• Преподавателю
  • Математика
  • Роль информационных технологий в подготовке учащихся 7-х классов к обучению в физико-математических классах

Роль информационных технологий в подготовке учащихся 7-х классов к обучению в физико-математических классах

"Роль информационных технологий в подготовке учащихся 7-х классов к обучению в "физико-математических классах. Учитель 1 категории лицея 12 Киселёва Р.И. Я работаю в седьмых классах по учебнику, авторами которого являются Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова, «Просвещение» 2007г. Этот учебник, в отличие от раннее выпущенных, содержит новый параграф «Статистические характеристики». Кроме этого после каждой главы добавлен раздел «Для тех, кто хочет больше знать». В этих разделах рас...
Раздел Математика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль информационных технологий

в подготовке учащихся 7-х классов

к обучению в физико-математических классах.

Учитель 1 категории лицея 12 Киселёва Р.И.

Я работаю в седьмых классах по учебнику, авторами которого являются Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова, М., «Просвещение» 2007 г.

Этот учебник, в отличие от раннее выпущенных, содержит новый параграф «Статистические характеристики». Кроме этого после каждой главы добавлен раздел «Для тех, кто хочет больше знать». В этих разделах рассматриваются следующие темы: формулы; задание функции несколькими формулами; о простых и составных числах; деление с остатком; возведение двучлена в степень; линейные неравенства с двумя переменными. Учебник содержит некоторые тестовые упражнения, аналогичные задачам ЕГЭ.

В будущем учебном году я полагаю, что на базе этих 7 классов будут сформирован один, или два физико-математических классов. А поскольку обучение в таких классах требует от учащихся наличие не только интереса к предмету, но и хорошей математической базы, то я дополнительно к 5 часам предусмотренных программой, провожу занятия математического кружка.

Часто математику считают сухой и скучной наукой. Так думают те, кто не пошел дальше страниц учебника. Интерес к решению задач может появиться только тогда, когда уже есть некоторые успехи, когда ребенок не испытывает трудностей с основными законами математики и освоил школьную программу. Но очень часто школьники перегружены большим количеством вычислительных упражнений, ориентированных на выработку технических навыков, и испытывают «голод» по интересным, нестандартным задачам. Это приводит к тому, что даже те дети, которые на уроках получают хорошие оценки, на олимпиадах и на экзаменах не могут не только правильно решить задачу, но и понять условие задачи (задачи ЕГЭ, часть 3,С3, С5).

Сложилось мнение, что для занятий математикой необходимы особые способности. Приходится признать, что это так, но с одной оговоркой: эти способности можно развивать, особенно в первые годы учёбы ребенка в школе. Нужно открыть ему радость творчества, удовлетворение от успеха, научить радоваться своим победам и преодолевать трудности.

Как показывает практика, если не начать работать с детьми в 6-7 классе, то потом вызвать интерес и побудить ребенка серьезно работать над задачами очень сложно. При этом перед учителем неизбежно возникает несколько проблем, одна из которых - где взять материал для работы кружка. С одной стороны, сейчас нельзя пожаловаться на недостаток сборников олимпиадных, занимательных, логических задач и тому подобной литературы. С другой стороны, это в основном именно сборники задач, причем во многих олимпиадных сборниках либо нет решений, либо задачи слишком сложные для начинающих, либо собраны однотипные задачи, которые не позволяют развить широту знаний ребенка. Поэтому я выбрала, специально подготовленную для работы математических кружков, книгу Е.Г. Коннова «Поступаем в ВУЗы по результатам олимпиад». Она представляет собой разработку 34 занятий. Содержание курса разбито на 6 модулей, каждая из которых содержит изучение теории и применение её при решении задач. (Слайды)

Тема 1. Чётность (6 ч)

Тема 2. Задачи на проценты и части (4 ч)

Тема 3. Принцип Дирихле как приложение свойств неравенств (5ч)

Тема 4. Раскраски (4 ч)

Тема 5. Делимость (4 ч)

Тема 6. Конструктивные задачи (6 ч)

Участие в олимпиадах и других математических мероприятиях (5 ч).

Для того чтобы занятия проходили наиболее мобильно, иногда бывает полезно использовать заранее приготовленные слайды, или ещё лучше интерактивную доску.

Рассмотрим одно из занятий кружка по теме «Решение задач на проценты и части».

Работу я строю по следующим принципам. Чтобы новые знания, приёмы и методы каким-то образом «уложились» в голове у каждого, нужно несколько занятий подряд решать задачи определенной темы, разбирая вместе некоторые типичные задачи. При этом нельзя на одном занятии решать все задачи на одну и ту же тему, иначе дети быстро теряют интерес.

Полезно давать домашнюю работу из заданий, среди которых есть и совсем легкие, и сложные, чтобы ребенок мог и порадоваться, какой он умный, и понять, что не все так просто. На занятиях кружка обязательно разбирается решение всех домашних задач, причем по возможности несколькими способами, если ребята их нашли.

