- Преподавателю
- Математика
- Конспект интегрированного урока (математика+история) Нахождение дроби от числа
Конспект интегрированного урока (математика+история) Нахождение дроби от числа
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мосолова Н.А. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
+
Конспект интегрированного урока
по математике и истории в 6 классе по теме:
« НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 14-16 ВЕКОВ»
Учителя математики МОСОЛОВОЙ Н. А.
г. Видное
2014 год
« В истории черпаем мы мудрость,
в поэзии остроумие,
в математике - проницательность»
ФРЕНСИС БЭКОН
(1561 - 1626) - английский философ,
историк, политик
Тема урока: « Нахождение дроби от числа в ходе изучения истории Московского государства 14-16 веках»
Продолжительность урока 45 минут.
Цели урока:
1. Образовательные:
-
Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление, полученных знаний по данной теме с помощью разнообразных форм и методов;
-
Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: Умножение обыкновенных дробей, проценты, решение задач с помощью уравнений, используя при этом данные из музея Оружейная палата, исторического музея;
-
Применения знаний в изменённой ситуации;
-
Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией, реализации теоретических знаний в практической работе.
2. Воспитательные:
-
способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как, патриотизм и любовь к Родине;
-
содействовать эстетическому воспитанию учащихся, знакомить их с произведениями русских златокузнецов 14-16 веков;
-
расширение общего кругозора.
3. Развивающие:
-
развивать у учащихся умение видеть и выделять главное, существенное в задачах, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
-
Развивать самостоятельность учащихся, используя творческие задания;
-
вызвать эмоции у учащихся, создавая в ходе урока ситуации заинтересованности, занимательности, удивления, используя яркие примеры из истории Московского государства 14 - 16 веках;
-
развивать познавательный интерес у учащихся к изучению истории государства Российского.
Оборудование: мультимедийный проектор; репродукции московского Кремля, музея Оружейная палата.
ХОД УРОКА:
I. Устный диктант. ( учащиеся ответы пишут на листочках, для последующей проверки и один ученик за доской)
1. Найти произведение семи девятых и единицы.
2. Найти одну шестую от двенадцати.
3. Найти три пятых от двадцати.
4. найти ноль целых две десятых от пяти.
5. Найти тридцать процентов от трёхсот.
6. Как в древней Руси называли воина?
7. Какие два царя находятся в данное время в Московском Кремле?
II. Беседа учителя с учащимися по истории государства Российского:
1. Знаете ли вы в каком году было первое летописное упоминание о небольшом поселении на вершине Боровицкого холма ? (1147 г)
2. В 1331 году при Иване Калите впервые появляется - Кремль, возведённый из дубовых бревен.
( справка: Иван Дани́лович Калита́ (ок.1283 - 31 марта 1340 ) - князь Московский с 1325 , Великий князь Владимирский , Князь Новгородский c 1328 по1337.)
3. В первой половине 14 века в Кремле начала формироваться сокровищница великих князей.
III. Решение математических задач и исторической тематикой.
ЗАДАЧА № 1.
Великий князь Иван Калита по духовной грамоте 1325 г. завещал наследникам шитые золотые пояса, число которых составляло 0,6 от числа завещанных золотых цепей. Ожерелий было завещано в 3 раза меньше, чем поясов, обручей - на 11 больше, чем ожерелий. Сколько названных предметов перечислено в завещании Ивана Калиты, если известно, что цепей и обручей он завещал на 20 больше, чем поясов.
Решение производит один из учащихся на доске с подробным объяснением.
Решение:
Пусть х - число завещанных золотых цепей,
тогда золотые пояса составляют 0,6х,
ожерелья Ивана Калиты 0,6х : 3,
а обручи 0,6х : 3+ 11.
Зная, что Иван Калита цепей и обручей завещал на 20 больше, чем золотых поясов, составляем уравнение:
х + 0,6х : 3 + 11- 0,6х = 20
х + 0,2х + 11 - 0,6х = 20
1,2х - 0,6х +11 = 20
0,6х +11 = 20
0,6х = 20-11
0,6х = 9
х = 15
15 золотых цепей завещал Иван Калита
0,6 · 15 = 9 - золотых поясов
0,6 · 15 : 3 = 3 количество ожерелий
0,6 · 15 : 3 + 11 = 14 количество обручей
15 + 9 + 3 + 14 = 41 общее количество вещей, перечисленных в завещании Ивана Калиты.
