Методическая разработка Блочно-модульное обучение

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

Многопрофильный колледж






















Педагогическая концепция

«Блочно-модульная технология преподавания математики»









Составила Садчикова Ю. Н.














Магнитогорск, 2015

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении изучения всей темы. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые бы активизировали мысль студентов, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от осознания ими необходимости сдачи экзамена, не менее важны методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого студента в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. Одним из приоритетных способов разрешения этих вопросов - это разработка и внедрение новых педагогических технологий. При этом надо учитывать элементы адаптивности педагогической системы: содержание, цели, методы, формы организации познавательной деятельности обучающихся, и прогнозы соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.

Появление новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе требует от обучающегося его психологической готовности к новым способам обучения. Важно, чтобы при этом имела место ситуация, в которой обучающийся учится сам, а преподаватель осуществляет управление обучением.

Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же «новое качество» образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед преподавателем встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. То есть происходит переход обучения на основу, которая ведет к саморазвитию личности.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, и определяют дидактическую систему, устремленную на развитие таких ценностей как взаимопомощь, честность, открытость, доброжелательность. В современной модели образования важно развивать образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями. В отличие от традиционных технологий обучения, где основной целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, в обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества - движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.

Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах И. В. Сенновского (1997)., П. А. Юцявичене (1989, 1990), Т. И. Шамовой (1994).

Блочно-модульная технология развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе.

На первое место постепенно выходит стремление обучающегося к овладению важного для его дальнейшего обучения содержания предмета. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а следовательно дальнейшей самореализации обучающегося. К каждому обучающемуся необходим дифференцированный подход по уровням сложности, В итоге студент осваивает важный для него объем знаний. На каждом стадии урока используются разнообразные способы контроля: контроль со стороны преподавателя, в парной работе, самоконтроль. Все это содействует активизации обучающихся. Модульная технология позволяет экономить учебное время до 30 %, так как уроки разбивается на основные модули. У каждого из этих блоков своя четко заданная цель, свой вид самостоятельной или контрольной деятельности, требующий мобилизации знаний и умений.

Блочно-модульное планирование - это итог развития хорошо известных приемов работы классической системы образования, которая использовалась ранее. Ничего не разрушая, вновь создаваемая система хорошо сочетает прежде используемые дидактические принципы, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда обучающихся. Но при этом такое планирование создает ориентацию студентов на самостоятельное добывание знаний и умений. Все выше сказанное оптимизирует образование обучающихся как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.

Урок есть главное звено процесса обучения. Следовательно, весь процесс обучения сформировывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую логическую структуру. Очень важно хорошо провести урок. Однако даже идеально проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Как было ранее, и, по-видимому, становится сегодня еще более актуальным - руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором студенты меньше бы учили, но при этом больше бы учились, в колледже было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха.

Пути увеличения результативности занятий ищут педагоги всех стран. В настоящем времени чётко наметился подход к гуманистическим способам обучения и воспитания. Однако в обучении в программе все чаще выявляются противоречия между обязательными всеобщими формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого студента. При этом необходимо разделение образования от единообразия содержания учебного процесса, что дают новые внедряемые технологи обучения, которые находятся на границе между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения.

Одним из важных направлений решения этих проблем можно считать уровень коррекции всех элементов существующей педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности студентов к требованиям адаптивной гуманистической школы.

Четко обозначенный сегодня в нашей стране переход от авторитарной (традиционной) педагогики к гуманистической опирается на несколько стадий:

- поиск и применение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих развитие каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями, а зачастую и возможностями;

- далее переход обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, с учетом того, что процесс обучения - процесс двухсторонний.

Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание самостоятельно получать знания, их интерес к обучению. Для этого необходимо строить организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Повседневная жизнь постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают обучающиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. Поэтому в образовании ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний на практике.

В моей работе преподавания математики - метод подачи материала укрупненными единицами (однородными по предмету блоками) является основным. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого учитываются следующие принципы:

1) научное изложение вопроса, предполагающие максимальное использование математической символики и логики;

2) краткость при изложении теоретического материала;

3) наглядность, предполагающая использование рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных из учебников и подсказанных собственным опытом;

4) обязательно продуманные по важности и количеству уроки с применением компьютерных технологий;

5) выделение главного, основного цветом или шрифтом;

6) при составлении конспектов осуществляется логическая связь и последовательность перехода от данного конспекта к другому.

Модульное обучение преследует цель - формирование у студентов навыка самообразования и совершенствования технологии общения, ведь весь этот процесс строится на основе самостоятельного осознания, освоения, усвоения и присвоения изложенного материала.

Использование блочно-модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям предметов; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из большей основной структурной единицы.

Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет студентам работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый студент уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работой обучающегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым студентом, помогать слабым и поощрять сильных.

Технологию обучения математики я строю на создании блоков. Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Блок имеет следующую структуру:

  • Модуль теоретического материала.

  • Ммодуль закрепления и расширения знаний теории.

  • Модуль практического применения.

  • Модуль-консультация.

  • Модуль предварительного контроля.

  • Модуль контроля .

Модуль теоретического материала

Изложение теоретического материала начинается с постановки проблемной задачи, приводятся исторические справки. Основой данного модуля являются лекция. Блоковая система подачи материала позволяет изучать объект или материал в целом, не дробя его как при обычной линейной методике обучения. Особое значение уделяется созданию алгоритмов решения задач и систематизации основных типов задач. Применение алгоритмов позволяет обучающимся самим решать стандартные задачи на последующих этапах.

Модуль закрепления и расширения знаний теории


В модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач.

Модуль практического применения


На данном этапе осуществляется связь с другими предметами. Приводятся примеры из жизни и собственного опыта. Огромную роль в этом модуле играет урок, который предполагает восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов. В результате у обучающихся формируются основные понятия, категории и системы, ведущие к овладению все более сложной системы знаний, усвоению основных теорий той или иной темы.

Модуль-консультация

Наиболее благоприятны условия в этом модуле для проведения нестандартных уроков, таких как урок с применением информационно компьютерных технологий, урок-консультация, урок-соревнование и т.д. Основная задача - это ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.

Модуль предварительного контроля

На данном этапе проводятся различные самостоятельные, практические работы, текущий контроль, контроль выполнения домашних заданий. Ранняя диагностика пробелов в знаниях студентов с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных обучающихся.

Модуль контроля

Проводится систематический учет знаний и умений обучающихся в виде итогового контроля, который реализуется при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Развиваемая сегодня технология модульного обучения совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики. Ее использование позволяет сформировать у студентов прочные, осознанные знания и умения, развивает познавательные способности и создает условия для самореализации личности каждого студента.

© 2010-2022