- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Прямо пропорциональная зависимость (6 класс)
Конспект урока Прямо пропорциональная зависимость (6 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Л.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ Грибановская СОШ №3 Ильина Любовь Викторовна
Тема урока: «Прямая и обратная пропорциональность».
Учебник _ Математика_ 6 класс, авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М: Мнемозина, 2013
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, доска
Цели урока:
1. Ввести понятие прямой пропорциональности в рамках побуждающего диалога, подводящего учащихся к возможности самостоятельно сформулировать тему урока на завершающем этапе введения нового материала.
2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать факты, выдвигать гипотезы, формировать математическую культуру.
3.Формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к выражению математических понятий.
4.Формировать умения пользоваться ранее полученными знаниями и применять новые знания в новой ситуации.
Планируемые результаты:
-
Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний, повышение заинтересованности в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
-
Метапредметные:
-
познавательные: строить логическую цепочку рассуждений;
-
регулятивные: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-
коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
-
-
Предметные:
-
формулировать понятие прямой пропорциональности;
-
сформировать навык решения задач на прямую пропорциональность;
-
ввести алгоритм решения таких задач
Этапы урока:
-
Организационный момент (2 мин)
-
Этап побуждающего подводящего диалога без проблемы. (3 мин)
-
Этап поиска решения. (5 мин)
-
Этап выражения решения. (7 мин)
-
Этап реализации продукта (5 мин)
-
Первичное закрепление изученной темы (15 мин)
-
Рефлексия. (3 мин)
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Ход урока.
1 ЭТАП: организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У вас на партах три карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению (отличное - солнышко, грустное - облачко, плохое - тучка). Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Сегодня у нас необычный урок. Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель Аль - Бируни:
«Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Слайд 1
Это будет девизом нашего урока.
Запишите в тетради число, классная работа.
2 ЭТАП: этап побуждающего подводящего диалога без проблемы.
Диалог учителя с классом:
Учитель: Давайте вспомним, что изучили на прошлом уроке.
Ученики: Зависимость между величинами, пропорции, основное свойство пропорции.
Учитель: Сегодня мы продолжим работать с зависимостями, а вдруг узнаем что - то новое.
Давайте вспомним, какие формулы рассмотрели на прошлом уроке?
Ученики: Формулы пути, площади, периметра квадрата Слайд 2
Учитель: А какая формула объединила их?
Ученики: Формула произведения.
Учитель: Назовите компоненты произведения.
Ученики: Произведение, множитель, множитель.
Учитель: Давайте вместе понаблюдаем, как связаны между собой переменные, входящие в формулы произведения.
Учитель: Рассмотрим знакомую вам формулу пути: S=Vt
Учитель: Пусть в этой формуле один из множителей - скорость будет постоянной и равна 40км/ч.
Учитель: Как теперь будет выглядеть формула?
Ученики: S=40t
Учитель: Какие переменные содержатся в формуле? Назовите их.
Ученики: S - произведение, t - множитель.
3 ЭТАП: этап поиска решения.
Ребята, вам известны три известные формулы произведения, в которых одна из величин постоянная, а две другие изменяются. Давайте выясним, как связаны между собой эти величины. Вам предстоит провести исследование, ответить на вопросы и сделать выводы. Для проведения исследования сформируем три группы. У каждой группы есть карта исследований, на которой записан план действий. На работу вам отводится не более 5 минут.
Для формирования групп учитель предлагает выполнить задания на листах и по ответам формируются группы. Приложение 1
Каждой группе выдаются Карты исследования. Приложение 2
4 ЭТАП: этап выражения решения.
Во время работы групп учитель подходит к каждой группе, даёт указания, контролирует работу.
А сейчас я попрошу выписать на доске результаты исследования.
По 1 представителю от группы одновременно выходят и записывают результаты в таблицу. Работа с интерактивной доской
Проводится работа по результатам первой группы. Слайд 3
Учитель: Что происходит со временем?
Ученик: Время увеличивается.
Учитель: Одновременно со временем, что происходит с расстоянием?
Ученик: Оно также увеличивается.
Учитель: Давайте, проанализируем, как увеличивается время?
Ученик: Время увеличивается в 2 раза.
Учитель: А расстояние как себя ведет?
Ученик: Увеличивается в 2 раза.
Учитель: Какую гипотезу можно выдвинуть? Что вы заметили? Какая связь? Время и путь зависят друг от друга? Как зависят?
Ученик: Во сколько раз увеличилось время, во столько же раз увеличился путь
Проводится работа по результатам второй группы. Слайд 3Учитель: Что происходит с расстоянием?
Ученик: Расстояние увеличивается в 2 раза.
Учитель: А время как себя ведет?
Ученик: Увеличивается в 2 раза.
Учитель: Какую гипотезу можно выдвинуть? Что вы заметили? Какая связь? Ширина и площадь зависят друг от друга? Как зависят?
Ученик: Во сколько раз увеличилось расстояние, во столько же раз увеличилось время.
Проводится работа по результатам третьей группы. Слайд 3
Учитель: Что происходит со временем?
Ученик: Время уменьшается в 2 раза.
Учитель: Одновременно, как изменяется расстояние?
Ученик: Расстояние уменьшается сначала в 2 раза.
Учитель: Какую гипотезу можно выдвинуть? Что вы заметили? Какая связь? Сторона квадрата и его периметр зависят друг от друга? Как зависят?
Ученик: Во сколько раз уменьшилось время, во столько же раз уменьшилось расстояние.
