом с основанной хрустальной мануфактурой возникло небольшое поселение. Основателем фабрики и, соответственно, будущего города был орловский купец Аким Мальцев. Таким образом, история города и хрустальной фабрики, а в последствии завода неразрывно связаны, так же как и судьба династии Мальцевых, владевших городом на протяжении нескольких десятилетий.

В настоящее время этот довольно небольшой по современным меркам городок во Владимирской области хорошо известен в России и за её пределами. Несмотря на то, что население города не превышает 80 тысяч человек, изделия завода города Гусь-Хрустальный обеспечили ему большую славу. Сейчас Гусевский хрустальный завод по праву считается одним из ведущих предприятий своей сферы в Европе.

В наше время Гусь-Хрустальный состоит из двух частей: старой и новой. В старой части города располагаются заводские и фабричные постройки, а также жилые дома для рабочих, сооружённые более века назад. В центральной части бывшего рабочего посёлка стоит Иоакиманская церковь, построенная ещё в 1816 году. В новой части располагаются современные строения.

Главным памятником архитектуры Гусь-Хрустального является Георгиевский собор, сооружённый в самом начале прошлого века. В нём размещается местный Музей хрусталя, в котором выставлены лучшие образцы стеклодувного искусства. В южной части города стоит часовня. По преданию, в XVIIIвеке здесь явилась икона великомученицы Варвары. Часовня была построена и названа в честь неё.

В 1996 Гусь-Хрустальный удостоился приза «Золотой Меркурий» за сохранение исторического облика города.

Преподаватель математики: Переходим к следующему примеру. Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов. 1010год

Какой это город? (Студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Ярославль.

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Ярославль! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Город Ярославль» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 3:

Жемчужина «Золотого кольца России», город Ярославль расположен на берегу реки Волги, там, где в нее впадает речка Которосль. Город был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь. Старинное предание рассказывает о том, что на месте современного Ярославля когда-то находилось древнее языческое селение. Ярослав с дружиной захватил его, разрубил языческое изображение медведя и основал город-крепость. Другая легенда рассказывает о том, что князь на этом месте убил живого медведя. Как бы то ни было, изображение медведя до сих пор присутствует в гербе города.

Уже через сто лет после основания Ярославль стал столицей удельного княжества. Он быстро разросся и приобрел известность как один из ведущих культурных центров Древней Руси. В этот период был основан Спасский монастырь с одним из первых на Руси каменных храмов - Преображенским собором. Его стены долгое время заменяли жителям Ярославля крепостные стены кремля.

Кто знает, какого могущества достиг бы Ярославль, если бы не нашествие татаро - монголов. Храбрые жители города дали бой захватчикам на противоположном берегу реки Которосль, но проиграли, и город был разрушен и сожжен в 1238 году. Оставшиеся в живых начали постепенно восстанавливать крепостные стены и свои дома. В 1380 году ярославские воины бились за родину в Куликовской битве, в 1463 году Ярославское княжество было присоединено к Москве.

В настоящее время Ярославль является административным центром Ярославской области. Он расположен менее чем в трехстах километрах от Москвы. В нем проживают около 613 тысяч человек на площади 143 км². Город является крупным транспортным узлом. В нем расположено два железнодорожных вокзала, автовокзал, аэропорт, речной вокзал. Здесь развиваются машиностроительная, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, строительная, легкая и пищевая промышленность. В городе действуют десять высших учебных заведений. Ярославская набережная является одной из самых красивых набережных реки Волги. С нее открывается прекрасный вид, и это одно из любимых мест прогулок горожан.

Ярославль свято хранит исторические и культурные традиции давнего прошлого. В 80-90-х годах 20 века здесь были отреставрированы многие замечательные памятники архитектуры и истории, придающие городу своеобразный колорит. Многочисленные музеи знакомят с историей Ярославского края, лучшими образцами декоративного народно-прикладного искусства, здесь хранятся коллекции древнейших рукописных книг, икон, мелкой пластики и даже конфетных оберток ярославских кондитерских фабрик.

