Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Тема урока : « Решение уравнений, содержащих абсолютную величину»

Цели: В ходе выполнения упражнений закрепить знания определения модуля, свойств модуля, тождества √х²=|х|, правила построения графиков функций, содержащих абсолютную величину. Показать различные способы решения уравнений с модулями.

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний.

На экран проецируем ЛСМ «Модуль действительного числа»

  1. Вычислить (устно)

|6|, |-2|, |-2,56|, |Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-1|, Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс) , |Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-5|, |Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)|, Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)

  1. Упростить выражение (решаем на доске и в тетрадях)

а) √у⁶, где у ≥0, б) √х⁶, где х<0, в) √м⁴, г) ⅓√с⁸, д) 15√0,16с⁶

Решение: а) √у⁶=√(у3)2=|у3|=у3;

б) √х⁶=√(х3)2=|х3|=-х3;Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)

в) √м⁴=√(м²)²=|м²|=м²;

г) ⅓√с⁸=⅓√(с⁴)²=⅓|с⁴|=⅓с⁴;

д) 15√0,16с⁶=6√(с3)2=6|с3|; 6|с3|=6с3, где с≥0; 6|с3|=-6с3, где с<0;

3) Построить графики функций на доске и в тетради. (см. К-4)

Построить графики в разных системах координат для дальнейшего использования

при графическом способе решения уравнений. За единичный отрезок взять 2 клетки.

а) у=|х|, б) у=|х+2| в) у=|х|+2Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)

Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)



(В тетрадях оставить место для записи решения уравнений.)

  1. Работа по теме.

  1. Заполняем координату К-6: «Способы решения уравнений»

1 способ: С использованием геометрической интерпретации (Г.П.)

2 способ: По определению абсолютной величины (А.В.)

3 способ: Графический метод (Граф.)

Есть и другие способы, которые рассмотрим позже.

  1. Рассмотрим первый способ.

а) Решим уравнение |х+4|=2. (объясняет учитель)

Решение: Найдем точки, удаленные от -4 ровно на два единичных отрезка.

-2 +2

-6 -4 -2 0 1 Х

х=-4-2 или х=-4+2

х=-6 или х=-2.

Ответ: -6; -2.

б) Решить № 1122 (а,б) с комментированием на месте.

|х-1|=2 -2 +2

-1 0 1 3 Х

Ответ: -1;3.

|х+5|=4 -4 +4

-9 -5 -1 0 1 х

Ответ: -9;-1.

в) Решить уравнение на доске и в тетрадях. Учитель помогает при необходимости.

|2х-6|=8

Решение: |2х-6|=8 |:2

|х-3Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)

-4 +4

-1 0 1 3 7 х

Ответ:-1;7.

|4х+8|=16 Ответ: -6;2.

г) Решить уравнение: |х+3|²-5|х+3|+6=0 (Объясняет учитель, привлекая учащихся)

Решение: Воспользуемся свойством: |а|²=|а²|=а² (см. К-3)

Пусть |х+3|=t, тогда получим уравнение:

t²-5t+6=0,

Найдем t: t=3 или t=2, Выполним обратную замену:

|х+3|=3 или|х+3|=2

Далее решаем каждое из полученных уравнений, используя способ геометрической

интерпретации.

-3 +3 -2 +2

-6 -3 0 1 Х -5 -3 -1 0 1 Х

Ответ: -6;-5;-1;0.

3)Рассмотрим второй способ по определению абсолютной величины. ( см. К-2)

а) Решить уравнение: |2х+3|=6-5х. (Объясняет учитель)

Решение: 2х+3≥0, х≥-1,5, х≥-1,5,

|2х+3|=6-5х ↔ 2х+3=6-5х; ↔ 7х=3; ↔ х=3/7;

2х+3<0, х<-1,5, х<-1,5

-2х-3=6-5х. 3х=9 х=3.

Решением первой системы является число 3/7, вторая система не имеет решений.

Ответ: 3/7.

б) Решить № 1135 (а) на доске и в тетрадях х²+5х-6|х|/х=0

Решение: х>0, х>0, х=1,

х²+5х-6|х|/х=0 ↔ х²+5х-6=0; ↔ х=-6, х=1 ↔ х=-2,

х<0, х<0, х=-3.

х²+5х+6=0. х=-2, х=-3

Ответ: -3;-2;1.

в) Решить № 1135 (в). Учащиеся решают самостоятельно, с последующей проверкой.

Решение: х>0, х>0,

х²+5х²/|х| -6=0 ↔ х²+5х-6=0; ↔ х=-6, ↔ х=1,

х<0, х=1 х=-1.

