- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа по алгебре (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чипегина О.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена в соответствии с:
-
Федеральным компонентом образовательного стандарта первого поколения (приказ МО РФ от 05.03.04г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»)
-
Программой для общеобразовательных учреждений «Алгебра. 7-9» / составитель Т.А.Бурмистрова, авт. Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович.- Москва, Просвещение, 2009.
Учебный предмет «Математика» изучается по модулям «Алгебра» и «Геометрия». Содержание рабочих программ по модулям «Алгебра» и «Геометрия» полностью соответствует содержанию исходных программ. Обучение ведется по учебникам:
Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./ Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, С.Б.Бунимович, и др.- М.Просвещение, 2010г.
Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян - М.Просвещение, 2009г.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе авторской программы под редакцией Г.В. Дорофеева, С.Б.Суворовой
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом на изучение алгебры - 3 часа в неделю, всего102 часа
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств; существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
АРИФМЕТИКА
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневном жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между воли чинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
Содержание обучения
1.Неравенства
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.
Основная цель - познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Изучение темы начинается с обобщения и систематизации знаний о действительных числах, повторения известных учащимся терминов: натуральные, целые, рациональные, действительные числа - и рассмотрения отношений между соответствующими числовыми множествами. При этом бесконечная десятичная дробь не является исходным понятием для определения действительного числа, а рассматривается как его «универсальное имя». Вопрос о периодических и непериодических дробях может быть отнесен к необязательному материалу.
Свойства числовых неравенств иллюстрируются геометрически и подтверждаются числовыми примерами. Рассмотрение вопроса о решении линейных неравенств с одной переменной сопровождается введением понятий равносильных уравнений и неравенств, формулируются свойства равносильности уравнений и неравенств. Приобретенные учащимися умения получают развитие при решении систем линейных неравенств с одной переменной. Рассматривается также вопрос о доказательстве неравенств. Учащиеся знакомятся с некоторыми приемами доказательства неравенств; система упражнений содержит значительное число заданий на применение аппарата неравенств.
2.Квадратичная функция
Функция у = ах2 + bх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Основная цель - познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойств сформировать умение использовать графические представлен для решения квадратных неравенств.
Особенность принятого подхода заключается в том, что изучение темы начинается с общего знакомства с функцией у = = ах2 + bх + с; рассматриваются готовые графики квадратичных функций и анализируются их особенности (наличие оси симметрии, вершины, направление ветвей, расположение по отношению к оси х), при этом активизируются общие сведения о функциях, известные учащимся из курса 8 класса; учащиеся учатся строить параболу по точкам с опорой на ее симметрию. Далее следует более детальное изучение свойств квадратичной функции, особенностей ее графика и приемов его построения. В связи с этим может рассматриваться перенос вдоль осей координат произвольных графиков. Центральным моментом темы является доказательство того, что график любой квадратичной функции у = ах2 + bх + с может быть получен с помощью сдвигов вдоль координатных осей параболы у = ах2. Теперь учащиеся по коэффициентам квадратного трехчлена ах2 + bх + с могут представить общий вид соответствующей параболы и вычислить координаты ее вершины.
В системе упражнений значительное место должно отводиться задачам прикладного характера, которые решаются с опорой на графические представления. Завершается эта тема рассмотрением квадратных неравенств, прием решения которых основан на умении определять промежутки, где график функции расположен выше (ниже) оси абсцисс.
3.Уравнения и системы уравнений
Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
В данной теме систематизируются, обобщаются и развиваются теоретические представления и практические умения учащихся, связанные с рациональными выражениями, уравнениями, системами уравнений. Уточняется известное из курса 7 класса понятие тождественного равенства двух рациональных выражений; его содержание раскрывается с двух позиций - алгебраической и функциональной. Вводится понятие тождества, обсуждаются приемы доказательства тождеств.
Значительное место в теме отводится решению уравнений с одной переменной. Систематизируются и углубляют знания учащихся о целых уравнениях, основное внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени уже знакомыми учащимся приемами - разложением на множители и введением новой переменной. Здесь же учащиеся впервые встречаются с решением уравнений, содержащих переменную в знамени теле дроби. Продолжается решение систем уравнений, в том числе рассматриваются системы, в которых одно уравнение первой, а другое - второй степени, и примеры более сложных систем.
В заключение проводится графическое исследование уравнений с одной переменной. Вообще графическая интерпретация алгебраических выражений, уравнений и систем должна широко использоваться при изложении материала всей темы.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n - го
члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.
Основная цель - расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
В данной теме вводятся необходимые термины и символика, в результате чего создается содержательная основа для осознанного изучения числовых последовательностей, которые неоднократно встречались в предыдущих темах курса. Характерной ее особенностью должны являться широта и разнообразие практических иллюстраций, акцент на связь изучаемого материала с окружающим миром. Введение понятий арифметической и геометрической прогрессий следует осуществлять на основе рассмотрения примеров из реальной жизни. На конкретных: примерах вводятся понятия простых и сложных процентов, которые позволяют рассмотреть большое число практико-ориентированных задач.
5. Статистические исследования
Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Основная цель - сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
В данной теме представлен завершающий фрагмент вероятностно-статистической линии курса. В ней рассматриваются доступные учащимся примеры комплексных статистических исследований, в которых используются полученные ранее знания о случайных экспериментах, способах представления данных и статистических характеристиках. В ходе описания исследований вводятся некоторые новые статистические понятия, отражающие специфику данного исследования. Они позволяют понять как центральные тенденции ряда данных, так и меру вариации. Включение данного материала направлено прежде всего на формирование умений понимать и интерпретировать статистические результаты, представляемые в средствах массовой информации.
Календарно-тематический план
№ раздела
Раздел
Сроки
Количество часов
Из них контрольных работ
1
2
3
Неравенства.
Векторы.
Квадратичная функция.
I
четверть
19
14
12
1
1
-
3
4
5
Квадратичная функция.
Метод координат.
Уравнения и системы уравнений.
II четверть
8
10
17
1
1
1
5
6
7
8
Уравнения и системы уравнений
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Длина окружности и площадь круга.