Но главная ценность Ярославля - это неповторимая атмосфера спокойствия и доброжелательности и уникальная архитектурная среда, созданная памятниками 17-19 веков.

Преподаватель математики: Переходим к четвертому примеру. Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов. 1152год

Какой это город? Студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Кострома.

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Кострома! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Кострома» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 4:

Кострома - город в России, речной порт, центр Костромской области. Расположен на обоих берегах реки Волги в 330 км к северо-востоку от Москвы. Численность населения в настоящее время около 275 тысяч человек.

О происхождении названия древнего города специалисты спорят до наших дней. В некоторых древних летописях встречаются слова «костр» или «кострум», которыми описывают укреплённое место, крепость. Возможно, город, основанный в 1952 году Юрием Долгоруким как крепость, получил подобное название, со временем преобразовавшееся в Кострому.

Некоторые историки считают, что история происхождения названия каким-то образом связана с расположенным в Ливонии городом Костра. Костромой также называли соломенную куклу, которую делали славяне во время весеннего праздника в честь языческого бога Ярилы (этот праздник впоследствии трансформировался в Масленицу). Какая из версий более правдива - сказать трудно.

В настоящее время Кострома - один из центров текстильной промышленности. Город также является довольно крупным речным портом на Волге, железнодорожным и транспортным узлом. В город практически полностью сохранил планировку XVIII века и многие памятники истории и архитектуры. Это один из крупнейших культурных центров и городов Золотого кольца.

Преподаватель математики: Переходим к пятому примеру. Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов. 1024год

Какой это город? Студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Суздаль.

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Суздаль! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Суздаль» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 5:

Суздаль является одним из древнейших городов России. Если верить старой легенде, он был основан мудрым Асаном, одним из братьев из племени Иафетова. Первые же достоверные данные о Суздале относятся к 990 году, когда князь Владимир крестил весь народ Суздальской земли, и к 1024 году, когда князь Ярослав Мудрый пришел в город Суздаль подавлять мятеж. С последней даты и начинается история Суздаля. Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, оно произошло от глагола «судить», по другой - слово «Суздаль» (первоначально «Суждаль») финского происхождения.

Только в 60-е годы 20 века Суздаль был включен в маршрут «Золотое кольцо России» как город-музей, насыщенный культурно-историческими памятниками. Начинается реставрация монастырей и соборов, но в то же время в Суздале бережно сохраняется атмосфера провинциального города 18-19 веков. В 1982 году город был награжден призом Международной федерации журналистов и писателей по туризму «Золотое яблоко», в 1992 году особо ценные памятники Суздаля были включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Сегодня в Суздале на территории около 9 км² сосредоточено более 200 архитектурно-исторических памятников. Чтобы увидеть древнейшие церкви и монастыри, в Суздаль ежегодно приезжают десятки тысяч туристов, и это при том, что в самом городе проживает всего 11 тысяч человек.

Преподаватель истории: Сейчас предлагаю вам игру «Узнай город по описанию». На ваших столах лежат карточки с описанием города. Ваша задача узнать, что это за город.

Работать будете в группах из 4 человек. Время - 5 минут. (Приложение 2)

Преподаватель математики: Переходим к следующему примеру. Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов. 1345год

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Сергиев Посад! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Сергиев Посад» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 6:

Сергиев Посад расположен в 60 км на северо-восток от Москвы. В настоящее время население города составляет около 100 тысяч. Этот небольшой, но живописный городок в самом сердце России буквально пропитан русской историей. Но, прежде всего, Сергиев Посад - центр православия. История города теснейшим образом связана с историей Троице-Сергиевой Лавры.

