- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему
Урок по математике на тему
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черданцева Т.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5 класс.
Тема: «Мы строим дом».
Сложение десятичных дробей.
Цель: научить складывать и вычитать десятичные дроби;
выработать навык в сравнении десятичных дробей;
воспитывать в детях чувство локтя и ответственность друг за друга;
развивать в детях тягу к учёбе и интерес к математике.
Подготовка к уроку: для наглядности нарисовать дом, разобрать его на составные части: фундамент, стену, крышу, окна и двери, а восстанавливать на уроке поэтапно.
Ход урока:
-
Организационный момент(5 мин).
Распределение детей на три группы.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство дома. А наши знания - кварталы и улицы таких домов. Но в этих кварталах каждый дом в некоторой степени зависит от соседнего дома. Чтобы дом стоял прочно, надо с умом выбрать для него место.
Когда-то в древние времена царь очень хотел построить замок в конкретном месте. Но стоило возвести стены, как замок по непонятной причине начинал разваливаться. Сначала думали, что в этом виновны архитекторы. Нескольким архитекторам отрубили головы. Но даже привезя архитектора из-за моря, царь не исправил положения. Он был просто в негодовании. Он решил в этот раз снести голову не только архитектору, но и строителям. К нему на прием стал проситься отец одного из строителей. Его пустили, потому что он обещал сказать причину крушения замков. Оказалось, что в том месте течет маленький, почти незаметный ручеек. Но когда приходит весна, ручеек набирает сил и размывает фундамент замка. Замок начинает оседать и разваливаться прямо на глазах. Царь наградил старика и отпустил архитектора и рабочих. А замок построили на другом месте. С этого момента прежде, чем строить здание, специально подбирают землю для строительства
Вот и у нас в обучении темы не перескакивают с места на место, а изучаются в строгом порядке. Изучение предметов вводится постепенно. Ещё в прошлом году у вас не было каких-то предметов, а в следующем - появятся новые. А уж от чего зависит само строительство дома (знаний), мы разберем по ходу урока.
-
Устная работа(3 мин).
Учитель: Для начала надо приготовиться к строительству. Подготовить инструмент, которым будет пользоваться в течение всей стройки. Для нас это сложение десятичных дробей. Поэтому мы с вами проведем устный счет на сравнение десятичных дробей.
-
Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче:
а) между числами 0,1 и 0,2;
б) между 0,02 и 0,003;
в) левее 0,001 , но правее 0
-
Стороны треугольника Найдите его периметр.
3.Математический диктант (7мин)
Учитель: Теперь мы готовы к строительству. Для любого здания в первую очередь нужен фундамент. Для нашего «дома» фундамент является тема, мы изучали недавно, и потратили на неё изрядно времени. Это смешанное число, сложение и вычитание смешенных чисел. Кто эту тему знает хорошо, у того следующая тема не вызовет затруднений. А значит, дом знаний будет стоять долго и прочно. А вот кто эту тему пропустил, не выучил, у того дом выйдет кособоким и неизвестно, сколько времени простоит. Для того, чтобы проверить готовность фундамента, проведем математический диктант. Разделитесь на первый - второй номера. Это у нас деление по вариантам. (Звучит запись диктанта.)
( Диктуются примеры. Сначала один пример первого варианта, затем - второго и т.д. по пять примеров. Проверяется диктант. Дети меняются вариантами и проверяют, если правильно ставят галочки, если неверно ответ исправляют. За одну ошибку ставится «4», за две - «3».
Учитель: Поднимите руку, у кого хорошие оценки. Таких детей больше половины. Это значит, что фундамент у дома заложен хорошо. Переходим к строительству стен.
4. Актуализация знаний (3мин)
Учитель: теперь возводим стены. Стены соединяют пол и крышу, старую тему с новой. Для того, чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый урок. На нем вы узнали как надо сравнивать десятичные дроби. Напомните, пожалуйста, правило.(Дети отвечают правило). А теперь закрепим это правило решением и посмотрим, прочные ли у нас стены, будет ли на них держатся крыша.