III четверть
8
14
17
11
1
1
1
1
8
9
10
11
Длина окружности и площадь круга.
Статистические исследования.
Движения.
Повторение.
IV четверть
1
6
10
23
-
-
1
1
Всего
170
11
Основное содержание курса 9 класса
(тематическое планирование) 102 часа
п\п
Наименование темы
Основное содержание темы
Основная цель изучения темы
Часы
К\р
1.
Неравенства
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.
Познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
19
1
2.
Квадратичная функция
Функция у = ax2+ bх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
20
1
3.
Уравнения и системы уравнений
Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
25
2
4.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го
члена и суммы п членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.
Расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты
17
1
5.
Статистические исследования
Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
7
6.
Итоговое повторение
Обобщить и систематизировать знания учащихся
14
3
№ п/п |
Содержание уроков | Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся | Дата по плану | Дата проведения |
|
Глава 1. Неравенства |
19 | Основная цель: - формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств; - овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов; - расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной |
| ||||
1-3 | Действительные числа | 3 | Линейное | Иметь представление о решении линейных и квадратных неравенств с одной переменной. Знать, как проводить исследование функции на монотонность. Уметь: - решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной, содержащие модуль; - решать неравенства, используя графики; - составлять текст научного стиля |
|
|
|
4-5 | Общие свойства неравенств | 2 | Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие | Иметь представление о решении рациональных неравенств методом интервалов. Знать и применять правила равносильного преобразования неравенств. Уметь решать дробно-рациональные неравенства методом интервалов, передавать информацию сжато, полно, выборочно |
|
|
|
6-10 | Решение линейных неравенств | 5 | Множества, операции над множествами | Знать определение понятия «множество», уметь задавать множества, производить операции над множествами |
|
|
|
11-13 | Решение систем линейных неравенств | 3 | Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств, пересечение и объединение множеств | Иметь представление о решении систем рациональных неравенств. Знать о способах решения систем рациональных неравенств. Уметь: - решать системы квадратных неравенств, используя графический метод; - решать двойные неравенства; - решать системы простых рациональных неравенств методом интервалов; - объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах - извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов |
|
|
|
14-16 | Доказательство неравенств | 3 | Доказательство числовых и алгебраических неравенств |
|
|
|
|
17-18 | Что означают слова «с точностью до…» | 2 | Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя - степени десяти в записи чисел. | Уметь: - округлять целые и десятичные дроби; - находить приближения чисел с недостатком и с избытком; - записывать число с использованием целых степеней десяти; - читать запись а ± h; - определять по записи промежуток |
|
|
|
19 | Контрольная работа №1 «Линейные неравенства и их системы» | 1 |
| Уметь: - решать линейные неравенства и системы рациональных неравенств; - владеть навыками самоанализа и самоконтроля |
|
|
|
Глава 2. Квадратичная функция | 20 | Основная цель: Познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств. |
| ||||
20-23 | Какую функцию называют квадратичной | 4 | Квадратичная функция как модель, описывающая зависимости между реальными величинами | Знать/понимать: - как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; - определение квадратичной функции; - понятие области определения функции; - понятие области значений функции. Уметь: - находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; - находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; - находить наибольшее или наименьшее значения квадратичной функции; - использовать функциональную символику; - находить нуль функции, вершину параболы |
|
|
|
24-25 | График и свойства функции у = ах2 | 2 | Частный случай квадратичной функции у = ах2,график. Координаты вершины. Ось симметрии | Знать/понимать: - свойства квадратичной функции; - общие свойства функций. Уметь: - строить график квадратичной функции по точкам; - изображать график схематически для а > 0, а<0 |
|
|
|
26-30 | Сдвиг графика функции у = ах2 вдоль осей координат | 5 | Параллельный перенос графиков функции у = ах2вдоль осей координат | Знать, с помощью каких сдвигов вдоль координатных осей из графиков функции у = ах2 можно получить параболу, задаваемую уравнением у = ах2 + q или у = а (х + q)2. Уметь: - в конкретных случаях построить параболы у = = ax2 + q,y = a(x + q)2; - изображать параболы (отмечать вершину, проводить ось симметрии, показывать направление ветвей) |
|
|
|
31-34 | График функции у = ах2 + вх + с | 4 | Квадратичная функция, ее график, парабола | Знать: - сущность понятия алгоритма; - алгоритм построения графика квадратичной функции. Уметь: - описывать свойства изученных функций; - строить их графики. |
|
|
|
35-38 | Квадратные неравенства | 4 | Квадратные неравенства вида ах2 + Ьх +с ≥ 0, ах2+ Ьх + с < 0, | Уметь: решать квадратные неравенства с одной переменной с опорой на схематический график квадратичной функции
|
|
|
|
39 | Контрольная работа №2 «Квадратичная функция» | 1 | Проверка знаний учащихся по теме «Квадратичная функция» | Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач |
|
|
|
Глава 3. Уравнения и системы уравнений |
25 | Основная цель: Систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
|
| ||||
40-43 | Рациональные выражения | 4 | Рациональные выражения и их преобразования. Область определения выражения. Тождество. Доказательство тождеств | Знать: - терминологию, связанную с рациональными выражениями; - классификацию выражений (рациональное, целое, дробное, иррациональное). Уметь: - выполнять числовые подстановки в буквенные выражения и находить их значения; - находить область определения целых и дробных выражений |
|
|
|
44-45 | Целые уравнения | 2 | Примеры решения уравнений высших степеней. Решение рациональных уравнений. Замена переменных, разложение на множители. | Знать - приемы решения уравнений высших степеней. Уметь: - решать квадратные и рациональные уравнения; - решать уравнения высших степеней |
|
|
|
46-49 | Дробные уравнения | 4 | Примеры решения уравнений высших степеней. Решение рациональных уравнений. Замена переменных, разложение на множители. | Знать - приемы решения уравнений высших степеней. Уметь: - решать квадратные и рациональные уравнения; - решать уравнения высших степеней |
|
|
|
50-53 | Решение задач | 4 | Решение задач алгебраическим методом | Уметь решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи |
|
|
|
54 | Контрольная работа №3 «Уравнения и системы уравнений» | 1 | Проверка знаний учащихся по теме «Уравнения и системы уравнений» | Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач |
|
|
|