Для расширения кругозора и конструктивных навыков хороши практические задания, связанные с разрезаниями, проведениями построений, расстановкой чисел и букв в таблицы по указанным правилам (например, латинские и магические квадраты), знакомства с некоторыми знаменитыми решенными и даже нерешенными задачами математики. При этом можно знакомить детей с интересными фактами из истории математики.

Участие в работе кружка математики создает необходимую базу для успешного изучения других предметов естественнонаучного цикла, таких, как информатика, физика, химия. Поэтому часто занятия математикой, несмотря на отсутствие видимых достижений в математических соревнованиях (олимпиадах), приводят к успехам в других дисциплинах.

Большое значение при самостоятельной работе для семиклассников имеют интернет-ресурсы.

school.edu.ru -Российский общеобразовательный портал.

math.ru -Интернет поддержка. Здесь можно найти электронные книги, видеолекции, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков.

mccme.ru - Московский центр непрерывного образования. Ставит своей целью сохранение и развитие традиций математического образования, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), осуществление методической помощи руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики.

etudes.ru - математические этюды. На сайте представлены этюды, выполненные с использование современной компьютерной 3D -графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и её приложениях.

problems.ru - база данных по всем темам школьной математики. Задачи разбиты по рубрикам и степени сложности. Ко всем задачам приведены решения.

portfolio.1september.ru - фестиваль ученических работ «Портфолио».

golovolomka.hobby.ru - головоломки для умных людей. На сайте можно найти много задач (логических, на взвешивание и др.), вариации на тему кубика Рубика, электронные версии книг Р. Смаллиана, М. Гарднеара, Л Кэрролла.

kvant.mccme.ru - электронная версия физико-математического журнала «Квант».

mathedu.ru - математическое образование прошлое и настоящее. Электронная библиотека содержит много книг и статей.

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

mmmf.math.msu.ru -заочное отделение малого мехмата при МГУ им.М.В.Ломоносова

math.vzms.org - открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа», работающая при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, - государственное учреждение дополнительного образования.

Многие учащиеся 7-х классов планируют в 2009-10 учебном году поступить на заочное отделении механико-математического факультета и в открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа» МГУ имени Ломоносова. Это показывает, что ребята стремятся повысить уровень математической культуры, смекалку и сообразительность.

В заключении, хочется сказать о том, как проводится набор учащихся в физико-математические классы. Родители должны написать заявление на имя директора школы о том, что их ребёнок желает учиться в физмат классе. Затем в апреле проводятся экзамены по физике и математике, они могут проводиться в традиционной форме или в форме тестирования. Я считаю, что наиболее объективный результат показывает письменная работа. По результатам экзаменов, с учётом желания родителей и учащихся, ребята зачисляются в вышеуказанные классы. При этом отбор происходит не категорично, зачисляются даже те ученики, имеющие по физике или математике оценку «удовлетворительно», больший приоритет отдается именно желанию получить высокие и качественные знания. Обучение я веду по программе математических классов. Сейчас существует ряд учебников для углубленного изучения. Я выбираю учебник для школ и классов с углубленным изучением математики «Алгебра 8 класс», авторы - Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, Издательство «Мнемозина», М.2007. По геометрии наряду с учебником Геометрия 7 - 9, авторы - Л.С.Атанасян и др., использую для работы «Дополнительные главы к школьному учебнику по геометрии», 8 класс - авторы - Л.С.Атанасян и др. Для проведения контрольных работ использую дидактические материалы «Алгебра и начала анализа 8 - 11», авторы - Л.И.Звавич и др.

Итоговую работу теперь выпускники физмат классов сдают в форме ЕГЭ, который ориентирован на общеобразовательные классы, т.е. прохождение углубленной программы ни кем не контролируется. Тем не менее, от программы я не отступаю. Промежуточные результаты (тематические контрольные работы) иногда не удовлетворяют ни меня, ни учащихся. Довольно трудно работать в спецклассах учителю, тяжело бывает и ученикам. Программа очень сложная, но интересная. За то по окончанию школы учащиеся имеют значительное преимущество перед другими выпускниками в плане математической подготовки для поступления и, главное, дальнейшего обучения в ВУЗах.

Приведу результаты последних трёх лет сдачи ЕГЭ моим учениками.

Результаты ЕГЭ по математике 2005/06

Класс

Уч-ся

ЕГЭ сдавало

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач.

Учитель

11а

25

23

15

7

1


96%

Киселева Р.И.



Результаты ЕГЭ по математике 2006/07

Класс

Уч-ся

ЕГЭ сдавало

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач.

Учитель

11а

20

17

7

7

3

-

82%

Киселева Р.И.



Результаты ЕГЭ по математике 2007/8

Класс

Уч-ся

ЕГЭ сдавало

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач.

Учитель

11а

24

24

8

9

7

-

75%

Киселева Р.И.

11г

24

24

7

12

5

-

79%

Киселева Р.И.

2008-09 уч.год



© 2010-2022