Рабочая программа по геометрии 8 класс учебник Атанасян

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на методическом объединении

Учителей естественно-математического

цикла

протокол № от _____________________

руководитель м/ о Сиркина Е.А.

Утверждаю:

Приказ № ____от ______________________

Директор ________________Т.П.Шестакова




Рабочая программа

учебного предмета

Геометрия 8а класс

Составитель: Ребрушкина Татьяна Александровна

учитель математики







с.Кемля 2015г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии составлена на основе

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

- примерной программы образовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвящение», 2013г, Москва.

- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Учебник «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов М. Просвещение 2013г.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения курса:

-развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

На изучение геометрии в 8 кл. по учебному плану МОБУ «Кемлянская СОШ» на 2015-2016 уч. год из образовательной области «Математика. Информатика» отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.



Содержание учебного предмета


«Четырёхугольники» ( 14ч.)

Цель: Ввести понятие многоугольника, вывести формулу суммы внутренних углов многоугольника и рассмотреть четырёхугольник как частный вид многоугольника. Ввести понятие параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, прямоугольника, рассмотреть их свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур.

Знать: различные виды четырехугольников, их признаки и свойства.

Уметь: применять свойства четырехугольников при решении простых задач; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, решать задачи на построение.


« Площади» 14ч.

Цель: Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы для вычисления площадей квадрата и прямоугольника. Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Изучить теорему Пифагора и ей обратную.

Знать: формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач.

Уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; знать формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач, выполнять чертежи по условию задач; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии; решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.

« Подобные треугольники» (20ч.)


Цель: Ввести понятие пропорциональных отрезков и опираясь на него, дать определение подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения
этих признаков при решении задач. Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности. Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении различных задач.

Знать: определение подобных треугольников; признаки подобия треугольников, уметь применять их для решения практических задач.

Уметь: применять подобие треугольников при решении несложных задач,

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач; находить синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними; применять признаки подобия треугольников для решения практических задач; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы; решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

«Окружность» (16 ч)


Цель: Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки.
Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач. Рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку и на их основе доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в од ной точке. Дать понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, ознакомить учащихся со свойствами вписанного и описанного четырехугольников.

Знать: свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку; метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд и уметь применять их в решении задач.

Уметь: вычислять значения геометрических величин, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, решать задачи на построение. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы. Иметь понятие о вписанных и описанных четырехугольниках.

«Повторение»(4ч)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин; построение геометрическими инструментами.













Результаты освоения учебного предмета

В результате освоения курса геометрии 8 кл. учащиеся должны:

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • уметь различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

  • определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них. Исследовать несложные практические ситуаций;

  • уметь говорить, правильно и чётко излагать свои мысли. Самостоятельно на основе опорной схемы формировать определение основных понятий курса геометрии.

Планируемые предметные результаты. Ученик научится:

  • основные понятия и определения геометрических фигур;

  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;

  • знать и применять теорему Пифагора

  • применять подобие треугольников к доказательству теорем и решению задач;

  • знать соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;

  • понятие касательной к окружности;

  • определение центрального и вписанного углов;

  • применять свойства вписанной и описанной окружностей.

Ученик получит возможность научится:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.

Календарно- тематический план учебного предмета «Геометрия 8 кл»


№ урока

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них (кол-во)

Дата

План Факт


1

Глава V. Четырехугольники

14

л/п

Сам.

раб.

К.р.

01.09-22.10


1-2

1.1-1.2

Многоугольники

2






3

1.3

Параллелограмм

1






4

1.4

Признаки параллелограмма

1






5

1.5

Решение задач

1






6

1.6

Трапеция

1






7

1.7

Теорема Фалеса

1






8

1.8

Задачи на построение

1






9

1.9

Прямоугольник

1






10

1.10

Ромб, квадрат

1






11

1.11

Решение задач

1






12

1.12

Осевая и центральная симметрия

1






13

1.13

Решение задач

1






14

1.14

Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»