55-58 | Системы уравнений с двумя переменными | 4 | Система уравнений. Решение системы подстановкой, алгебраическим сложением, графически | Знать способы решения систем уравнений. Уметь: решать системы уравнений различными способами; - решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений |
|
|
|
59-60 | Решение задач | 2 |
| Уметь решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи |
|
|
|
61-63 | Графическое исследование уравнений | 3 | Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Графическая интерпретация уравнений и их систем | Уметь: применять графические представления при решении уравнений, систем |
|
|
|
64 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и системы уравнений» | 1 | Проверка знаний учащихся по теме «Уравнения и системы уравнений» | Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач |
|
|
|
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии |
17 | Основная цель: - формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном; - сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу; - овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии |
| ||||
65-66 | Числовые последовательности | 2 | Числовые последовательности. Понятие последовательности | Иметь представление о способах задания числовой последовательности. Знать определение числовой последовательности. Уметь: - задавать числовую последовательность аналитически, словесно, рекуррентно; - привести примеры числовых последовательностей; - определять понятия, приводить доказательства; - объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах |
|
|
|
67-69 | Арифметическая прогрессия | 3 | Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов арифметической прогрессии, среднее арифметическое, характеристическое свойство арифметической прогрессии | Иметь представление о правиле задания арифметической прогрессии, формуле n-го члена арифметической прогрессии, формуле суммы членов конечной арифметической прогрессии. Знать правило Уметь: - применять формулы при решении задач; - обосновывать суждения |
|
|
|
70-72 | Сумма первых п членов арифметической прогрессии | 3 | Формула общего члена гарифметической прогрессии. | Уметь решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов |
|
|
|
73-75 | Геометрическая прогрессия | 3 | Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, показательная функция, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии | Знать правило Уметь: - применять формулы при решении задач; - объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах |
|
|
|
76-77 | Сумма первых п членов геометрической прогрессии | 2 | Формула общего члена геометрической прогрессии. | Уметь решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов |
|
|
|
78-80 | Простые и сложные проценты | 3 | Простые и сложные проценты. Схемы начисления процентов | Уметь: - решать текстовые задачи с процентами; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для решения несложных практических задач; - выполнять процентные расчеты; - правильно выбирать схему начисления процентов |
|
|
|
81 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» | 1 | Проверка знаний учащихся по теме «Уравнения и системы уравнений» | Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач |
|
|
|
Глава 5. Статистика и вероятность | 7 | Основная цель: Сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов. |
| ||||
82-83 | Выборочные исследования | 2 | Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Словарь терминов: выборочное обследование ,генеральная совокупность, репрезентативная выборка, ранжирование ряда данных, полигон частот, частота случайного события, относительная частота случайного.
| Уметь: - извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, графиках; - вычислять средние значения результатов измерений; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: а) для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; б) сопоставления модели в реальной ситуации; в) понимания статистических утверждений
|
|
|
|
84-85 | Интервальный ряд. Гистограмма | 2 | Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки (интервальный ряд, чистограмма) |
|
|
|
|
86-87 | Характеристики разброса | 2 | Выборочная дисперсия. Среднее квадратичное отклонение | Знать: - роль статистических исследований; |
|
|
|
88 | Статистическое оценивание и прогноз | 1 |
| - методы обработки данных; - словарь терминов: генеральная совокупность, выборочное обследование, репрезентативная выборка, ранжирование ряда, полигон частот |
|
|
|
Повторение учебного | 14 | Основная цель: - обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс с решением тестовых заданий по сборнику заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. - М.: Просвещение, 2014; - формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
| ||||
89-91 | Линейные неравенства и их системы | 3 | Линейные неравенства системы линейных неравенств, частное и общее решение | Уметь: - решать неравенства и системы рациональных неравенств; - приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; - составлять текст научного стиля |
|
|
|
92-94 | Системы | 3 | Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, равносильные системы уравнений, алгоритм метода подстановки | Уметь: - решать нелинейные системы уравнений двух переменных различными методами; - объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах |
|
|
|
95-98 | Способы | 4 | Способы задания функции, график функции, аналитический, графический, табличный, словесный. Возрастающая и убывающая на множестве, монотонная функция, исследование на монотонность, ограничена снизу и сверху на множестве, ограниченная функция, наименьшее наибольшее значение на множестве, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз, элементарные функции | Уметь: - строить и описывать свойства элементарных функций; - определять понятия, приводить доказательства; - найти и устранить причины возникших трудностей |
|
|
|
99-101 | Прогрессии | 3 | Арифметическая прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов арифметической прогрессии, среднее арифметическое, геометрическая прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии | Уметь: - решать задания на применение свойств арифметической и геометрической прогрессии; - извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; - отделить основную информацию от второстепенной |
|
|
|
102 | Итоговая | 1 |
| Уметь: - обобщать и систематизировать знания по основным темам курса алгебры 9 класса; - владеть навыками самоанализа и самоконтроля |
|
|
|
Учебно-методический комплекс учителя:
-
Учебник «Алгебра 9» под редакцией Г.В.Дорофеева, М., Просвещение, 2010 год.
-
Поурочные планы по учебнику «Алгебра 9» под редакцией Г.В.Дорофеева, (автор - составитель Т.Н.Видеман), Волгоград, «Учитель», 2011 год,
-
Дидактические материалы для 9 класса общеобразовательных учреждений под ред. Г.В. Дорофеева, Л.П.Евстафьева, А.П.Карп, М., Просвещение , 2006 год.
-
«Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ», (авторы - составители Л.В.Кузнецова и др.), М.: «Интеллект - центр», 2010 год. (гиа)
Учебно-методический комплекс ученика:
-
Учебник «Алгебра 9» под редакцией Г.В.Дорофеева, М., Просвещение, 2010 год.
-
Дидактические материалы для 9 класса общеобразовательных учреждений под ред. Г.В. Дорофеева, Л.П.Евстафьева, А.П.Карп, М., Просвещение , 2006 год.
