Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Данная разработка "Математический поезд" предназначена для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов по теме "Положительные и отрицательные числа". Проведение мероприятия по предлагаемому сценарию предназначено не только для закрепления навыков выполнения действий с положительными и отрицательными числами, но развитию познавательного интереса учащихся к предмету, формированию творческой культуры учащихся, формированию таких нравственных качеств как: взаимовыручка, ответственн...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 47















Математический поезд

«Страна чисел»


(разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов по теме «Положительные и отрицательные числа»)











Составитель:

учитель математики

Кидалова Лариса Леонидовна







г. Иркутск 2015 г.


Тема «Положительные и отрицательные числа»

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Задачи:

  1. Закрепление навыков действий над указанными числами.

  2. Развитие познавательного интереса, логического мышления, творческих способностей учащихся.

  3. Формирование творческой культуры учащихся.

  4. Нравственное воспитание учащихся, развитие и закрепление таких качеств как взаимовыручка, ответственность, инициативность, доброжелательность, самоанализ.

Оформление: (доска)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

поездВнеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс) "Историческая" "Доисторическая"

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

"Логическая"

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

«Лесная» «Кроссвордная»

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)«Информационная» «Абсолютная»

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

«Веселая»

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

«Конечная»

Оборудование:

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Страна чисел изображение поезда

Название остановок:

Историческая



Лесная

Веселая


Доисторическая



Логическая

Информационная


Кроссвордная

Абсолютная

Конечная


Творческие работы учащихся: исторические сведения и числах, головоломки, ребусы, шарады, кроссворды, занимательные задачи.

Высказывание о математике и числах: «Математика принадлежит к числу тех наук, которые ясны сами по себе»

Якоби К.

«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг»

Хаусдорф Ф.

«Число управляет всем миров количественного, а четыре правила арифметики можно рассматривать как полное снаряжение математики»

Джеймс ме Клерк Максвелл

«Учится можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

Франс А.

Остановка №1

Фамилии математиков: имущество

Брахмагупта VII в. н. э. долг

Леонардо Рибоначчи XII-XIII в.в. ложные

Михаил Штифель 1544 г. абсурдные

Декарт 1637 г. истинные

Остановка №2

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)

11

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)5

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)2

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)0

Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)-2

Остановка №1

Современная запись

1

А + в= с

2

(-а) + (-в) = -с

3

а +(-в) = а - в

4

а + (-а) = 0

5

0 + (-а) = -а

6

0 + а = а

7

0 - (-а) = а

8

0 - а = -а

Остановка №4

-42

26

-16

10

-6

4

-2

2

0

2

2

а

в

с

5

-11

6

-2,7

-2,3

5

32

-18

-14

-17


0


5

7

а

в

с

5

-11

6

-2,7

-2,3

5

32

-18

-14

-17

17

0

-12

5

7


-6 + (-2) = -8

-6 - 4 + 2 + 1 - 1 = -8

-6 - 4 + 2 = -8

-6 - 4 - 2 - 1 + 2 + 3 = -8

-6 - 4 - 2 + 4 = -8

-6 - 2 - 1 + 1 = -8


Остановка №9

Десять

Секстильон

Сто

Октальон

Тысяча

Нональон

Миллион

Декальон

Бимиллион (миллиард)

Эндекальон

Триллион

Септильон

Квадрильон

додекальон

Квинтильон


Ход мероприятий

  1. Представление команд: название, эмблема, приветствие.

Сбор занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, стихи и сказки)

Выбор жюри.

Ведущий 1.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну положительных и отрицательных чисел. Итак, тронулись в путь.

Остановка №1 «Историческая»

Ведущий 2.

Известно, что натуральные числа возникли при счете предметов. Потребность человека измерять величины и то обстоятельство, что результат измерения не всегда выражается целыми числом, привели к расширению множества натуральных чисел. Были введены нуль и дробные числа. Процесс исторического развития понятия числа на этом не закончился.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике решения алгебраических уравнений, когда нередко приходилось производить вычитание большого числа из меньшего. Не только египтяне и вавилоняне, но и древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появляется при решении систем линейных уравнений. Так как знаков «+» и «-» в то время еще не было, палочками красного цвета изображали положительные числа, отрицательные же - палочками черного цвета на счетной доске. Отрицательные числа долгое время называли словами, которые означали «долг», «недостача». Даже в VII в. в Индии положительные числа толковались как имущество, а отрицательные - как долг. В древнем Китае были известны лишь правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; правила умножения и деления не применялись.

