- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 8 класс учебник Атанасян
Рабочая программа по геометрии 8 класс учебник Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ребрушкина Т.А. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении
Учителей естественно-математического
цикла
протокол № от _____________________
руководитель м/ о Сиркина Е.А.
Утверждаю:
Приказ № ____от ______________________
Директор ________________Т.П.Шестакова
Рабочая программа
учебного предмета
Геометрия 8а класс
Составитель: Ребрушкина Татьяна Александровна
учитель математики
с.Кемля 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- примерной программы образовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвящение», 2013г, Москва.
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Учебник «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов М. Просвещение 2013г.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения курса:
-развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
-ознакомить с понятием касательной к окружности.
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения геометрических задач;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
На изучение геометрии в 8 кл. по учебному плану МОБУ «Кемлянская СОШ» на 2015-2016 уч. год из образовательной области «Математика. Информатика» отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
«Четырёхугольники» ( 14ч.)
Цель: Ввести понятие многоугольника, вывести формулу суммы внутренних углов многоугольника и рассмотреть четырёхугольник как частный вид многоугольника. Ввести понятие параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, прямоугольника, рассмотреть их свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур.
Знать: различные виды четырехугольников, их признаки и свойства.
Уметь: применять свойства четырехугольников при решении простых задач; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, решать задачи на построение.
« Площади» 14ч.
Цель: Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы для вычисления площадей квадрата и прямоугольника. Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Изучить теорему Пифагора и ей обратную.
Знать: формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач.
Уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; знать формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора и уметь применять их при решении задач, выполнять чертежи по условию задач; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии; решать задачи на доказательство и использовать дополнительные формулы для нахождения площадей геометрических фигур.
« Подобные треугольники» (20ч.)
Цель: Ввести понятие пропорциональных отрезков и опираясь на него, дать определение подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения
этих признаков при решении задач. Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности. Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении различных задач.
Знать: определение подобных треугольников; признаки подобия треугольников, уметь применять их для решения практических задач.
Уметь: применять подобие треугольников при решении несложных задач,
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач; находить синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними; применять признаки подобия треугольников для решения практических задач; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы; решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
«Окружность» (16 ч)
Цель: Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки.
Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач. Рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку и на их основе доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в од ной точке. Дать понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, ознакомить учащихся со свойствами вписанного и описанного четырехугольников.
Знать: свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку; метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд и уметь применять их в решении задач.
Уметь: вычислять значения геометрических величин, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, решать задачи на построение. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы. Иметь понятие о вписанных и описанных четырехугольниках.
«Повторение»(4ч)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин; построение геометрическими инструментами.
Результаты освоения учебного предмета
В результате освоения курса геометрии 8 кл. учащиеся должны:
-
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися;
-
сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-
уметь различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
-
определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них. Исследовать несложные практические ситуаций;
-
уметь говорить, правильно и чётко излагать свои мысли. Самостоятельно на основе опорной схемы формировать определение основных понятий курса геометрии.
Планируемые предметные результаты. Ученик научится:
-
основные понятия и определения геометрических фигур;
-
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
-
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
-
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;
-
знать и применять теорему Пифагора
-
применять подобие треугольников к доказательству теорем и решению задач;
-
знать соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
-
понятие касательной к окружности;
-
определение центрального и вписанного углов;
-
применять свойства вписанной и описанной окружностей.
Ученик получит возможность научится:
-
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
-
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
-
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;
-
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.
Календарно- тематический план учебного предмета «Геометрия 8 кл»
№ урока
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Из них (кол-во)
Дата
План Факт
1
Глава V. Четырехугольники
14
л/п
Сам.
раб.
К.р.