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольная работа № 1 по теме «Неравенства»
Оценка
«Зачет»
«4»
«5»
Обязательная часть
5 заданий
5 заданий
5 заданий
Дополнительная часть
-
1 задание
2 задания
Вариант I
Обязательная часть.
1. Сравните числа и 0,143….
2. Оцените периметр прямоугольника со сторонами а см и b см, если 7 ≤ а ≤ 8, 14 ≤ b ≤ 15.
3. Решите неравенство 1 - (8 + х) ≥ 3х - 10 и изобразите множество его решений на координатной прямой.
Решите систему неравенств (4-5).
4.
5.
6. Запишите промежуток 20 ≤ х ≤ 24 в форме х = а ± h.
Дополнительная часть.
7. Решите двойное неравенство: х - 3 < 3х - 1 < 2х + 5.
8. Решите систему неравенств:
9. При каких значениях с уравнение 2х2 - 6х + с = 0 имеет два корня?
Вариант II
Обязательная часть.
1. Расположите в порядке возрастания числа: ; 0,54; 0,551…
2. Оцените площадь прямоугольника со сторонами х см и у см, если 9 ≤ х ≤ 10, 15 ≤ у ≤ 16.
3. Решите неравенство 2 (х - 6) + 7 > 4х + 3 и изобразите множество решений на координатной прямой.
Решите систему неравенств (4-5).
4. 5.
6. В рулоне содержится 57 м ткани с точностью до 0,5 м. Запишите это с помощью знака «±» и с помощью двойного неравенства.
Дополнительная часть.
7. Найдите все отрицательные решения неравенства:
1 - - x.
8. Решите систему неравенств:
9. Не пользуясь калькулятором, сравните числа и .
Вариант III
Обязательная часть.
1. Принадлежит ли число 2 отрезку [2,1; 2,2]?
2. Допустимый вес ручной клади на пассажирских авиалиниях составляет 20 кг. Можно ли перевезти в качестве ручной клади 12 томов детской энциклопедии, если масса одного тома находится в границах от 1200 до 1650 г?
3. Решите неравенство 2 - 3 (х + 5) ≤ 1 + 4х и изобразите множество его решений на координатной прямой.
4. Решите систему неравенств:
5. Решите двойное неравенство: -1 < 5х + 4 < 9.
6. Запишите промежуток 18 ≤ х ≤ 19 с помощью знака «±».
Дополнительная часть.
7. Найдите все решения неравенства 1 -, принадлежащие промежутку [0; 2].
8. Сравните числа - 2 и - 1.
9. Докажите, что (а3 - b3) (a - b) ≥ 3ab (a - b)2.
Вариант IV
Обязательная часть.
1. Сравните числа 0,416 и .
2. Длина кузова грузового автомобиля 3 м. Можно ли разместить вдоль кузова пять коробок с квадратным основанием, если сторона основания находится в границах от 60 до 65 см?
3. Решите неравенство 4 (1- х) - 7 < х + 6 и изобразите множество его решений на координатной прямой.
4. Решите систему неравенств:
5. Решите двойное неравенство: -7 < 1 + 4х < 0.
6. Масса космического аппарата равна 2000 кг с точностью до 30 кг. Запишите это с помощью знака «±» и с помощью двойного неравенства.
Дополнительная часть.
7. Решите систему неравенств:
8. Найдите все целые положительные значения с, при которых квадратный трехчлен 3х2 - 6х + с можно разложить на множители.
9. Докажите, что а2 + b2 ≥ .
контрольная работа № 2 по теме «Квадратичная функция»
Оценка*
«Зачет»
«4»
«5»
Обязательная часть
6 заданий
6 заданий
7 заданий
Дополнительная часть
-
1 задание
2 задания
Вариант I
Обязательная часть.
1. С помощью графика (рис. 2.7 учебника) ответьте на вопросы:
а) Через сколько секунд после начала полета ракета достигла максимальной высоты?
б) Какое расстояние пролетела ракета за 3 с полета?
2. Функция задана формулой у = 3х2 + 2х - 5.
а) Найдите значение функции при х = -.
б) Найдите нули функции.
3. а) Постройте график функции у = -х2 + 4.
б) Укажите значения аргумента, при которых функция принимает отрицательные значения.
в) Укажите промежуток, на котором функция убывает.
4. Решите неравенство: х2 - 3х + 2 < 0.
Дополнительная часть.
5. Запишите уравнение параболы, если известно, что она получена со сдвигом параболы у = 2х2 вдоль оси х на четыре единицы вправо и вдоль оси у на две единицы вниз.
6. Найдите область определения функции у = .
7. При каких значениях р и q вершина параболы у = х2 + рх + q находится в точке (-1; 5)?
Вариант II
Обязательная часть.
1. Парашютист прыгнул из самолета на некоторой высоте. Сначала он находился в свободном падении, а затем раскрыл парашют. На рисунке изображен график его полета. Используя график, ответьте на вопросы:
а) Какое расстояние пролетел парашютист за 10 с полета?
б) Через сколько секунд после прыжка раскрылся парашют?
2. С помощью графика функции (график 2 на рисунке 2.31 учебника) выполните следующие задания:
а) Найдите значение функции при х = 1.
б) Определите значения х, при которых функция принимает значение, равное -6.
3. а) Постройте график функции у = х2 + х - 6.
б) Укажите значения аргумента, при которых функция принимает положительные значения.
в) Укажите промежуток убывания функции.
4. Решите неравенство: х2 - 6х + 5 < 0.
Дополнительная часть.
5. Определите значение коэффициентов b и с, при которых вершина параболы у = 2х2 + bх + с находится в точке А (-1; 3).
6. Найдите область определения выражения .
7. Найдите все целые значения т, при которых график функции
у = 4х2 + тх + 1 расположен выше оси х.
Вариант III
Обязательная часть.
1. С помощью графика (рис. 2.7 учебника) ответьте на вопросы:
а) Какое расстояние пролетела ракета за 1 с полета?
б) На какой высоте над землей ракета сгорела?
2. Функция задана формулой у = 2х2 + 3х + 7.
