Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Рейтинговая система оценки           Слово «рейтинг»имеет английское происхождение. Как существительное, оно переводится на русский язык словами «оценка», «разряд», «класс», «положение» (относительно других). Глагол «to rate» означает «оценивать», «определять положение»..          При использовании модели рейтингового оценивания используется понятие «идеальный ученик». Это модель ученика, который осваивает учебный план во всей полноте, с наилучшим качеством, присутствуя на всех видах занятий, ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рейтинговая система оценки

успеваемости ученика


Из опыта работы Крутько Натальи Анатольевны, учителя математики высшей квалификационной категории
МОБУ «Гимназия № 7» Арсеньевского городского округа

Слово «рейтинг» имеет английское происхождение. Как существительное, оно переводится на русский язык словами «оценка», «разряд», «класс», «положение» (относительно других). Глагол «to rate» означает «оценивать», «определять положение».

В педагогических и психологических измерениях это слово рассматривается как термин, имеющий точно определяющий смысл. Это - место испытуемого по измеряемому признаку (тесту, показателю), среди других членов группы.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых отметок за выполнение текущих учебных достижений.

Впервые рейтинговую систему стали применять в высших учебных заведениях РФ (приказ Министерства Российской Федерации «О проведении эксперимента по ведению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» от 11.07.2002г. № 2654).

Работая преподавателем в филиале ДВГУ г. Арсеньева, я стала применять на практике данную систему с 2004г. и увидев положительные результаты, которые приносит данная технология я предложила администрации провести эксперимент на профильном классе в гимназии. Этот эксперимент начался в 10 Б классе на занятиях учебной практики по математике с сентября 2006г.

При использовании модели рейтингового оценивания используется понятие «идеальный ученик». Это модель ученика, который осваивает учебный план во всей полноте, с наилучшим качеством, присутствуя на всех видах занятий, выполняя все контрольные мероприятия на максимально возможные отметки, по какой бы шкале они не выставлялись - пятибалльной, десятибалльной или др. Сравнивая успеваемость реальных учеников с учебными «достижениями» введенного эталона, можно оценить степень усвоения учениками содержания учебной дисциплины. В исключительных случаях, при выполнении учебной работы в объеме, превышающем плановый, отметка ученика может превысить отметку «идеального ученика».

Преимущества рейтинговой системы:

  • возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;

  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;

  • проявление большей заинтересованности учащихся в оценке знаний;

  • появляется возможность посоревноваться с «идеальным учеником». А так как это не конкретный ученик, то повышается уровень эмоционального настроя учащихся;

  • контроль учебной деятельности не носит директивного характера;

  • делается акцент на психологические особенности молодежной аудитории;

  • уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок (получая 2 балла ученик понимает, что это не та «двойка», которую тебе выставляют на уроках, а это результат работы. Хуже бывает 0 баллов, когда ты не пришел на урок);

  • предсказуемость и объективность итоговой отметки. Ученики сознательно подходят к её достижению;

  • стимулирование творческого отношения к работе.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности ученика выражается в процентах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей программой по математике.

Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности учитель сам может выбрать модель рейтингового оценивания. Эта модель остается неизменной в течение года. Существует несколько моделей вычисления рейтинговой оценки (из Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов ДВГУ от 03.03.2006г.).

Наиболее приемлемые для учителя

Модель № 1. Простая рейтинговая оценка ученика R(t).

Простая рейтинговая оценка равна сумме всех оценок θn ученика по предмету, полученных им при проверке знаний от начала четверти от текущего момента

R (t) = Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихсяθn

Где n - номер проверки, t - число контрольных мероприятий от начала четверти до текущего момента.

Простая рейтинговая оценка измеряется в баллах и вычисляется добавлением очередной отметки ученика предыдущей, она никогда не убывает.

Модель № 2. Относительная рейтинговая оценка P(t) ученика.

Относительная рейтинговая оценка P(t) ученика вычисляется после каждого контрольного мероприятия как частное отделение суммы баллов ученика на сумму баллов «идеального ученика» и выражается в процентах.

P (t) =

Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихсяθn

•100%

Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихсяθnmax

В числителе стоит сумма баллов θn ученика, полученных им в ходу t проверок знаний по математике, в знаменателе - сумма максимально возможных оценок θnmax «идеального ученика».

n - номер контрольного мероприятия, t - число контрольных мероприятий.

В отличие от простой рейтинговой оценки, относительная рейтинговая оценка P(t) выражается в процентах и показывает степень того объема учебного материала, который должен усвоить ученик. Эта оценка в отличие от первой модели, может не только возрастать, но и убывать или оставаться практически постоянной некоторое время в течение года.

Когда ученик выполняет учебную работу в объеме, превышающем плановый, относительная рейтинговая оценка может превышать 100%.

Модель № 3. Относительная структурированная рейтинговая оценка D(t) ученика.

Относительная структурированная рейтинговая оценка вычисляется по формуле


D (t) =

Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихсяθni

• ki

Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихсяθnmax i

Где m - число оцениваемых видов учебной деятельности,

i - номер учитываемого в рейтинге вида учебной деятельности

i = 1, 2, … n

n - номер контрольного мероприятия

n = 1, 2, … t

θni - баллы за учитываемый в рейтинге i-й вид учебной деятельности

θnmax i - баллы «идеального ученика» по i-му виду учебной деятельности на контрольном мероприятии n.

ki - вес i-го вида учебной деятельности в процентном выражении, при условии Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихсяki = 100%.