Учитель: Т. е. как себя ведут эти две величины? Какие ещё мнения? Точнее, чётче формулировки.
Ученики: Одинаково.
Учитель: Верно, прямо одинаково, прямо пропорционально - говорят математики.
- Как можно будет назвать зависимость между такими величинами?
Ученики: Прямой зависимостью.
Учитель: Точнее.
Ученики: Прямой пропорциональностью.
Учитель: Молодцы, верно. Мы выслушали мнения всех трех групп, мнения все верные. Поэтому, какой вывод можно сделать по всему сказанному?
Ученики: Если одна величина в задаче увеличивается, то и другая величина тоже увеличивается.
Если одна величина в задаче уменьшается, то и другая величина тоже уменьшается. Слайд 4
Учитель: Как можно назвать такие величины?
Ученики: Прямые. Прямо пропорциональные.
Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) в это же число раз. Слайд 5
5 ЭТАП: этап реализации продукта.
Учитель: Как же мы с вами сформулируем тему урока?
Ученики: Зависимость между величинами.
Учитель: Точнее.
Ученики: Прямая зависимость, или прямая пропорциональность.
Учитель: Верно.
Учитель: Запишем тему урока: «Прямая пропорциональность». Слайд 6
Творческая минутка.
В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие прямую зависимость.
Например:
1) Как аукнется, так и откликнется.
2) Чем выше пень, тем выше тень. Слайд 7
Физкультминутка Слайд 8
Вы устали? Чтобы укрепить ваше здоровье, выполним упражнения.
Быстро встали, улыбнулись,
Поморгали, подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
А теперь, друзья, садитесь.
6 ЭТАП. Закрепление изученной темы.
К этому моменту все основные этапы материала изложены, зависимости установлены, новые термины введены, учащиеся готовы к закреплению и рефлексии. Кроме того, что очень важно, они сами формулируют тему урока.
Изучение пропорций и указанных зависимостей имеет большое значение для последующего изучения математики.
С помощью пропорций вы будете решать задачи по математике, а позже по химии, физике и геометрии.
Самое главное для человека в жизни - это его здоровье. Ведь недаром, испокон веков известна фраза «В здоровом теле - здоровый дух!». И это, действительно так, ведь, если вы здоровы, значит у вас - прекрасное настроение и спорится любое дело.
Генрих Гейне, немецкий поэт, сказал:
«ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»
Учитель: Что же поможет нам сохранить здоровье?
Ученики: Здоровый образ жизни. Занятие спортом. Здоровое питание.
Учитель: Здоровое питание - одна из составляющих здорового образа жизни. Белки - важная часть питания человека, особенно для школьников.
Учитель: Ребята, вы знаете, сколько белка каждый день должен потреблять человек? Давайте узнаем, решив задачу с помощью пропорции. Слайд 9
Чтобы быть здоровым, школьник должен каждый день употреблять 10 граммов белков на каждые 4 кг своего веса. Вычислите количество белков на один день, необходимое для ученика шестого класса массой 42 кг. (105 граммов).
Учитель: Попробуем решить задачу с помощью уравнения. Что нужно сделать, решая задачу уравнением?
Ученики: Ввести неизвестную.
Учитель: Что обозначим за Х?
Ученики: Количество белков, необходимое для ребенка массой 44кг.
Учитель: Составим таблицу: Слайд 10
4 кг - 10 г
42 кг - x г
Определим вид зависимости. Чем больше масса, тем больше белка необходимо организму. Следовательно, зависимость прямая. А прямая зависимость обозначается стрелками в одну сторону: либо вверх, либо вниз.
Осталось составить пропорцию по стрелкам и решить его.
Ученики решают.
Учитель: Проверим, правильно ли мы решили задачу.
Давайте, теперь по решению первой задачи выделим шаги алгоритма или план решения задачи.
Ученики стараются выделить шаги алгоритма.
Учитель: Проверим, правильно ли мы мыслим или нет. Слайд 11
Алгоритм решения задач с помощью пропорций:
1) искомую величину обозначить за х;
2) по условию составить таблицу;
3) указать вид зависимости между величинами;
4) поставить стрелочки;
5) по стрелкам записать пропорцию;
6) решить пропорцию;
7) записать ответ.
Изучение пропорций и указанной зависимости имеет большое значение для последующего изучения математики.
С помощью пропорций вы будете решать задачи по математике, а позже по химии, физике и геометрии.
Учитель: А теперь рассчитайте суточную норму потребления белков для себя, учитывая свой собственный вес.
Ученики самостоятельно выполняют расчеты, применяя алгоритм решения задач на прямую пропорциональность.
Работаем с учебником: с. 130, в парах №784, 787, 790, самостоятельно №789.
7 ЭТАП. Рефлексия. Слайд 12
-
Что на уроке было главным?
-
Что было интересным?
-
Что нового сегодня узнали?
-
Чему научились?
Спасибо вам за урок. Мое настроение к концу урока не испортилось, оно такое же яркое и светлое, как солнышко. А какое у вас настроение? Уходя из класса, приклейте на облачко «Мое настроение» один значок из предложенных:
Желтый цвет обозначает, что урок был полезен для меня, я понимал всё, о чём говорилось и делалось на уроке.
Синий цвет обозначает, что урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но не все задания понимал.
Красный цвет обозначает, что пользы от урока получил мало, мне это не нужно и не интересно знать.
8 ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 13
п. 22. (до второго абзаца), № 811,
составить для себя меню на день из привычных продуктов питания с учетом необходимого суточного количества белков.
Творческое задание:
найти пословицу или поговорку, устанавливающую прямую зависимость.