а) При каких значениях х функция принимает значение, равное 9?
б) Проходит ли график функции через точку А (-4; 32)?
3. а) Постройте график функции у = х2 + 6х + 5.
б) Укажите наименьшее значение функции.
в) Укажите промежуток, на котором функция возрастает.
4. Решите неравенство: 2х2 - 18 ≥ 0.
Дополнительная часть.
5. Запишите уравнение параболы, если известно, что она получена сдвигом параболы у = -х2 вдоль осей координат и ее вершина находится в точке (-3; 1).
6. При каких значениях т уравнение тх2 - 6х + т = 0 имеет два корня?
7. Мяч подброшен вертикально вверх. Зависимость высоты мяча над землей h (м) от времени полета t (с) выражается формулой h = -5t2 +
+ 10t + 1,5. На какую максимальную высоту поднимается мяч?
Вариант IV
Обязательная часть.
1. Парашютист покинул самолет на некоторой высоте. Сначала он находился в свободном падении, а затем раскрыл парашют. По графику его полета, изображенному на рисунке, ответьте на вопросы:
а) На какой высоте раскрылся парашют?
б) Сколько секунд парашютист был в свободном падении?
2. С помощью графика функции (график 1 на рисунке 2.31 учебника) выполните следующие задания:
а) Укажите наименьшее значение функции.
б) Найдите нули функции.
3. а) Постройте график функции у = -х2 + х - 6.
б) Укажите наибольшее значение функции.
в) Укажите промежуток возрастания функции.
4. Решите неравенство: 12 - 3х2 ≤ 0.
Дополнительная часть.
5. Решите неравенство: (1 - 2х)(2х - 5) ≥ 0.
6. Летчик катапультируется из самолета. Зависимость высоты летчика над поверхностью земли h (м) от времени полета t (с) выражается формулой h = -5t2 + 40t + 500. На какую максимальную высоту поднимается летчик?
7. Докажите, что не существует таких значений х, при которых выполняется неравенство х2 - 3х + 5 < 0.
контрольная работа № 3 по теме «Рациональные выражения.
Оценка
«Зачет»
«4»
«5»
Обязательная часть
4 задания
4 задания
5 заданий
Дополнительная часть
-
1 задание
2 задания
Вариант I
Обязательная часть.
1. Упростите выражение и найдите его значение при а = 0,2 и b = 0,3.
Найдите корни уравнения (2-3).
2. х (2х + 3) (2 - х) = 0.
3. х + = 8.
4. Укажите значения х, при которых выражение имеет смысл.
5. Прочитайте задачу: «На первом принтере распечатали 240 страниц рукописи и выключили его. После этого включили второй принтер и распечатали 160 оставшихся страниц рукописи. Всего на распечатку рукописи ушел 1 ч. Сколько минут работал каждый принтер, если за 2 мин первый принтер распечатывал на 2 страницы меньше, чем второй?».
Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначено время работы первого принтера.
А. = 2. В. = 2.
Б. = 2. Г. = 60.
Дополнительная часть.
6. Решите уравнение: .
7. Найдите область определения выражения: .
8. Швея собиралась сшить 120 воротников к определенному сроку. Она подсчитала, что если будет в час шить на 2 воротника больше, чем наметила первоначально, то уже за 3 ч до срока сошьет 136 воротников. Сколько воротников в час швея предполагала шить первоначально?
Вариант II
Обязательная часть.
1. Упростите выражение и найдите его значение при а = 0,25 и b = 0,5.
Найдите корни уравнения (2-3).
2. 2х3 - 8х = 0.
3. = 1.
4. Укажите значения х, при которых выражение имеет смысл.
5. Прочитайте задачу: «Оператор должен набрать на компьютере текст в 300 страниц. Если он будет набирать в час на одну страницу больше, чем обычно, то выполнит работу на 10 ч быстрее. С какой скоростью обычно набирает текст оператор?».
Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначено количество страниц, которое обычно набирает текст оператор за 1 ч.
А. = 10. В. 300(х + 1) - 300х = 10.
Б. = 10. Г. = 10.
Дополнительная часть.
6. Решите уравнение: 3х4 - 2х3 - 3х + 2 = 0.
7. Найдите область определения функции у = и постройте ее график.
8. Одна уборочная машина работает в 3 раза быстрее, чем другая. Если начать работу одновременно на двух машинах, то заданный объем работы можно выполнить за 3 ч. За сколько часов можно выполнить этот объем работы на каждой из машин в отдельности?
Вариант III
Обязательная часть.
1. Упростите выражение и найдите его значение при х = и у = -1.
Найдите корни уравнения (2-3).
2. х4 - 25х2 = 0.
3. = 0.
4. Найдите область определения выражения: .
5. Прочитайте задачу: «Старшая сестра читает вдвое быстрее младшей. Рассказ из 320 слов она прочитала на 4 мин быстрее сестры. С какой скоростью читает каждая из сестер?».
Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначено количество слов, которое читает за 1 мин младшая сестра.
А. = 4. В. 320 · 2х - 320х = 4.
Б. = 4. Г. = 4.
Дополнительная часть.
6. Решите уравнение: (1 - 2х)4 - 5(1 - 2х)2 = -4.
7. Найдите нули функции: у = х3 - х2 - 4х + 4.
8. Мальчики девятого класса решили купить теннисный стол, стоивший 7500 р. Они подсчитали, что если в покупке примут участие и девочки, то каждый из них сможет внести на 500 р. меньше. Сколько учащихся в классе, если девочек в нем на 10 больше, чем мальчиков?
Вариант IV
Обязательная часть.
1. Упростите выражение и найдите его значение при х = -0,7 и у = 0,5.
Найдите корни уравнения (2-3).
2. х3 + 2х2 + х = 0.
3. .
4. Найдите область определения выражения: .
5. Прочитайте задачу: «На путь в 24 км вниз по течению реки моторная лодка затрачивает на 2 ч меньше, чем на путь в обратном направлении. Определите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 1 км/ч».
Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначена скорость лодки.
А. = 2. В. 24(х + 1) - 24(х - 1) = 2.
Б. = 2. Г. = 2.
Дополнительная часть.