Относительная структурированная оценка так же, как и относительная рейтинговая оценка, выражается в процентах и показывает, насколько устойчиво и регулярно выполнял ученик учебные задания.

В своей работе я выбрала третью модель, так как считаю, что она наиболее полно показывает степень освоения учебного материала и наиболее точно отражает объективную оценку, так как одна и та же отметка (балл) имеет свой вес.

Третья модель учитывает «все» оценки и устраняет эту необъективность. Любая модель рейтинга устраняет и такую

необъективную отметку в школе при ситуации в журнале

н

н

н

н

4

н

н

н

4

3

н

н

н

в данном случае учитель

вынужден поставить «4» хотя ясно, что при такой посещаемости ученик не мог усвоить материал на «хорошо».

После выбора модели учитель составляет рейтинг - план - правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение полугода. Этот рейтинг - план доводится до сведения учеников и каждому выдается на руки.

Учитель производит:

  • разделение учебного материала на самостоятельные структурно - логические единицы (модули);

  • ведение легко проверяемых и оцениваемых показателей усвоения учебного материала по видам учебной деятельности.

В качестве модулей, по которым производится оценка учебной деятельности ученика, могут рассматриваться:

  • отдельная тема, блок тем или раздел;

  • домашнее задание;

  • самостоятельные работы;

  • контрольные работы;

  • практические работы;

  • творческие задания;

  • разделы, выделенные для самостоятельного изучения и др.

Рейтинг - план за I полугодие прилагается.

Промежуточной ступенью хранения информации об отметках (баллах) ученика может быть индивидуальный журнал у учителя.

Форма журнала учета отметок

по видам учебной деятельности


Учебная практика по математике 10 Б класс

Учитель Крутько Н.А

Даты

Дата 1

Дата 2


Виды учебной деятельности

Ф.И. ученика

Посещение

Классная работа




Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческое задание


«Идеальный ученик»

1

5




1

5

5

5

10


Ф.И.ученика 1












Ф.И.ученика 2












Результаты эксперимента по рейтинговой системе оценивания в течение двух лет

в 10-ом и 11-ом классах по учебной практике

Из опыта работы: Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Рейтинг - план дисциплины


Учебная практика по математике

МОУ «Гимназия № 7» Арсеньевского городского округа

Адрес: г. Арсеньев-1, ул.Островского, 20

Учитель: Крутько Наталья Анатольевна

Оценка: «отлично» - 80-100%; «хорошо» - 65-80%, «удовлетворительно» - 50-65%, «неудовлетворительно» - 0-50%.


  1. Соотношение показателей учебных достижений учащегося, учитываемых в рейтинге по данной дисциплине


Показатели учебных достижений ученика,

учитываемые в рейтинге

Веса показателей

в рейтинге, %

1.

Посещаемость

5

2.

Классная работа

20

3.

Домашняя работа

20

4.

Самостоятельная работа

25

5.

Творческая работа

30

Сумма:

100


  1. Максимально возможные баллы за виды контролируемой учебной деятельности учащегося


Виды контролируемой деятельности

Единица измерения

работы

Максимальное количество

баллов за единицу

выполненной работы

1.

Посещаемость

занятие

1

2.

Классная работа

занятие

5

3.

Домашняя работа

занятие

5

4.

Самостоятельная работа

занятие

5

5.

Творческая работа

занятие

10

III. Календарный план контрольных мероприятий по дисциплине с указанием максимального количества баллов, потенциально доступных учащемуся


Дата

Название модуля

Виды контроля

Максимальное

количество

баллов

09.09.2006

Повторение «Упрощение выражений»

Посещение

Классная работа

1

5

15.09.2006

Иррациональные

уравнения

Посещение

Классная работа

1

5

23.09.2006

Показательные

уравнения

Посещение

Классная работа

1

5

30.09.2006

Показательные

уравнения

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

1

5

5

5

07.10.2006

Показательные неравенства

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческая работа

1

5

5

5

10

14.10.2006

Показательные неравенства

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческая работа

1

5

5

5

10

21.10.2006

Логарифмы.

Свойства логарифмов

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

1

5

5

5


28.10.2006

Логарифмические уравнения

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческая работа

1

5

5

5

10

18.11.2006

Логарифмические уравнения

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

1

5

5

5

25.11.2006

Логарифмические уравнения

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческая работа

1

5

5

5

10

02.12.2006

Показательно-

логарифмические

уравнения

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческая работа

1

5

5

5

10

09.12.2006

Уравнения

и неравенства с модулями

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

1

5

5

5

16.12.2006

Математика в логических

упражнениях

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

1

5

5

5

23.12.2006

Обобщение и систематизация темы «Показательная и логарифмическая функция»

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

1

5

5

5

30.12.2006

Подведение итогов рейтинга

По результатам двухлетнего эксперимента по введению рейтинговой системы оценивания успеваемости учащихся в профильном классе можно сделать вывод, что данная технология эффективна, так как обеспечивает стабильный положительный результат и рекомендуется для изучения и внедрения в старших классах средней школы.

Познакомившись с элементами рейтинговой системы оценивания можно предположить, что выпускники гимназии будут более успешно проходить этап адаптации на первом курсе в вузах.

Используемая литература:

  1. ДВГУ г. Владивосток. «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», 2006г.;

  2. Приказ Министерства образования РФ «О проведении эксперимента по ведению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов ВУЗов» от 11.07.2002г.;

  3. Вязова О.В. «Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя», журнал «информация и образование» -2001г. № 4;

  4. Герасимова Н. «Оценка знаний должна воспитывать», журнал «воспитание школьников» - 2003г. № 6.


© 2010-2022