Сергиев Посад начался с основанного в 1345 году русским святым Сергием Радонежским монастыря. Сергий Радонежский является в русской православной традиции покровителем земли российской, а также покровителем и радетелем всяческого учения. Сергий (в миру Варфоломей) получил чудесным образом способность постигать божественное знание. Отроку Варфоломею очень непросто давались науки. Однажды ему явился ангел в образе старца, который и наделил Варфоломея способностями к учению.

У Варфоломея был брат Стефан. Братья решили уйти от людей в пустынные леса, чтобы там поселиться и посвятить свою жизнь молитве Богу. Они долго ходили по лесам, выбирая пустынное место. Такое место было найдено, и братья решили там обосноваться. Они построили монашеские кельи и церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. Братьям приходилось очень много работать. Место было пустынным, в лесной чаще необходимо было добывать себе пропитание. Часто братья подолгу голодали.

Стефан долго выдержать лишений не смог и решил прекратить отшельническую жизнь. Он ушел к людям, оставив Варфоломея одного. Житие святого рассказывает, какие трудности ему приходилось преодолевать: к нему приходили лесные звери, которым Варфоломей отдавал последнюю пищу, а сам голодал.

Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия, но продолжал жить отдельно в полном одиночестве в лесной чащобе. Постепенно монахи узнали, что есть такой отшельник, который ведет аскетический образ жизни, которого не трогают лесные звери, праведник, которого кормит и поддерживает сам Господь. Монахи решили присоединиться к Сергию, пришли к нему и попросили разрешения построить свои хижины неподалеку от кельи Сергия. Сергий не отказал. Многие монахи не выдерживали лишений и уходили, иные же оставались с Сергием. Постепенно образовался монастырь, который стал известен во всей Руси. Сергия попросили стать игуменом монастыря, он согласился.

В 1380 году в Троице-Сергиев монастырь пришел князь Дмитрий Донской, чтобы получить от Сергия благословление на великую битву с монголо-татарами, которая произошла на Куликовском поле. Сергий благословил князя и во время битвы молился, чудесным образом называя по имени каждого погибшего на поле брани воина. Кстати, на поединок, открывающий сражение, вызвался монах Троицкого монастыря Пересвет. Он погиб первым в этой битве. Монголо-татарское иго было снято, русские дружины победили. Но на этом нашествия татар на русские города и селения не закончились.

Со временем монастырю стали принадлежать смежные с ним земли. Началось строительство каменных сооружений в 1422 году. Первым каменным зданием в монастыре стал Троицкий собор, в котором были захоронены и находятся по сей день мощи святого Сергия Радонежского. В 1540 году монахи стали сооружать каменные стены монастыря, и через 10 лет монастырь уже окружала непреступная стена из камня с 11 башнями.

В 15 веке Троице-Сергиев монастырь оказал сопротивление польско-литовским интервентам, которые так и не смогли его захватить. В 1682 году в стенах монастыря спасся от стрелецкого бунта царевич Петр, впоследствии Петр Великий.

С 1610 года в окрестностях монастыря начинают строиться небольшие поселения, которые вырастают в села Кокуево, Панино и Клементьево. На монастырских землях было выгодно жить и работать, потому что здесь действовали государственные льготы. Это, безусловно, было благоприятной средой для развития ремесленного дела и торговли. Количество поселений вокруг монастыря постоянно увеличивалось.

Развитие города оказалось напрямую связано с монастырем. Для паломников строили гостиницы, им продавали предметы религиозного культа, которые изготавливали в огромных количествах. Это были иконы, подсвечники, крестики и прочая церковная утварь. В 1845 году проложили шоссе от Сергиева Посада до Москвы, в 1865 году была проложена железная дорога.

Лавра возрождается и становится центром православия и духовного просвещения в России. Возрождается традиция монашества: в Лавре открывается мужской монастырь. Загорск снова был переименован в Сергиев Посад только в 1991 году.

В настоящее время в Сергиевом Посаде развита промышленность, однако население продолжает исторически сложившиеся традиции ремесел и торговли. На площади перед Лаврой население торгует сувенирами, среди которых не только изделия для церкви, но и матрешки, различные игрушки и посуда.

