- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме: Новые способы решений квадратных уравнений
Урок по теме: Новые способы решений квадратных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гарифуллина Н.З. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК ПО ТЕМЕ "НОВЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЙ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ"
Цели урока
Образовательные:
-
обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме;
-
формирование умения решать квадратные уравнения.
Развивающие:
-
развитие логического мышления;
-
памяти;
-
внимания;
-
общеучебных умений;
-
умения обобщать.
Воспитательные:
-
воспитания трудолюбия;
-
взаимопомощи;
-
взаимоуважения и математической культуры.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Нам предстоит поработать над очень важной темой: «Новые способы решения квадратных уравнений». Вы уже достаточно знаете и умеете по этой теме, поэтому наша с вами задача: обобщить и сложить в систему все те знания и умения, которыми вы владеете.
Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов:
В класс вошел - не хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость−
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.
А законы у нас сегодня будут такие: каждый из вас имеет возможность получить, оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. И еще один не обсуждаемый закон: для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и нив коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.
Приступим к работе. Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться предлагаю вам небольшую устную разминку. Но вопросы будут не только по теме урока, проверяем ваше внимание, и умение переключаться.
-
Какое название имеет уравнение второй степени?
-
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
-
Когда начался 21 век?
-
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д больше 0?
-
Очень плохая оценка?
-
Что значит решить уравнение?
-
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если Д меньше 0?
-
Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения.
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта средних веков Чосера есть прекрасные строки, предлагаю их эпиграфом нашего урока:
Посредством уравнений, теорем,
Я уйму всяких разрешил проблем.
Квадратные уравнения тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и для других наук. Раз мы говорим об уравнениях, давайте вспомним − что это такое?
− Равенство, содержащее неизвестное.
Является ли уравнением выражение (х+1)∙(х−4)=0?
− Да.
Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?
− Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение равно нулю, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
Хорошо. Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором записаны, пять уравнений. Напротив, каждой колонки вы ставите плюс, если он: принадлежит к данному виду.
ТЕСТ «ВИДЫ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ»
Ф.И.
Полное
Неполное
Приведенное
Не приведённое
Общий балл
х2+8х+3=0
6х2+9=0
х2−3х=0
х2+2х+4=0
3х+6х2+7=0
Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. А с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений?
− С дискриминантом .
А зачем он нам нужен?
− Он определяет число корней квадратного уравнения.
И как количество корней зависит от Д?
− Дети перечисляют случаи.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО СВОЙСТВА КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ.
Ребята, мы с вами решали квадратные уравнения по формуле. Сегодня вы должны познакомиться с еще одним способом решения, который позволит устно и быстро находить корни квадратного уравнения.
-
Назовите коэффициенты в каждом уравнении и найдите сумму коэффициентов.
х2−5х+1=0 1−5+1=−3
9х2−6х+10=0 9−6+10=13
х2+2х−2=0 1+2−2=1
х2−3х−1=0 1−3−1=−3
При решении некоторых квадратных уравнений, оказывается, немаловажную роль играет сумма коэффициентов.
Рассмотрим это на уравнениях.
-
Решите уравнения (4 учащихся у доски).
х2+2х−2=0 x1=1 x2=−2
х2+2х−3=0 x1=1 x2=−3
х2−3х+2=0 x1=1 x2=2
5х2−8х+3=0 x1=1 x2=3/5
− Ребята, а сейчас посмотрим на эти уравнения и их корни.
− Попробуйте найти какую−нибудь закономерность:
-
в корнях этих уравнений; (первый корень=1);
-
в соответствии между отдельными коэффициента и корнями; (второй корень или с/а);
-
в сумме коэффициентов (сумма коэффициентов равна 0).
Ребята, к какому выводу вы пришли? Придумайте правило.
Учитель слушает ответы учеников й делает вывод:
Если в уравнении ах2+bх+с=0; а+b+c=o,
х1=1; х2=с/а (если а=1 то х1=1; х2=c)
Это свойство применяется для устного решения квадратных уравнений. Рассмотрим это на следующих примерах.
Выберите из уравнений те, которое решаются с помощью нового свойства и решите их:
2х2−8х+3=0 х2+8х+16=0
х3+4х−5=0 8х−4х2=4
х2+2х=0 7х−х2−2=0
3х2−6х+3=0 х2−3х=0
−х2−5х+6=0 х2−3х=0
ТЕОРЕМА ВИЕТА
Посмотрите внимательно на таблицу.
Уравнение
Корни
Произведение корней
Сумма корней
х2−2х−15=0
5 и −3
−15
2
х+3х−28=0
4 и −7
−28
−3
у2−14у+48=0
6 и 8
48
14
х2+15х+36=0
−12 и −3
36
−15
x2+px+g=0
х1 и х2
? (х1*х2=q)
? (х1+х2=p)
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Какое предположение можно сделать? Сравните сумму и произведение корней с коэффициентами уравнений. Какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами? Сформулируйте утверждение и заполните последнюю строку таблицы. (Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).
Сформулированное утверждение называется теоремой Виета − по имени выдающегося французского математика Француа Виета.
Рассмотрим доказательство теоремы Виета.
Дано приведенное квадратное уравнение: х2+pх+q=0, D=p2−4q;
Закрепим теорему Виета.
1. Проверьте, правильно ли найдены корни квадратного уравнения:
A) x2+3x−40=0, х1=−8, х2=5;
Б) х2−2х−3=0, х1=−1, х2=3.
2. №580 (устно), 585, 587.
Задание на дом: №582, 586, 588. Приготовить сообщения о Француа Виет.
РЕФЛЕКСИЯ
Оцените степень сложности урока. Вам было на уроке:
-
Легко
-
Обычно
-
Трудно
Оцените степень вашего усвоения материала:
-
Усвоил полностью, могу применить;
-
Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;
-
Усвоил частично;
-
Не усвоил.