01.09-22.10
1-2
1.1-1.2
Многоугольники
2
3
1.3
Параллелограмм
1
4
1.4
Признаки параллелограмма
1
5
1.5
Решение задач
1
6
1.6
Трапеция
1
7
1.7
Теорема Фалеса
1
8
1.8
Задачи на построение
1
9
1.9
Прямоугольник
1
10
1.10
Ромб, квадрат
1
11
1.11
Решение задач
1
12
1.12
Осевая и центральная симметрия
1
13
1.13
Решение задач
1
14
1.14
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»
1
2
Глава VI. Площадь
14
24.10-17.12
15
2.1
Площадь многоугольника
1
16
2.2
Площадь прямоугольника
1
17
2.3
Площадь параллелограмма
1
18-19
2.4-2.5
Площадь треугольника
2
20
2.6
Площадь трапеции
1
21-22
2.7-2.8
Решение задач на вычисление площадей фигур
2
23-25
2.9-2.11
Теорема Пифагора
3
26-27
2.12-2.13
Решение задач
2
28
2.14
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»
1
3
Глава VII. Подобные треугольники
20
29-30
3.1-3.2
Определение подобных треугольников
2
31-32
3.3-3.4
Первый признак подобия треугольников
2
33
3.5
Второй и третий признаки подобия треугольников
1
34-35
3.6-3.7
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
2
36
3.8
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»
1
37
3.9
Средняя линия треугольника
1
38
3.10
Свойство медиан треугольника
1
39-40
3.11-3.12
Пропорциональные отрезки
2
41
3.13
Измерительные работы на местности
1
42-43
3.14-3.15
Задачи на построение методом подобия
2
44-45
3.16-3.17
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике
2
46
3.18
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
1
47
3.19
Решение задач
1
48
3.20
Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники»
1
4
Глава VIII. Окружность
16
49
4.1
Взаимное расположение прямой и окружности
1
50-51
4.2-4.3
Касательная к окружности
2
52
4.4
Градусная мера дуги окружности
1
53
4.5
Теорема о вписанном угле
1
54
4.6
Теорема об отрезках пересекающихся хорд
1
55
4.7
Решение задач
1
56-58
4.8-4.10
Четыре замечательные точки треугольника
3
59-60
4.11-4.12
Вписанная окружности
2
61-62
4.13-4.14
Описанная окружность
2
63
4.15
Решение задач
1
64
4.16
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»
1
65-68
5
Повторение. Решение задач
4
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов, средств
материально-техническогообеспечения
Количество
Примечания
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Мулььтимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Принтер лазерный
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 8 класс
Диск « Геометрия не для отличников»
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Печатные пособия
Портреты выдающихся деятелей математики
Плакаты:
Многоугольники
Параллелограмм и трапеция
Прямоугольник, ромб, квадрат
Площади четырехугольников
Теорема Пифагора
Подобные треугольники
Центральные и вписанные углы
Вписанная и описанная окружности
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Учебно-методическое обеспечение предмета «Геометрия 8 кл»
Наименование объектов, средств
материально-техническогообеспечения
Количество
Примечания
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов «Изучение геометрии в 7-9 классах» М.1999 г
Б.Г. Зив, В.М.Меллер « Дидактические материалы по геометрии» М.1999г
Г.И.Ковалева геометрия-8 « Поурочные планы» В. 2007г
Б.Г.Зив, В.М.Миллер, А.Г.Бакинский «Задачи по геометрии для 7-11 классов» М.1991г
И.М.Сугоняев « Геометрия-8. Тесты» С.2007г
С.М,Саврасова, Г.А.Ястребицкий
« Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» М.1987г
Г.И.Кукарцева «Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах.7-9 классы» М.1997г
Л.И.Звазич и другие « Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы» М.2007г
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов учебник
« Геометрия 7-9» Просвещение 2014г
Д
Д
Д
Д
К
К
Д
К
К
Список источников
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). -
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
-
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
-
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
-
Приказ Минобрнауки России от _____ 2014 г. № ____ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
-
Приказ Минобрнауки России от _____ 2014 г. № ____ «Об утверждении Федерального перечня примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
-
Примерная программа по геометрии 7-9 кл / авт. Т.А.Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2012 г.
-
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов учебник « Геометрия 7-9» Просвещение 2014г
Интернет-ресурсы
-
edu - "Российское образование" Федеральный портал.
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
-
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
mathvaz.ru - docье школьного учителя математики. Документация, рабочие материалы для учителя математики.
-
it-n.ru "Сеть творческих учителей".
-
festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
-
Приложение к Первому сентября "Математика": электронный вариант, или cайт prosv.гu (рубрика "Математика").
-
Интернет-школа Просвещение.ru. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов, взаимоконтроля.