Технологическая карта урока Микрокалькулятор

Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор».     Цель урока: овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; развитие у обучающихся стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.   Задачи: познакомить с первыми измерительными инструментами для вычислений: абак, русские счёты; подвести учащихся к самостоятельному открытию происхождения слова «калькулятор»; выполнения действий сложения, вычитания, деления, умножения с десятичными дробями на калькуляторе; на примера...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор».

1.ФИО (полностью) Виткалов Игорь Алексеевич.

2.Место работы: МКОУ Екатериновская ООШ Россошанского р-на Воронежской обл.

3. Должность: учитель математики.

4. Предмет: математика.

5. Класс:5.

6.Базовый учебник: «Математика. 5 класс», Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Мнемозина, М., 2012г.

7. Программа: Математика. 5-6кл., авт.-сост. В.И.Жохов, М., Просвещение, 2011г.

8.Тема и номер урока в теме: «Инструменты для измерений и вычислений», (первый урок из двух по теме «Микрокалькулятор»)

9. Цель урока: овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; развитие у обучающихся стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.

10. Задачи: познакомить с первыми измерительными инструментами для вычислений: абак, русские счёты; подвести учащихся к самостоятельному открытию происхождения слова «калькулятор»; выполнения действий сложения, вычитания, деления, умножения с десятичными дробями на калькуляторе; на примерах дать возможность осознать практическую значимость знаний, умений, получаемых на уроках математики; развивать коммуникативную компетенцию учащихся, создавать условия для проявления познавательной активности учащихся; воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории математики, как науки, привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, навыков самооценки, воспитание уверенности в своих знаниях.

11.Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, а также проверки и коррекции знаний и умений.

12.Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной и групповой формы работы.

13.Необходимое техническое оборудование к уроку: калькуляторы у каждого учащегося, счёты на столе учителя, карточки с заданиями для учащихся.

14.Прогнозируемые результаты.

Обучающиеся должны: Научиться выполнять действия с десятичными дробями на калькуляторе;

Объективно оценивать свою работу;

Почувствовать уверенность в себе, что при вычислении некоторых примеров могу считать быстрее калькулятора.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Организационный момент - 1 мин.

Вступительное слово учителя - 2 мин.

Проверка домашнего задания -2 мин.

Сообщение про абак -3 мин.

Расшифруем слово. Решение примеров - 7 мин.

Актуализация знаний - 6 мин.

Первичный контроль проверки умений работы с микрокалькулятором - 10 мин.

Физкультминутка, гимнастика для глаз - 2 мин.

Игра - соревнование «Суперсчётчик» - 8 мин.

Домашнее задание - 2 мин.

Итог урока. Рефлексия - 2 мин.



Краткое содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы организации деятельности, методы и приёмы работы

Время (мин)

примечания

1

Организационный момент

организационная

Сообщение о готовности к уроку, об отсутствии учеников

1

2

Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся. Формулировка темы урока.

Формулируют цели и задачи урока.

2

3

Проверка домашнего задания

(приложение 1).

Вопросы к учащимся, как выполнили примеры, сумели расшифровать слово, что получилось?

Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, какое получилось новое слово. Абак - что это такое?

Диалог учителя с учащимися.

2

4

Сообщение про абак (приложение 2).

Дополняет, если есть необходимость по сообщению, задаёт вопрос, есть ли сейчас такой инструмент для вычислений, кто и где его применяет, демонстрирует счёты.

Один из учащихся рассказывает приготовленное сообщение, остальные слушают.

Рассказ - сообщение.

3

5

Расшифруем слово (приложение 3).

Объясняет задание на карточке (лежат на столе у каждого ученика). Решить примеры, сказать, какое слово получилось.

Выполняют работу, считают примеры устно или письменно, сообщают слово (правильный ответ - калькулюс). Значение слова написано на карточке.

Самостоятельная работа.

7

6

Возвращение к теме урока. Актуализация.

После ответов учащихся делает вывод о происхождении слова калькулятор. Активизация субъектного опыта обучающихся с помощью вопросов о его применении, назначении, объяснение устройства, новое - как выполнять действия с десятичными дробями.

Сами делают вывод о происхождении слова калькулятор. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из жизни, где необходим калькулятор.

Диалог учителя с учащимися.

6

7

Первичный контроль. Проверка умений работать на калькуляторе.

Сегодня на первом уроке примеры пока в одно действие: сложение, вычитание, деление, умножение. Учимся правильно набирать десятичные дроби и выполнять с ними действия. Решаем из учебника №1538. (На обратной стороне откидной доски записаны верные ответы для последующей самопроверки)

Выполняют примеры на калькуляторе. Делают самопроверку, сравнивают с правильными ответами (внимание на запятую)

Самостоятельная работа.

10

8

Физкультминутка. Упражнение для глаз (приложение 4).

Беречь зрение, глаза, дозирование работы за компьютером и при работе с калькулятором. Отдых для глаз.

Выполняют упражнения.

2

9

Игра -соревнование «Суперсчётчик»

(приложение 5).

Объясняет условия, сообщает задания.

Включаются в игру, считают примеры. Сами делают выводы, приводят примеры, когда они могут считать быстрее калькулятора.

Игра.

8

10

Домашнее задание.

Сообщение задания: № 1556(а-в), 1558, творческое задание: написать небольшое сочинение «Микрокалькулятор «за» и «против», по желанию составить кроссворд с использованием новых слов, услышанных сегодня на уроке.