Вставьте в пустые клетки соседние натуральные числа, чтобы между ними находилось число:
а) <5,1< б) <6,32<
в) <9,999< г) <25,257<
Учитель: Стены построены, и мы можем переходить к новой теме, т.е. начинаем делать крышу.
5.Новая тема (7+5+5мин)
Учитель: Для крыши сначала нужны балки. Балка - это опора для всей крыши. И я, как прораб, буду класть балки, т.е. объясню вам новую тему. Потом будем каркас крыши , который будете делать вы. Надо будет записать правило и на доске решить несколько примеров. А после уже будет выкладка основного материала, это тоже будет вашей работой, но уже в группах. Будете решать и разбирать примеры.
- Преподаватель на нескольких примерах объясняет новую тему. Затем весь класс записывает правило сложения и вычитания десятичных дробей. Несколько примеров из учебника решается на доске с помощью объяснения самых сильных учеников класса, из каждой группы по одному. А затем раздаются карточки с примерами на деление. Примеры в группе решаются сообща, записывают их все в группе. Затем из каждой группы вызывается самый слабый ученик. Он записывает пример и его решение на доске и объясняет. Три группы по два примера, в итоге все примеры появляются на доске, и решение можно проверить.
-
Сложение десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.
15,3 + 9,138
- сначала уравняем количество цифр после запятой, приписав к первой дроби два нуля справа 15,3=15,300
-потом запишем числа в смешанной форме:
; .
Значит, 15,3+9,138 =
2. Сложение десятичных дробей «в столбик».
Тот же ответ можно получить иначе, сложив числа 15,3 и 9,138 «столбиком»:
15,3 + 9,138
72,5 - 6,24
1. Уравнять в дробях количество знаков после запятой:
15,300 и 9,138
72,50 и 6,24
2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой:
15,300
9,138
72,40
6,24
3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую:
15,300
9,138
24443
72,40
6,24
6616
4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях:
15,300
9,138
24,438
72,40
6,24
66,16
Группа 1. Группа 2. Группа 3.
№1186(б), № 1186(в), № 1186(г),
1187(б) 1187 (в) 1187(г).
6. Закрепление новой темы (7мин).
Учитель: Итак, мы видим, что наш дом готов. Но его надо оформить: вставить рамы и двери, побелить, может быть, как - то украсить. Это уже делается в новом доме, значит, с использованием новой темы. Но делается это в каждом доме, значит, сами действия нам уже знакомы. Итак, вам дается для этого задания №1184
?м
пальто костюм
3,2м 2,63м
3,20
2,63
5,83 (м)= 5м83см, т.к. 3,20м = 3м20см, а 2,63м = 2м63см
Ответ: 5м83см ткани израсходовали на пальто и костюм.
№1190
30м
отрезали осталось
4,75м ?м
30,00
4,75
25,25(м)
Ответ: 25,25метров провода осталось в куске.
7. Подведение итогов (3мин)
Учитель: Кто может сказать, а что мы узнали нового?
- Как складывают и как вычитают десятичные дроби?
(Выставление оценок)
Как вы увидели на этом уроке, каждая новая тема - это здание, которое нужно строить капитально, на годы. Иначе все ваши новостройки через непродолжительное время рухнут и не оставят после себя и следа. А каждому человеку приятно жить в городе, в котором все здания красивы и прочны. Все зависит только от вас.
Инсценировка. Ученики примерно одинакового роста надевают на голову бумажные колпаки с написанными на них цифрами.
У того ученика, который ниже ростом, на колпаке знак запятой. «Запятая» перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе ученики называют десятичную дробь и поясняют, что обозначает каждая цифра.
Учитель: А сейчас подготовимся к домашнему заданию. Сейчас вы будете называть число и поясняете, что означает каждая цифра.
8. Домашнее задание: п.32 №1228 (а,б), 1229 (а,б,в), 1238, 1240.