х²-5х-6=0. х<0,

х=6,

Ответ:-1;1. х=-1

4) Рассмотрим третий способ - графический.

а) Решить уравнение: |х|=(х+1)²-1. Объясняет учитель с привлечением учащихся.

Решение: Воспользуемся ранее построенным графиком функции у=|х|. (см. рис. 1а)

В этой же системе координат построим график функции у=(х+1)²-1. Квадратичная функция, график - парабола. Введем новую систему координат с началом в точке (-1;-1); пунктирные прямые: х=-1, у=-1. В новой системе координат построим график функции у=х². Это и есть требуемый график у=(х+1)²-1.

Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)



Найдем абсциссы точек пересечения графиков: х=-3, х=0.

Это и есть корни уравнения: |х|=(х+1)²-1.

Ответ: -3;0.

б) Решить уравнение: |х+2|=|4/х| . ( на доске и в тетрадях)

Решение: Воспользуемся ранее построенным графиком функции у=|х+2|. ( см. рис. 1б)

В этой же системе координат построим график функции у=|4/х|.

График - гипербола, ветви которой расположены в 1 и2 координатных углах.

- В скольких точках пересекаются графики?

-Значит, сколько решений имеет уравнение?

Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)

-Графики пересекаются в двух точках, но с «плохими» координатами. В подобных случаях говорят о приближенном решении уравнения и пишут так:

Ответ: х≈-3,2; х≈1,2.

в) Решить уравнение: |х|+2=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-1. (на доске и в тетрадях)

Решение: Воспользуемся ранее построенным графиком функции у=|х|+2 (см. рис. 1в)

В этой же системе координат построим график функции у=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-1. Для построения графика этой функции возьмем вспомогательную систему координат с началом в точке (0;-1), пунктирная прямая у=-1. Построим в ней график функции у=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс). Это и будет требуемый график у=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-1.

Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)



-Пересекаются ли графики функций у=|х|+2 и у=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-1?

- Значит, уравнение |х|+2=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс) -1 не имеет корней.

Ответ: корней нет.

Г) Решим данное уравнение аналитическим способом. Вызвать к доске сильного ученика, обсуждение - коллективное.

|х|+2=√х-1.

- Как называется уравнение такого вида?

-Какова область допустимых значений? (х≥0)

Решение: х+2=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс)-1;

х+2+1=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс);

х+3=Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс), ( возведем обе части уравнения в квадрат)

(х+3)²=(Урок по математике на тему Решение уравнений, содержащих абсолютную величину (8 класс))²;

х²+6х+9=х;

х²+5х+9=0;

Д=25-36<0.

Значит, данное уравнение не имеет корней.

-В чем вы видите недостаток и в чем преимущество графического способа решения уравнений? ( Недостаток: координаты точек пересечения могут быть «плохие» числа , значит корни уравнения - приближенные числа. Преимущество: наглядность и рациональное решение.)

3. Закрепление изученного материала.

1) Выполнить самостоятельную работу.

Решить уравнения:

Вариант1

Ответы

Вариант 2

Ответы

1

|х-1,5|=0,5

1;2

1

|х-5|=4

1;9

2

|2х-4|=4

0;4

2

|2х-7|=5

1,6

3

|3-1,5х|=-2,5

Нет корн.

3

|0,2х-1|=0,2

6;4

4

|х²-6х+9|=0

3

4

|х²+4х+4|=0

-2

5

х3+4|х|=0

-2;0

5

25|х|+х3=0

-5;0

2) Проверим результаты. Решить на доске уравнения, вызвавшие затруднения.

Критерий оценок: 5+ - «5», 4+ - «4», 3+,2+ - «3».

3)Выполнить задание:

- Запишите число, составленное из корней первого и второго уравнения из варианта 1 и первого уравнения из варианта 2, записав каждую пару корней в порядке возрастания. Припишите корни второго уравнения из варианта 2, записав эту пару в порядке убывания.

12041961

- Расставьте точки так, чтобы получилась дата, имеющая мировое значение для всего человечества. 12.04.1961 - первый полет человека в космос.

Далее провести небольшую беседу о дне космонавтики и о первом космонавте Земли - Юрии Алексеевиче Гагарине.

4.Итог урока.

Перечислите способы решений уравнений с модулями. Приведите свои примеры уравнений, содержащих абсолютную величину.

5.Домашнее задание.

П. 29, № 1123, 1126, 1137(а,г), 1135(б,г) для сильных.

Учебник «Алгебра-8», автор А.Г. Мордкович.





© 2010-2022