Записывают домашнее задание

2

11

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предлагает учащимся самим подвести итог урока. Выставление оценок. Задание на рефлексию: пусть каждый из учащихся озвучит своё продолжение фразы. Фразу выбирает каждый сам. «Сегодня на уроке

я узнал…

я научился…

я удивился…

я понял…»

Подводят итог урока. Проговаривают фразы о своих впечатлениях.

2

Приложение 1.

Задание: Расшифруйте название прибора для вычислений у древних греков и римлян. Для этого решите примеры, найдите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Запишите их последовательно в ответе.

0,2•211=

10,7•342=

0,5•84,4=

42,2

5,697

3659,4

27,6

276

36,594

А

Я

Б

Д

К

М

2,3•120=

Ответ: «______________» - представлял собой специальную доску, которая была разделена на полоски. Каждая полоска предназначалась для определённого разряда чисел.

Приложение 2.

Что такое АБАК?

Как считали греки и римляне? Они производили вычисления с помощью специальной счётной доски - абака. Доска абака была разделена на полоски. Каждая полоска назначалась для откладывания тех или иных разрядов чисел: в первую полоску ставили столько камешков или бобов, сколько их в числе единиц, во вторую полоску - сколько в нём десятков, в третью - сколько сотен, и так далее. Так как у римлян камешек называли калькулюс (сравните с русским словом «галька»), то счёт на абаке получил название калькуляция. И сейчас подсчёт цен не товары называют калькуляцией, а человека, выполняющего этот подсчёт, - калькулятором. Но после того, как в более двух десятков лет тому назад были сделаны маленькие приборы, выполняющие за считанные секунды сложные расчёты, название «калькулятор» перешло к ним. Иногда, чтобы подчеркнуть, что эти приборы имеют малые размеры, говорят «микрокалькуляторы» ( по-гречески «микро» значит «маленький» - отсюда, например слово «микроб»).

Наши счёты тоже представляют абак, в котором место полосок занимают проволоки для единиц, десятков и так далее.



Приложение 3.

Задание: Выполните вычисления:

Ь

0,3•3-0,6=

А

1,2•3-1:2=

С

0,04•50-1,4=

Л

3,6•4-4,4=

У

9,2-4•1,7=

Ю

2,5•8-19,01=

К

2,4•5+0,8=

Впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам:

12,8

3,1

10

0,3

12,8

2,4

10

0,99

0,6

Так римляне называли камешки, которые они использовали в своём счётном приборе.

Этим объясняется современное название вычислительных приборов __________________

Приложение 4.

Гимнастика для глаз:

Правила выполнения упражнений для глаз

Обязательно снимать очки;

Сидеть свободно, не напрягаясь;

Расслабить плечи, опустить их;

Следить за дыханием, оно должно быть глубоким и ровным.

Упражнение 1. Вижу цель.

Задача: расслабить глазные мышцы и хрусталик.

Техника исполнения. Через каждые максимум полчаса интенсивной работы направляйте свой взгляд вдаль, на любой предмет за окном, на подоконнике, в кабинете. Фокусируйтесь на нём, а затем плавно переводите взгляд на предмет, расположенный ближе. Трёх - четырёх повторов достаточно.

Упражнение 2. Формула 20-20-20 для разминки глаз.

Задача: расслабление.

Техника исполнения. Каждые 20 минут моргать в течение 20 секунд 20 раз.

Упражнение 3. Волшебные ладошки.

Задача: эффективное снятие напряжения глаз и зрительного нерва в головном мозге.

Техника исполнения. Энергично потрите ладони одна о другую, чтобы они стали тёплыми. Поставьте локти на стол. Закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на неё правую. Ладони не должны давить на глаза. Делать в течение 2-3 минут.

Упражнение 4. Рисуем цифры.

Задача: улучшить микроциркуляцию в сосудах.

Техника исполнения. При неподвижной голове рисовать глазами цифры от 0 до 3 и обратно, затем от 4 до 6 и от 7 до 9.









Приложение 5.

Игра - соревнование «Суперсчётчик»

Класс делится на две команды. Можно по рядам. Первый ряд - первая команда, второй ряд - вторая команда. Если физкультминутка на уроке была сидя за столами, то эту игру можно провести стоя. Или одна команда работает сидя на первом задании, а вторая стоит, то на втором задании наоборот, первая команда стоит, а вторая сидит.

Первое задание. Какая команда быстрее сосчитает?

Одна из команд работает с калькуляторами, вторая команда - без калькуляторов.

2,0435-1,0435=

5481•100=

8,56789•0=

Второе задание. Какая команда быстрее сосчитает?

Теперь первая команда без калькуляторов, вторая - с калькуляторами.

12,1278+5,94=

23,5-17,953=

По каждому заданию достаточно по 2-3 примера, можно больше. Примеры подобраны таким образом, что в обоих случаях побеждает вторая команда. В первом задании примеры легко решаются устно, а во втором задании лучше с калькулятором, что и было предложено второй команде.

В результате этой игры учащиеся приходят к выводу, что калькулятор нужен, но иногда человек считает быстрее. Для этого необходимо обладать знаниями.

Учитель обращается к учащимся вспомнить, какие приёмы быстрых вычислений они знают, и при решении они могут считать примеры быстрее калькулятора.

Например:

1.Умножение чисел на 1, на 0, на 10, 100, и т.д., на 0,1, 0,01 и т.д., на11, на 0,5, на 0,25, на 0,125.

2.Деление чисел на 1, на 10, 100 и т.д., на 0,1, 0,01 и т.д., на 0,5, на 0,25.

3.Применение распределительного свойства умножения и др.





© 2010-2022