- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему Решение уравнений с модулем (10 класс)
Урок по математике на тему Решение уравнений с модулем (10 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черышова П.М. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме: "Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины (модуля)"
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся , развитие навыка решения уравнений и логического мышления учащихся.
Оборудование урока: таблица "Модуль", плакаты с изображением уравнений содержащих переменную под знаком модуля и с графическим способом решения уравнений.
Ход урока.
I. Орг. момент
Сообщается план урока и почему именно эта тема выбрана.
II. Вступительное слово учителя.
Существенной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области является понятие его абсолютной величины (модуля).
Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических наук. Так, в математическом анализе одно из первых и фундаментальных понятий - понятие предела - в своем определении содержит понятие абсолютной величины числа. В теории приближенных вычислений первым, важнейшим понятием, является понятие абсолютной погрешности приближенного числа. В механике основным первоначальным понятием является понятие вектора, важнейшей характеристикой которого служит его абсолютная величина (модуль).
С понятием модуля (абсолютной величины) действительного числа учащиеся знакомятся еще в 6 классе. Однако в программах общеобразовательных школ и соответствующих учебниках в дальнейшем это понятие ни в теоретических материалах, ни в задачах и упражнениях почти не применяется. Возможность решения уравнений и неравенств, содержащих неизвестные под знаком модуля, имеют учащиеся классов или школ с углубленным изучением математики и некоторых других альтернативных школ, однако и в учебниках для этих школ задач подобного рода до обидного мало. В то же время на ЕГЭ задачи с модулем предлагаются все чаще и чаще.
-
.Изучение нового материала
Учитель: при решении уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, чаще всего применяются следующих методы: 1) раскрытие модуля по определению, 2) возведение обоих частей в квадрат, 3) метод разбиения на промежутки, 4) графический метод.
-
Выступления учащихся:
Сообщение №1 «Некоторые способы решения уравнений с модулями».
Напомним сначала определение числа x:
Приведем также основные свойства модуля, часто применяемых в решение задач:
-
|ab|=|a||b|; -
|a|n=|an|;
-
-
|a|=0, если a=0
Поговорим о некоторых способах решения задач с модулем. Среди них один занимает самое главное место, так как он является самым общим, однако, иногда не самым рациональным. Заключается он в следующем.
-
Метод интервалов.
Предположим, что имеется уравнение или неравенство, в которое входят один или несколько модулей.
-
Первым делом нужно отделить критические точки. Под этим мы понимаем все значения переменной, при которых один из модулей обращается в нуль. -
Нанесите полученное множество значений на ось данной переменной, например Ox. Прямая разобьется на несколько конечных и два бесконечных интервала. Каждый интервал соответствует знакопостоянству подмодульных выражений. -
Рассмотреть столько случаев решения, сколько получилось интервалов. При этом освобождаться от модулей нужно, проверяя знак подмодульного выражения. Т.е. изменять его на противоположный, если выражение отрицательно и оставлять его прежним в противном случае. Важно не забыть, что частным ответом в каждом из полученных случаев является пересечение интервала и найденного решения. -
Объединить полученные в каждом интервале ответы в один.
Рассмотрим подробнее этот метод на следующем примере.
|x + 2| + |x - 3| = 5
Нанесем на числовую прямую значение x, при котором x + 2 = 0 и значение x, при котором x - 3 = 0. Числовая прямая разобьется на промежутки (-; -2), [-2; 3], (3; +).
Решим уравнений на каждом из этих интервалов.
х
(-; -2)
[-2;3]
(3; +)
х+2
-
+ - +
+
x-3
-
- -
+
Рассмотрим первый промежуток, чтобы определить знак подмодульного выражения, возьмем контрольную точку x = 3, подставим ее в наше уравнение -3 + 2 < 0 и во второе -3 - 3 < 0. Аналогично рассмотрим знаки подмодульных выражений на втором и третьем промежутках.