Вот правила сложения и вычитания, изложенные индийским математиком Брахмагуптой в VII в. н. э:

Современная запись *

Правила Брахмагупты

1

а + в= с

Сумма двух имуществ есть имущество

2

(-а) + (-в) = -с

Сумма двух долгов есть долг

3

а +(-в) = а - в

Сумма имущества и долга равна их разности

4

а + (-а) = 0

Сумма имущества и равного долга равна нулю

5

0 + (-а) = -а

Сумма нулю и долга есть долг

6

0 + а = а

Сумма нулю и имущества есть имущество

7

0 - (-а) = а

Долг, вычитаемый из нулю, становится имущество

8

0 - а = -а

Имущество, вычитаемое из нуля, становиться долгом.

* Через а, в и с здесь обозначены положительные числа.

В Европе отрицательные числа упоминаются уже у Леонардо Рибоначчи (XII - XIII в.в.).

Однако большинство ученых в XIV - XVI в.в. называют новые числа «ложными», в отличие от «истинных» положительных чисел.

Немецкий математик Михаил Штифель дал в 1544 г. новое определение отрицательных чисел, как чисел, «меньших, чем ничто», то есть меньших нуля. Он писал: «Нуль находится между истинными и абсурдными числами…»

И лишь в знаменитом произведении французского математика, физика и философа Декарта «Геометрия», изданном в 1637 г., описывается геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел; положительные числа изображаются на числовой оси точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательные - влево.

Геометрическое истолкование привело к более ясному пониманию природы отрицательных чисел, способствовало их признанию.

Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита достаточно строгая теория положительных и отрицательных чисел.

Ведущий 1. Продолжаем наше путешествие.

Остановка №2 «Лесная»

Прошу подумать в тишине.

Учтите, случай редкий.

Сидела белка на сосне,

На самой средней ветке.

Потом вскочила вверх на пять,

Потом спустилась на семь

(Вы все должны запоминать,

Как на уроке в классе).

Затем проворно белка вновь

Вскочила на четыре,

Потом еще на девять

И уселась на вершине.

Сидит и смотрит с высоты

На пни, березки и кусты,

А сколько веток у сосны,

Мы с вами вычислить должны.

0+5-7+4+9=11 - от середины до верхней ветки.

11*2+1=23 - ветки всего было у сосны.

Ведущий 2.

Остановка №3 «Информационная»

Мы с вами знакомились, какие бывают числа? Итак, вы нашли материал о таких числах: натуральные, дробные, целые, рациональные, иррациональные, трансцендентные, вещественные, фигурные, дружественные…

Все написанные сообщения принесли вашей команде очки:

I команда ___б. III команда ___б.

II команда ___б. IV команда ___б.

А теперь послушаем сообщение про дружественные числа.

(Все сообщения собраны заранее, проанализированы и наиболее интересное заслушивается на игре).

Ведущий 1.

Слово предоставляется жюри.

(подведение итогов проведенной подготовительной работы учащимися).

А мы с вами вновь продолжаем наше путешествие в «Страну чисел» и приближаемся к следующей остановке.

Остановка №4 «Логическая»

«Посчитай-ка!»

  1. Найдите значение числового выражения:

-100-99-98-…-1+1+2+…+100+101+102 [203]

-100-99-97-…+95+97 [-200]

  1. Сколько слагаемых в правой части равенства:

17=17+16+15+…+х

[16*2=32 +0+17 - 34 слагаемых]

  • Впишите в свободные клетки числа так, чтобы каждое число, начиная с третьего (считая слева направо), равнялось сумме двух предшествующих ему чисел.








2

0



Ответ:

-42

26

-16

10

-6

4

-2

2

0

2

2

  1. На основании первых трех строк установите правило, по которому получается число c из чисел a и b, и впишите в пустые клетки недостающие числа.

а

b

с

5

-11

6

-2,7

-2,3

5

32

-18

-14

-17


0


5

7

Ответ:

а

b

с

5

-11

6

-2,7

-2,3

5

32

-18

-14

-17

17

0

-12

5

7

Числа а и b складываются и записываются число, противоположное их сумме

  1. Имеются 9 чисел: -6; -4; -2; -1; 1; 2; 3; 4; 6.

