- Преподавателю
- Математика
- Семинар натему: «Формирование функциональной грамотности учащихся посредством информационно-образовательной среды урока»
Семинар натему: «Формирование функциональной грамотности учащихся посредством информационно-образовательной среды урока»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куртасова Л.В. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование функциональной грамотности учащихся посредством информационно-образовательной среды урока.
Куртасова Лариса Владимировна,
учитель математики и информатики
ГУ СШ № 29
г. Актобе
В плане по повышению математической грамотности учащихся сказано «…педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.»
План функциональной грамотности определил 3 области формирования грамотности:
-
грамотности чтения ;
-
естественнонаучной грамотности;
-
математической грамотности .
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Компоненты математической грамотности:
-
Воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
-
Установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
-
Математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Средства развития математической грамотности, применимы через:
-
практико-ориентированый подход;
-
дифференциацированный подход;
-
развивающий и системно-деятельностный подходы.
Применительно к математическому содержанию общеучебные умения(компетентности):
-
Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы , диаграммы и прочее)
-
Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3-функциональный)
-
Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче;(графики, знаки. Формулы)
-
Умение выявлять закономерности в структурированных объектах;(делать выводы)
-
Умение осуществлять пробные действия при поиске решения;(проблемные ситуации на уроке)
-
Умение контролировать ход и результат решения задачи(карта достижений-выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)
Умения учащихся будут развиваться с помощью компетентностых заданий, интерграционных заданий и информационных технологий.
Компетентностные задания (задачи на движение, текстовые задачи).
Интеграционные задания ( математика-информатика, физика-математика,экономика-математика,астрономия-математика, география-математика)
Информационные технологии( различные сайты, форумы для учеников, где они могут обсуждать решения задачь и прибегать к помощи интернета)
В математике существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию математической грамотности
• Низкий уровень вычислительных навыков
• Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)
• Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)
• Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.
• Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление
• Невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д)