• Преподавателю
  • Математика
  • Статья ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Статья ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

МАОУ Заозерная СОШ №16 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Томска,

Ольга Владимировна Савошкина, учитель математики

« Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности [2]»

( В.А. Сухомлинский )

Перемены, произошедшие в сфере образования привели к смещению акцентов с информационной функции обучения на развивающую, познавательную. Сегодня в процессе обучения мы - учителя должны не только передать определенную сумму знаний, но и научить школьников самостоятельно получать новую информацию и уметь самостоятельно ее перерабатывать. Поэтому главным недостатком системы школьного образования, на мой взгляд, является отсутствие деятельности ученика, который обычно пассивно воспринимает информацию, и это приводит далеко не к лучшим результатам. В сложившейся ситуации, я акцентирую внимание на изучении эффективности применения игровых технологий на уроках математики в средней школе. В связи с тем, что в современном мире роль образования возрастает, наряду с традиционными функциями педагога, в условиях модернизации образования актуальными являются и основные составляющие ФГОС системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности обучающихся к саморазвитию и личности ученика с четким мировоззрением; учебно-познавательную деятельность обучающихся [3].

Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова. Согласно, сформулированному в модели программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым понятию, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Смысл каждого из вышеперечисленных блоков представлен на схемах [4].

Все рассмотренные основные виды УУД, на мой взгляд, находят свое отражение и перспективное развитие в игровой форме обучения. По определению известного педагога Г.К. Селевко «Игра это один из методов, или, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений» [1]. Действительно, только в игре учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Значение игры невозможно оценить, то есть, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игровая технология позволяет учащимся не замечать, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

На своих уроках я часто использую игровые технологии, так как считаю, что дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поддержание интереса к математике у учащихся зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело, построена учебная работа. Немаловажно и еще, что игровые технологии применимы как для сильных, так и для слабых классов. В процессе деловой игры моделируются жизненные ситуации, в рамках которых ищется оптимальный вариант решения проблемы, и представляется его реализация на практике. Например, при изучении темы "Координатная плоскость" в 6 классе я использовала задания в разных качествах:

•математический диктант, в результате выполнения которого у учеников на координатной плоскости должен получиться не сложный, но определённый рисунок;

•творческая лабораторная работа, где ученику или группе учеников предлагается самим составить рисунок по точкам и записать координаты точек;

•домашнее задание, в качестве которого могут быть даны индивидуальные задания каждому учащемуся.

Их так много и они такие разные, что можно подбирать индивидуальные задания для каждого ученика, с учетом его способностей, а это в свою очередь способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации в учебном процессе. И как показала моя практика в 6-7 классах, с помощью игровой деятельности мне удалось обобщить и систематизировать полученные знания через соревнование, которое повысило мировоззрение учащихся, приучило их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизировало мыслительную деятельность; а также помогло развить такие качества, как интерес к окружающему, наблюдательность, взаимопомощь, сообразительность и чувство товарищества. То есть развить УУД. С помощью игровых технологий повысить интерес к математике и сделать этот предмет более интересным и увлекательным. Хотелось бы закончить свою статью словами великого практика и реформатора школы, педагога В.А. Сухомлинского «…Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка…» [2].

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие М.: Народ, образование, 1998. -256с.

2. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т. Т. I. Киев, 1979-1981. -688с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - (стандарты второго поколения).

4. rae.ru/forum2011/137/1070



© 2010-2022