Решим уравнение на каждом из этих промежутков, т.е. решим равносильную уравнению совокупность смешанных систем:
1)
-х - 2 - х + 3 = 5
-2х + 1 = 5
-2х = 4
х = -2
-2
Не может быть корнем.
2)
х + 2 - х + 3 = 5
0х = 0 x любое число из [-2; 3].
3)
х + 2 + х - 3 = 5, x = 3
3 , не может быть корнем.
Вывод: Решение второй системы является объединением решений 3-х систем.
Ответ: x принадлежит [-2;3] или все значения сегмента [-2;3].
-
Сообщение №2 Графический метод.
Этот способ уже не столь универсален, но им нельзя пренебрегать, если он применим. Часто уравнение или неравенства с модулем содержит только линейные выражения относительно переменной. В этом случае существует очень простой рецепт построения графиков с модулями, что часто существенно облегчает решение задачи. Он базируется на простом замечании - графики таких выражений состоят из кусков линий, т.е. являются ломаными. Метод состоит в следующем:
-
Найти, как и раньше, все критические точки и нанести их на ось абсцисс. Найти непосредственно значения заданной функции в этих точках (это удобно делать с помощью отдельной таблицы) и нанести их на координатную плоскость. -
В каждой из конечных интервалов, получаемых после разбиения критическими точками, график является прямой и может быть простым соединением нанесенных в предыдущем пункте точек на координатной плоскости. -
Выбрать две удобные для вычисления точки, расположенные в левом и правом бесконечных интервалах и аналогично п.1 найти значения функций в них. Окончательно, соединяя построенный участок графика с оставшимися двумя точками, получим требуемый график.
Проиллюстрируем это на примере построения графика |x+2|+|x-3|=5. Построим график функции
у = |x + 2| + |x - 3| и y = 5
х + 2 = 0, x -3 = 0
x1 = -2 x2 = 3
Наносим на ось корни линейных функций стоящих под знаком модуля. На каждом из трех промежутков знаки этих линейных функций постоянны и мы можем избавиться от знака модуля.
если x < - 2, то y =-(x + 2) - (x - 3) = -2x + 1
если -2 < x < 3, то y = +(x + 2) - (x - 3) = x + 2 - x + 3 = 5
если x > 3, то y = +(x + 2) + (x - 3) = 2x - 1
При построении графика провести вертикальные прямые x = -2 и x = 3, которые разобьют плоскость на три части. В левой части надо провести прямую y=-2x + 1, в центральной полосе y = 5 и в правой y = 2x - 1: (для контроля надо следить, чтобы ломаная была непрерывной, т.е. чтобы значения в разделяющих точках изломах, вычисленные по соседним формулам совпали). В нашем случае при x - 2 значение функции y = -2x + 1 совпадает со значением y = 5, точно так же при x=3 совпадают значения функции y = 5 и y=2x - 1
Строим график
1) y = -2x + 1
х
-3
-4
у
7
9
2) у = 5
3) y = 2x - 1
х
4
5
у
7
9
Графики и y = 5 пересекаются на промежутке, если .
Ответ
-
Сообщение №3 Раскрытие модуля по определению .
Решить уравнение
Решение.
.
Проверим справедливость неравенства для найденных значений х:
-
верное неравенство, значит 0 - корень данного уравнения. -
неверное неравенство, значит - посторонний корень. -
верное неравенство, значит - корень данного уравнения
Ответ: ; 0.
-
Решение уравнения, в котором под знаком модуля находится выражение содержащее модуль.
Решить уравнение
Решение.
.
-
.
2)
Ответ: .
IV. Итоги урока.
-
Домашнее задание.
Всем учащимся даются задания для самостоятельного решения:
Записать в тетради решения уравнений вида:
1. |2x-3|=11
2. |2x-5|=5-4x
3. |4x-3|=4x-3
4. |x+2|+|x-3|=5
5. |x+1|-|x-2|+|3x+6|=5