Преподаватель математики: Переходим к седьмому примеру. Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов. 862год

Какой это город? (Студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске).

Студент- проводник: Наш поезд прибывает на станцию Ростов Великий! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Ростов Великий» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 7:

Ростов Великий (не путать с Ростовом-на-Дону) - один из древнейших русских городов, возникших задолго до принятия христианства на Руси. Он расположен в Ярославской области (в 58 км от Ярославля) на берегу озера Неро. Население современного Ростова Великого около 35 тысяч жителей. В городе не очень много предприятий, зато достаточно исторических и архитектурных памятников.

Город Ростов был основан ещё в начале нашей эры. Точную дату образования города историки назвать затрудняются, поэтому годом основания Ростова Великого считается 862. Именно к этому времени относится первое упоминание о городе в Повести временных лет. По преданию, основатель города носил имя Рост. Город же стали называть Ростовом. Судя по всему, он был основан на месте поселений финно-угорского племени меря, вытесненного славянами на север. В летописях IX века Ростов упоминается как уже давно существующий город. Описано также участие ростовской дружины в походах на Киев князя Олега.

За всю историю Руси официально великими называли лишь Новгород и Ростов. Оба этих города в настоящее время являются достаточно небольшими и менее значительными, но в то же время одними из туристических центров России. В большей степени это относится к Ростову Великому. На его территории сохранилось множество памятников истории, которые привлекают не только российских, но и иностранных туристов. С 1970 года Ростов Великий считается городом-заповедником. Из промышленности в городе наиболее развиты пищевая и лёгкая: агрегатный завод, ткацкая фабрика, фабрика миниатюрной живописи, паточный завод и другие.

В Ростове сохранились многие постройки давно минувших веков. Так, например, на восточной окраине города расположены строения Яковлевского монастыря, который был основан XIV веке на дороге ведущей в Ростов Великий из Москвы. С западной стороны город некогда защищали стены Авраамиева монастыря. Некоторые его постройки, в частности, Богоявленский собор XVI века также сохранились до нашего времени. В 1992 году началось также возрождение Троицкого Варницкого монастыря, основанного в начале XV века. В нескольких километрах от города расположен Борисоглебский монастырь.

Такое обилие святынь делает Ростов Великий привлекательным не только для обычных туристов, интересующихся историей и культурой, но и для паломников.

Преподаватель математики: Переходим к последнему примеру. Преподаватель объясняет условия.
Интегрированный урок истории и математики по теме: Золотое кольцо

Студенты решают. Ответ готов. 1561год

Какой это город? (Студенты подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Иваново.

Студент - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Иваново! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда - 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Иваново» (программа Movie maker). Хронометраж фильма - 1 минута.

Выступление студента-экскурсовода 8:

Иваново - областной центр, расположенный в 318 км к северо-востоку от Москвы на реке Уводь. До 1932 года имел название Иваново-Вознесенск. В настоящее время в городе проживает около 430 тысяч жителей. Иваново является крупным центром текстильной промышленности России.

Как село получило своё название доподлинно неизвестно. Одним из вариантов его происхождения является версия о существовании в более древние времена на этом месте церкви Иоанна Предтечи. Однако никаких документов, доказывающих её существование, не найдено. Некоторые историки считают, что село могло быть названо именем одного из первых её жителей или владельцев, носившего одно из самых популярных русских имён - Иван.

Датой основания Иваново считается 1561 год - первое упоминание о нём в летописях. В действительности селение возникло гораздо раньше, о чём свидетельствуют археологические раскопки. В XVI веке, по преданию, оно было передано царём Иваном IV Грозным своим новым родичам князьям Черкасским, после женитьбы на Марии Черкасской. В 1579 неподалёку от него был построен мужской Покровский монастырь, а рядом с ним монастырская слобода Притыкино. Точных сведений об этом периоде в истории Иваново практически не сохранилось, так же как и документа о дарении села.