Известно, что сумма некоторых из этих чисел равна -8. Запишите эти равенства.

а) -6+(-2)= -8

б) -6-4+2= -8

в) -6-4-2+4= -8

г) -6-4+2+1-1= -8

д) -6-4-2-1+2+3= -8

е) -6-2-1+1= -8

Ведущий 2.

На нашем пути

Остановка №5 «Доисторическая»

(текст прилагается)

Ведущий 1.

Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса «Посчитай-ка»)

А мы с вами продолжаем свое путешествие и следующая

Остановка №6 «Кроссвордовая»

Каждая команда получает кроссворд, выигрывает тот, кто отгадает больше слов за определенный момент времени (например, 1,5 мин)

По горизонтали:

  1. Два числа, произведение которых равно единице.

  2. Модуль числа (-5).

  3. Отрезок, которым измеряют расстояние между точками на числовой оси.

  4. Расстояние от начала отсчета до данной точки на координатной прямой.

  5. Числа, модули которых, равны, а знаки разные.

  6. Число, показывающее положение точки на координатной прямой.

  7. Натуральные числа, им противоположные и 0.

  8. Один из математиков, который отстаивал признание отрицательных чисел.

  9. Число, получаемое в результате сложение чисел, меньших нулю.

  10. Действие, заменяющее действие вычитания.

По вертикали:

  1. Из двух отрицательных чисел число, имеющее такой модуль будет меньшим.

  2. Может ли при сложении отрицательных чисел получается 0.

  3. Число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным.

  4. Французский математик, физик, философ, который в 1637 г. ввел координатную прямую.

  5. Число, получаемое при вычитании меньшего числа из большего.

  6. Прямая, которая называется еще и числовой осью.

  7. Индийский математик (VII в.), излагающий правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел как «имущества» и «долга».

  8. Целые, дробные положительные и дробные отрицательные числа.

  9. Ученый, разработавший систему обозначения натуральных чисел.

(Кроссворд прилагается)

Ведущий 2.

Путешествие в удивительную «Страну чисел» продолжается.

Остановка №7 «Абсолютная»

В математике есть величина, название который в переводе с латинского языка означает «мера». Это прекрасное изобретение, которое из любого отрицательного числа делает положительное в XIV веке новой эры.

  • Как называется это изобретение?

  • Правильно, модуль или абсолютная величина.

А вам задание: реши уравнение

хВнеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс) = 5

уВнеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)Внеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс) : -5 = 2

ведущий 1. Слово предоставляется жюри для подведения итогов предыдущих конкурсов.

НВнеклассное мероприятие Математический поезд (6 класс)а поезд подъехал к Остановке №8 «Веселая»

Команды по очереди показывают свое домашнее задание «В мире чисел» (стихи, песни, сказки и т.д.)

Ведущий 2. Ну, вот и заканчивается наше увлекательное путешествие. Пока жюри подводит итоги, мы с вами вспомним, а может некоторые узнают какое название носят числа, состоящие из 1 с несколькими нулями.

Наименование

Сколько нулей при единице

Десять

1

Сто

2

Тысяча

3

Миллион

6

Биммилион (миллиард)

9

Триллион

12

Квадрильон

24

Квинтильон

30

Секстильон

36

Септильон

42

Октальон

48

Нональон

54

Декальон

60

Эндекальон

66

додекальон

72

Ведущий 1.

Остановка №9 «Конечная»

Подведение итогов, награждения.

Ведущий 2. Наше путешествие мне бы хотелось закончить стихотворением:

Говорят, математика очень скучна.

Говорят, математика неодолима,

Но всякий поймет без труда,

Что знать математику необходимо.

О сухости скажем плохой ученик,

О трудности - парень ленивый,

Но кто в математику глубже проник,

Тот будет довольно счастливый.

Без арифметику алгебры нет,

Без геометрии шагу не ступишь.

Ни в море, ни в небе, ни в мире планет

Без счета билета не купишь.

И пусть ты не думаешь в науку идти,

В сем останешься иль будешь рабочим.

Чтоб всюду достойную ношу нести

Математику знать советуем очень!





© 2010-2022