6. Решите уравнение: 4х - 5+ 1 = 0.
7. Сократите дробь: .
8. Мать взяла заказ на изготовление салфеток. Она подсчитала, что если будет выполнять его вместе с дочерью, которая работает вдвое медленнее, чем она, то они смогут завершить работу на 2 дня раньше. Сколько времени потребовалось бы матери на выполнение этого заказа, если бы она работала одна?
Домашнее задание.
Проверь себя.
1. Наименьшим корнем уравнения = 0 является число:
А. -3. Б. -2,5. В. -.
2. Все корни уравнения принадлежат промежутку:
А. . Б. 2; +∞). В. (-∞; 1).
3. На рисунке изображен график функции у = х3 - 2х2 - 5х + 6. Какое из утверждений о корнях уравнения х3 - 2х2 - 5х + 6 = 0 верно?
А. Уравнение имеет один положительный и два отрицательных корня.
Б. Один из корней уравнения равен
нулю.
В. Уравнение имеет три корня.
4. Сколько корней имеет уравнение ?
А. Один. Б. Два. В. Три.
5. Сумма всех корней уравнения (х - 2)(х - 6) = (х2 - 6)(х - 2) равна:
А. 1. Б. 3. В. 6.
6. Первый лыжник проходит расстояние 20 км на 20 минут быстрее второго, так как его скорость на 2 км/ч больше. Какое из уравнений соответствует условию задачи?
А. = 20. Б. . В. .
Ключ: БАВАБВ.
контрольная работа № 4 по теме «Системы уравнений»
Вариант I
Обязательная часть.
1. Решите систему уравнений:
2. Вычислите координаты точек пересечения графиков уравнений:
х2 + у2 = 5 и х - у = 1.
3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 15 см, а один из катетов на 3 см меньше другого. Найдите катеты треугольника.
4. С помощью графиков, показанных на рисунке 3.22, а учебника, выясните, сколько корней имеет уравнение х3 = . Запишите его корни.
Дополнительная часть.
5. Решите систему уравнений:
6. Решите графически систему уравнений:
7. Дорога между пунктами А и В состоит из двух участков: 24 км подъема и 16 км спуска. Велосипедист преодолевает этот путь от А до В за 4 ч 20 мин, а обратный путь за 4 ч. Определите скорость велосипедиста на подъеме и спуске.
Вариант II
Обязательная часть.
1. Решите систему уравнений:
2. Вычислите координаты точек пересечения графиков уравнений:
х2 - у2 = 13 и х + у = -5.
3. Газон прямоугольной формы обнесен бордюром, длина которого 40 см. Площадь газона 96 м2. Найдите стороны газона.
4. С помощью графиков, показанных на рисунке 3.14, а учебника, выясните, сколько решений имеет система уравнений Запишите ее решения.
Дополнительная часть.
5. Решите систему уравнений:
6. Решите графически уравнение: х3 - 3х + 2 = 0.
7. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 24 км, и встретились через 1 ч 20 мин. Первый прибыл в пункт В на 36 мин раньше, чем второй в пункт А. Найдите скорость каждого велосипедиста.
Вариант III
Обязательная часть.
1. Решите систему уравнений;
2. Вычислите координаты точки пересечения параболы у = х2 - 8 и прямой у = х + 12.
3. Хозяйка высадила 90 кустов земляники так, что число рядов оказалось на 1 меньше числа кустов в каждом ряду. Сколько рядов земляники высадила хозяйка?
4. С помощью схематических графиков выясните, сколько корней имеет уравнение х2 =.
Дополнительная часть.
5. Решите систему уравнений:
6. Решите графически уравнение: х2 - | х | - 2 = 0.
7. Найдите а, b, с, если точка М (-1; -3) является вершиной параболы у = ах2 + bх + с, пересекающей ось координат в точке N (0; 1).
Вариант IV
Обязательная часть.
1. Решите систему уравнений:
2. Вычислите координаты точек пересечения гиперболы у = и прямой у = х - 2.
3. Найдите два числа, если известно, что их сумма равна 2, а сумма квадратов этих чисел равна 100.
4. С помощью схематических графиков выясните, сколько корней имеет уравнение х2 + 1 = -х.
Дополнительная часть.
5. Решите систему уравнений:
6. Решите графически уравнение: = х - 2.
7. Найдите р и q, если парабола у = х2 + рх + q пересекает прямую
у = -1 в точках с абсциссами 3 и -1.
контрольная работа № 5 по теме «Арифметическая
и геометрическая прогрессии»
Оценка
«Зачет»
«4»
«5»
Обязательная часть
4 задания
5 заданий
5 заданий
Дополнительная часть
-
1 задание
2 задания
Вариант I
Обязательная часть.
1. Последовательность задана формулой п-го члена:
ап = п (п + 1).
а) Запишите первые три члена этой последовательности; найдите а100.
б) Является ли членом этой последовательности число 132?
2. Одна из двух данных последовательностей является арифметической прогрессией, другая - геометрической прогрессией:
(хп): 12; 8; 4; ...,
(уп): -32; -16; -8; ... .
а) Продолжите каждую из этих прогрессий, записав следующие три ее члена.
б) Найдите двенадцатый член геометрической прогрессии.
3. Чтобы накопить денег на покупку велосипеда, Андрей в первую неделю отложил 10 р., а в каждую следующую откладывал на 5 р. больше, чем в предыдущую. Какая сумма будет у него через 10 недель?
Дополнительная часть.
4. Найдите сумму всех натуральных двузначных чисел, кратных 3.
5. Сумма первых четырех членов геометрической прогрессии равна -40, знаменатель прогрессии равен -3. Найдите сумму первых восьми членов прогрессии.
6. Семья Петровых взяла кредит 25000 р. на покупку телевизора. Процентная ставка кредита равна 2 % в месяц. Петровы выплатили весь кредит единовременно через полгода. Проценты ежемесячно начисляются на всю сумму долга, включая начисленный в предыдущий месяц процент. Запишите выражение для вычисления суммы, которую выплатили Петровы.
Вариант II
Обязательная часть.
1. Последовательность задана формулой п-го члена:
хп = п (п - 1).