Иваново является одним из центральных городов «Золотого кольца». На территории города и области множество достопримечательностей: Ивановский областной художественный музей, дом-музей А.И. Морозова, Музей промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина, а также хорошо известный Музей Ивановского ситца.

Ивановская область - это не только промышленный, но и художественный центр России. Хорошо известны своими лаковыми миниатюрами находящиеся там сёла Холуй и Палех, в давние времена славившиеся иконописью. Богаты памятниками архитектуры и скульптуры Шуя и Юрьевец.

Ткацкое искусство издавна было женским промыслом. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Большинство работников ивановского текстильного комбината - женщины. Из-за этого Иваново в народе давно прозвали «городом невест».

Преподаватель истории: А сейчас мы поиграем в игру под названием «Угадай город». Угадывать города мы будем по иллюстрациям, на которых изображены их достопримечательности. Работать вы будете в парах. Время - 3 минуты. (Приложение 3)

Студент - проводник вызывает студентов, получивших «золотые ключики».

Преподаватель истории: Это была конечная станция нашего маршрута, а, значит, наше путешествие подходит к концу. Давайте еще раз вспомним, в каких городах мы сегодня побывали. Конечно, за 1 занятие мы смогли охватить все города Золотого кольца. Мы сделаем это в следующий раз. Мы узнали сегодня много нового об истории нашей страны, становлении и развитии древних городов. Вы сегодня попрактиковались и в математике: решали много примеров, ответы которых очень помогли нам составить карту городов Золотого кольца.

Путешествуя, мы часто покупаем сувениры на память. Обратите внимание, что у нас есть лавка сувениров. Нашим гостям мы также хотим преподнести небольшие сувениры на память.

У нас осталось немного времени, и мы хотим показать вам нашу выставку промыслов городов Золотого кольца.

Но, так как это не только экскурсия, а, еще и урок, то, конечно же, будет и домашнее задание.

Вам нужно будет подготовить презентацию по одному из городов, входящему в состав «Золотого кольца», в котором мы сегодня не успели побывать. Для выполнения данного задания вам нужно будет разделиться на группы по 4 человека.

Преподаватель математики: Итак, сегодня мы на уроке закрепляли тему «Производная». С какими сложностями вы столкнулись? Понятен ли вам алгоритм решения примеров?

Преподаватель истории: Понравился ли вам сегодняшний урок? Что понравилось больше всего? Если что-то не понравилось, выскажитесь! Что вызвало у вас затруднения в ходе урока? Чем бы вы хотели дополнить урок?

Преподаватель математики: У вас на столах лежат листочки бумаги разного цвета. Если вам понравился урок и у вас все получилось, и у вас было хорошее настроение, прикрепите на доску красный листок, если не очень понравился или не все получалось - желтый, ну и если совсем не понравилось - синий.

Спасибо!





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Кудрявцев Ф. Ф. Золотое кольцо. - Л., Аврора, 1974. - 232 с. (Переславль-Залесский, Ростов, Борисоглебские слободы, Никола-Улейма, Углич, Тутаев, Ярославль,Кострома, Красное-на-Волге, Плёс, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польский, Александрова слобода, Загорск).

  • Золотое кольцо России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. - М.: Профиздат, 1984. - 352 с. - (Сто путей - сто дорог).

  • Попадейкин В. И., Струков В. В. Золотое кольцо / Фотографии Б. А. Мясоедова, В. И. Попадейкина, А. С. Потресова (†), Б. Л. Раскина, Ирины Стин, А. В. Фирсова; Художник Ю. Н. Маркаров.. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с. - 50 000 экз. (в пер.)

  • Попадейкин В. И., Струков В. В. Золотое кольцо. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 336 с. - 75 000 экз. (в пер.)

  • 100 храмов Золотого кольца России. - М.: БММ, 2011. - 240 с., ил., 5000 экз., ISBN 978-5-88353-385-2



© 2010-2022