1







2

Глава VI. Площадь

14




24.10-17.12


15

2.1

Площадь многоугольника

1






16

2.2

Площадь прямоугольника

1






17

2.3

Площадь параллелограмма

1






18-19

2.4-2.5

Площадь треугольника

2






20

2.6

Площадь трапеции

1






21-22

2.7-2.8

Решение задач на вычисление площадей фигур

2






23-25

2.9-2.11

Теорема Пифагора

3






26-27

2.12-2.13

Решение задач

2






28

2.14

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

1







3

Глава VII. Подобные треугольники

20






29-30

3.1-3.2

Определение подобных треугольников

2






31-32

3.3-3.4

Первый признак подобия треугольников

2






33

3.5

Второй и третий признаки подобия треугольников

1






34-35

3.6-3.7

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

2






36

3.8

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»

1






37

3.9

Средняя линия треугольника

1






38

3.10

Свойство медиан треугольника

1






39-40

3.11-3.12

Пропорциональные отрезки

2






41

3.13

Измерительные работы на местности

1






42-43

3.14-3.15

Задачи на построение методом подобия

2






44-45

3.16-3.17

Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике

2






46

3.18

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1






47

3.19

Решение задач

1






48

3.20

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники»

1







4

Глава VIII. Окружность

16






49

4.1

Взаимное расположение прямой и окружности

1






50-51

4.2-4.3

Касательная к окружности

2






52

4.4

Градусная мера дуги окружности

1






53

4.5

Теорема о вписанном угле

1






54

4.6

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1






55

4.7

Решение задач

1






56-58

4.8-4.10

Четыре замечательные точки треугольника

3






59-60

4.11-4.12

Вписанная окружности

2






61-62

4.13-4.14

Описанная окружность

2






63

4.15

Решение задач

1






64

4.16

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

1






65-68

5

Повторение. Решение задач

4







Материально- техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов, средств

материально-техническогообеспечения

Количество

Примечания

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Мулььтимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Принтер лазерный

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 8 класс

Диск « Геометрия не для отличников»

Д


Д

Д

Д

Д

Д

Д


Д


Печатные пособия

Портреты выдающихся деятелей математики

Плакаты:

Многоугольники

Параллелограмм и трапеция

Прямоугольник, ромб, квадрат

Площади четырехугольников

Теорема Пифагора

Подобные треугольники

Центральные и вписанные углы

Вписанная и описанная окружности

Д


Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д


















Учебно-методическое обеспечение предмета «Геометрия 8 кл»


Наименование объектов, средств

материально-техническогообеспечения

Количество

Примечания

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов «Изучение геометрии в 7-9 классах» М.1999 г

Б.Г. Зив, В.М.Меллер « Дидактические материалы по геометрии» М.1999г

Г.И.Ковалева геометрия-8 « Поурочные планы» В. 2007г

Б.Г.Зив, В.М.Миллер, А.Г.Бакинский «Задачи по геометрии для 7-11 классов» М.1991г

И.М.Сугоняев « Геометрия-8. Тесты» С.2007г

С.М,Саврасова, Г.А.Ястребицкий

« Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» М.1987г

Г.И.Кукарцева «Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах.7-9 классы» М.1997г

Л.И.Звазич и другие « Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы» М.2007г

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов учебник

« Геометрия 7-9» Просвещение 2014г

Д



Д



Д



Д



К



К



Д



К



К



















Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  8. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  9. Приказ Минобрнауки России от _____ 2014 г. № ____ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".

  10. Приказ Минобрнауки России от _____ 2014 г. № ____ «Об утверждении Федерального перечня примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.

  11. Примерная программа по геометрии 7-9 кл / авт. Т.А.Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2012 г.

  12. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов учебник « Геометрия 7-9» Просвещение 2014г

Интернет-ресурсы

  1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

  2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

  3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  4. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики. Документация, рабочие материалы для учителя математики.

  5. it-n.ru "Сеть творческих учителей".

  6. festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

  7. Приложение к Первому сентября "Математика": электронный вариант, или cайт prosv.гu (рубрика "Математика").

  8. Интернет-школа Просвещение.ru. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов, взаимоконтроля.



© 2010-2022