Ответ: 41 предмет.
4. В 1480 году Русь избавилась от монголо-татарского ига, почти завершился процесс объединения русских земель, и впервые появилось государство Россия.
5. В годы правления Дмитрия Донского на месте дубовых стен построили мощную белокаменную крепость. (справка: Дми́трий I Ива́нович (12 октября1350 - 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве - князь Московский (с 1359) и великий князь Владимирский (с 1363).
Задача № 2 .
Великий князь Дмитрий Донской По духовной грамоте 1389 г. завещал наследникам символы княжеской власти (венцы и бармы), число которых составляло 25% от числа завещанных золотых поясов. Число завещанных « снастей» - доспехов составляло 0,5 от числа атрибутов княжеской власти. Вычислите число завещанных Дмитрием Донским предметов каждого наименования, если известно, что поясов в грамоте перечислено на 7 больше, чем доспехов.
Учитель проговаривает с классом условие и решение задачи и класс решает самостоятельно, но для проверки один ученик за доской решает задачу.
Решение:
х - число, завещанных Дмитрием Донским золотых поясов
0,25х - составляют символы княжеской власти
0,25х ·0,5 - число доспехов
Зная, что поясов в завещании указано на 7 больше, чем княжеских доспехов, составляем уравнение:
х - 0,25х·0,5 = 7
х - 0,125х = 7
0,875 х = 7
х = 7 : 0,875
х = 8
8 - количество золотых поясов
0,25 ·8 = 2 количество символов княжеской власти.
0,25 ·8 ·0,5 = 1 количество княжеских доспехов.
Ответ: количество предметов каждого наименования равно: 8 золотым поясам; 2 символам княжеской власти и 1 -им княжеским доспехам.
6. Мировая сокровищница - так называют историки Оружейную палату, которая упоминается впервые в 1547 году. Оружейная палата в 17 веке становится центром общерусского изобразительного искусства.
IV. Самостоятельная работа по вариантам:
1 вариант
2 вариант
Для изготовления панциря - кольчуги из мелких колец, обычно требовалось 60 тыс. колец. Число кольчуги Ермака составляло 27% этого числа. Вычислите число колец в кольчуге Ермака.
Число хранящихся в Оружейной палате кольчуг составляет 45% от числа имеющихся там 60 зерцал.
Сколько кольчуг в Оружейной палате?
60000·0,27 = 16200 (к.) 60 ·0,45 = 27 (к.)
(справка: Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 - 6 (16) августа 1585, Сибирское ханство) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства. Национальный герой России.)
Проверить решение самостоятельной работы у нескольких учащихся.
V. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали об истории Московского княжества и России?
Оценки за урок.
VI. Домашнее задание:
В 1673 году хивинский хан прислал царю Алексею Михайловичу в дар лошадей, сабли в красивых ножнах, луки и шкуры тигров. Число полученных в подарках тигровых шкур составляло 25% от числа сабель. Лошадей было прислано в 2,25 раза больше, чем сабель, а луков в 2 раза больше, чем лошадей. Какие подарки получил царь Алексей Михайлович, если известно, что сабель и луков было вместе 22?
Используемая литература:
1. С.С. Перли, Б.С. Перли « История Москвы в задачах по математике», 1996.
2. Я.И. Перельман «Занимательная арифметика»
3. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин « Математическая шкатулка»
4. Б.А. Кордемский « Математическая смекалка»
5. « Энциклопедический словарь юного математика»
6. Москва Мир энциклопедий Аванта +. Астрель «МУЗЕИ РОССИИ самые красивые и знаменитые» 2008 г.
Интернет-источники:
-
wikipedia.org
-
kreml.ru/about-museums/kremlin/
-
grigorius.narod.ru/img/history/moscow/mosc_pict_1_3