а) Запишите первые три члена этой последовательности; найдите х20.
б) Какой номер имеет член этой последовательности, равный 110?
2. Одна из двух данных последовательностей является арифметической прогрессией, другая - геометрической прогрессией:
(ап): 1; 2; 4; ...,
(bп): -15; -12; -9; ... .
а) Продолжите каждую из этих прогрессий, записав следующие три ее члена.
б) Найдите двадцатый член арифметической прогрессии.
3. Турист в первый день прошел 20 км, а в каждый следующий - на 2 км меньше, чем в предыдущий. Какое расстояние прошел турист за 7 дней?
Дополнительная часть.
4. Сколько последовательных натуральных чисел, начиная с единицы, надо сложить, чтобы сумма превзошла 210?
5. Найдите сумму первых шести членов геометрической прогрессии, если ее десятый член равен 64, а знаменатель равен .
6. Автомобильный завод каждые два года снижает цену на определенную марку автомобиля на 20 % по сравнению с ее предыдущей ценой. В первый год выпуска новая модель стоила 400000 р. Запишите выражение для вычисления цены этой модели через 10 лет.
Вариант III
Обязательная часть.
1. Последовательность задана формулой п-го члена:
bп = п (п + 2).
а) Запишите первые три члена этой последовательности; найдите b50.
б) Какой номер имеет член этой последовательности, равный 440?
2. Одна из двух данных последовательностей является арифметической прогрессией, другая - геометрической прогрессией:
(an): 1; 10; 100; ...,
(bn): 100; 200; 300; ... .
а) Продолжите каждую из этих прогрессий, записав следующие три ее члена.
б) Найдите десятый член геометрической прогрессии.
3. Егор готовился к экзамену по геометрии. За 5 дней ему надо было выучить 30 билетов. Успел ли он выучить все билеты, если в первый день он выучил один билет, а в каждый следующий учил в 2 раза больше билетов, чем в предыдущий?
Дополнительная часть.
4. Найдите сумму всех натуральных чисел первой сотни, которые при делении на 5 дают в остатке 1.
5. Между числами -1 и -81 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.
6. На прополку первой грядки у Маши ушло 40 мин, а на прополку каждой следующей грядки - на 20 % меньше времени, чем на прополку предыдущей. Запишите выражение для вычисления времени, которое затратила Маша на прополку шестой грядки.
Вариант IV
Обязательная часть.
1. Последовательность задана формулой п-го члена:
сп = п (п - 2).
а) Запишите первые три члена этой последовательности; найдите с100.
б) Является ли членом этой последовательности число 90?
2. Одна из двух данных последовательностей является арифметической прогрессией, другая - геометрической прогрессией:
(хп): 100; 95; 90; ... .
(уп): 1 000 000; 100 000; 10 000; ... .
а) Продолжите каждую из этих прогрессий, записав следующие три ее члена.
б) Найдите пятнадцатый член арифметической прогрессии.
3. Делая зарядку в первый день весенних каникул, Кирилл прыгнул через скакалку 20 раз. Каждый следующий день он делал в 2 раза больше прыжков, чем в предыдущий. Сколько всего прыжков сделал Кирилл за 5 дней весенних каникул?
Дополнительная часть.
4. Между числами -9 и -2 вставьте пять чисел так, чтобы получилась арифметическая прогрессия.
5. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии, третий член которой равен 135, а шестой член равен 5.
6. На изготовление одной детали автомат затрачивает 100 мин. Планируется повышать производительность работы автомата ежемесячно на 5 %. Запишите выражение для вычисления времени, которое будет затрачивать автомат на изготовление одной детали через 4 месяца.
Итоговые контрольные работы
Контрольная работа за I полугодие
Вариант I
1о. Расположите в порядке возрастания числа: ; ; 0,77.
2о. Решите систему неравенств:
3о. а) Постройте график функции: у = -х2 + 4х - 5.
б) Укажите промежуток, на котором функция возрастает.
4. Решите неравенство: ≤ х.
5. Постройте график функции:
6. Найдите область определения выражения: .
Вариант II
1о. Расположите в порядке возрастания числа: 1,57; ; .
2о. Решите систему неравенств:
3о. а) Постройте график функции: у = х2 - 4х + 5.
б) Укажите промежуток, на котором функция убывает.
4. Решите неравенство: ≥ х.
5. Постройте график функции:
6. Найдите область определения выражения: .
Итоговая контрольная работа по алгебре
за курс основной школы
Вариант I
Часть 1
1. Для каждого выражения из верхней строки укажите равное ему выражение из нижней строки:
а) (а2)3а2; б) (а2а3)2; в) .
1) а12; 2) а10; 3) а8; 4) а7.
Ответ:
а
б
в
2. Упростите выражение: 4у (у - 4) - (у - 8)2.
Ответ: ... .
3. Сократите дробь: .
Ответ: ... .
4. При каком значении х значение выражения является числом рациональным?
А. При х = 6. В. При х = -3.
Б. При х = 0. Г. При х = -2.
5. В спортивном зале выделили помещение для раздевалки (на рисунке оно показано штриховкой). Какова площадь S оставшейся части зала?
А. S = а2 + аb + b2.
Б. S = а2 + аb - b2.
В. S = а2 - аb - b2.
Г. S = а2 - аb + b2.
6. Укажите наибольшее из чисел:-1,5; -0,5; (-0,5)3; (-1,5)3.
Ответ: ... .
7. Какое из указанных чисел не делится на 3?
А. 12852. Б. 1143. В. 20293. Г. 7239.
8. В начале года число абонентов интернет-компании «Север» составляло 200 тыс. человек, в течение года 50 тыс. абонентов перешли в другие компании, а 60 тыс. новых абонентов присоединились к компании «Север». На сколько процентов увеличилось за год число абонентов этой компании?
А. На 5 %. В. На 0,05 %.
Б. На 10 %. Г. На 105 %.
9. Решите уравнение: 5х2 + 3х - 2 = 0.
Ответ: ... .
10. От одного города до другого автобус доехал за 3 ч, а автомобиль за 2 ч. Скорость автомобиля на 25 км/ч больше скорости автобуса. Чему равно расстояние между городами?
Пусть расстояние между городами равно х км. Составьте уравнение по условию задачи.
Ответ: ... .
11. На координатной плоскости отмечены точки С и D и через них проведена прямая. Какое уравнение задает прямую CD?
A. х + у = 24.
B. х + у = 34.
В. х - у = 4.
Г. х - у = 5.
12. Решите неравенство: 3 - х ≥ 3х + 5.
А. [-0,5; +∞). В. [-2; +∞).
Б. (-∞; -0,5]. Г. (-∞; -2].
13. На координатной прямой отмечены числа а, b и с. Какая из разностей отрицательна?
А. b - а. В. с - а.
В. b - с. Г. c - b.
14. Последовательность задана формулой ап = . Сколько членов этой последовательности больше 1?
А. 12. Б. 11. В. 10. Г. 9.
15. Функции заданы формулами:
1) у = х2 + 1; 3) у = -х2 + 1;
2) у = х2 - 1; 4 у = -х2 - 1.
Графики каких из этих функций не пересекают ось х?
А. 1 и 4. Б. 2 и 4. В. 1 и 3. Г. 2 и 3.
16. Из пункта А в пункт В вышел пешеход, через некоторое время вслед за ним выехал велосипедист. На рисунке изображены графики пути пешехода и велосипедиста. Определите, на сколько меньше времени затратил на путь из пункта А в пункт В велосипедист, чем пешеход.
А. На 10 мин.
Б. На 30 мин.
В. На 50 мин.
Г. На 20 мин.
Часть 2
1. Решите систему уравнений:
2. Лодка проплывает 15 км по течению реки и еще 6 км против течения за то же самое время, за которое плот проплывает по этой реке 5 км. Найдите скорость течения реки, если известно, что собственная скорость лодки равна 8 км/ч.
3. Парабола с вершиной в точке А (0; -3) проходит через точку В (6; 15). В каких точках эта парабола пересекает ось х?
4. При каких значениях параметра р система неравенств
имеет решения?
5. В арифметической прогрессии среднее арифметическое первых десяти ее членов равно 20. Найдите первый член и разность этой прогрессии, если известно, что они являются натуральными числами.
Вариант II
Часть 1
1. Для каждого выражения из верхней строки укажите равное ему выражение из нижней строки:
а) ; б) (b4b3)2; в) b4(b3)2.
1) b14; 2) b12; 3) b10; 4) b9.
Ответ:
а
б
в
2. Упростите выражение: 6а (а + 1) - (3 + а)2.
Ответ: ... .
3. Сократите дробь: .
Ответ: ... .
4. При каком значении х значение выражения является числом иррациональным?
А. При х = 3. В. При х = 1.
Б. При х = 0. Г. При х = -1.
5. В гараже выделили помещение для мойки машин (на рисунке оно показано штриховкой). Какова площадь S оставшейся части гаража?
A. S = с2 + ас - а.
Б. S = c2 - ac + a2.
B. S = c2 + ac + a2.
Г. S = c2 - ac - a2.
6. Укажите наименьшее из чисел: -0,2; -1,2; (-0,2)3; (-1,2)3.
Ответ: ... .
7. Какое из указанных чисел не делится на 9?
А. 81 234. Б. 8883. В. 30 159. Г. 3219.
8. В начале года в городской библиотеке было 50 тыс. книг. В течение года библиотечный фонд обновлялся. В связи с этим 10 тыс. книг списали и купили 16 тыс. новых. На сколько процентов увеличился за год библиотечный фонд?
А. На 6 %. В. На 15 %.
Б. На 12 %. Г. На 40 %.
9. Решите уравнение: 3х2 - 4х - 4 = 0.
Ответ: ... .
10. От турбазы до станции турист доехал на велосипеде за 3 ч. Пешком он смог бы пройти это расстояние за 7 ч. Известно, что идет он со скоростью на 8 км/ч меньшей, чем едет на велосипеде. Чему равно расстояние от турбазы до станции?
Пусть расстояние от турбазы до станции равно х км. Составьте уравнение по условию задачи.
Ответ: ... .
11. На координатной плоскости отмечены точки М и N и через них проведена прямая. Какое уравнение задает прямую MN?
A. х + у = 20.
Б. х + у = 26.
B. х - у = 3.
Г. х - у = 2.
12. Решите неравенство: 2 + х ≤ 5х - 8.
А. (-∞; 1,5]. В. (-∞; 2,5].
Б. [1,5; +∞). Г. [2,5; +∞).
13. На координатной прямой отмечены числа х, у и z. Какая из разностей положительна?
A. х - у. В. z - у.
Б. y - z. Г. х - z.
14. Последовательность задана формулой ап = . Сколько членов этой последовательности меньше 1?
А. 8. Б. 9. В. 10. Г. 11.
15. Функции заданы формулами:
1) у = х2 + 2;
2) у = х2 - 2;
3) у = -х2 + 2;
4) у = -х2 - 2.
Графики каких из этих функций пересекают ось х?
А. 1 и 4. Б. 2 и 3. В. 1 и 3. Г. 2 и 4.
16. Из пункта А в пункт В вышел пешеход, через некоторое время навстречу ему из пункта В в пункт А выехал велосипедист. Используя графики пути пешехода и велосипедиста, определите, на сколько больше времени затратил на весь путь пешеход, чем велосипедист.
А. На 10 мин.
Б. На 30 мин.
В. На 40 мин.
Г. На 60 мин.
Часть 2
1. Решите систему уравнений:
2. Катер проплывает 20 км против течения реки и еще 24 км по течению за то же самое время, за которое плот проплывает по этой реке 9 км. Скорость катера в стоячей воде равна 15 км/ч. Найдите скорость течения реки.
3. Парабола с вершиной в точке С (0; 5) проходит через точку В (4; -3). В каких точках эта парабола пересекает ось х ?
4. При каких значениях параметра а система неравенств
не имеет решений?
5. В арифметической прогрессии среднее арифметическое первых восьми ее членов равно 23. Найдите первый член и разность этой прогрессии, если известно, что они являются натуральными числами.