• Преподавателю
  • Математика
  • Авторская концепция по теме: Формирование УУД школьников в процессе выполнения практико-ориентированных заданий по математике

Авторская концепция по теме: Формирование УУД школьников в процессе выполнения практико-ориентированных заданий по математике

Слова Галилея о том, что «природа написана на языке математики», сказанные 400 лет назад, явились достаточным основанием для того, чтобы математике было отведено подобающее место в системе общего образования.  В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессион...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа № 1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Авторская концепция

Тема:

«Формирование УУД школьников в процессе выполнения

практико-ориентированных

заданий по математике».



Подготовила

Кудревич С.П.

учитель математики

МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

с.Нижний Мамон , ул. 40 лет Победы,22

2015 год

Слова Галилея о том, что «природа написана на языке математики», сказанные 400 лет назад, явились достаточным основанием для того, чтобы математике было отведено подобающее место в системе общего образования.

В образовательном процессе каждая учебная дисциплина создает предпосылки для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения, то есть процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

ФГОС нового поколения отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук. Поэтому при изучении математики актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

В настоящее время цель образования состоит в том, чтобы лучше понимать жизнь, уметь ориентироваться в современном обществе, быть способным найти своё место в нём в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. И потому главную свою учительскую, а вообще и человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь Ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. А вот вызвать и поддержать такое желание в воспитанниках - это для меня задача трудная и интересная. Она не имеет однозначного решения, и в каждом новом классе её приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы.

В требованиях к уровню подготовки школьников указывается, что в результате изучения математики ученик должен знать и понимать «значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе». В перечне зафиксированных стандартом умений содержится требование к формированию умений использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических. Практико-ориентированные задача - это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования (внешнематематического, внутриматематического). Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.

Одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий учащихся.

Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Составляя тематическое планирование, я конкретизирую виды учебных действий к каждому уроку для реализации системно-деятельностного подхода.

Математика в основной школе - это предмет, который обеспечивает создание условий для развития УУД всех видов с приоритетом познавательных.

Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики.

1. Личностные УУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Условия для формирования личностных УУД:

- положительная оценка учебной деятельности учителем, одноклассниками («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок»);

- беседы («Зачем нужно изучать математику?»);

- постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?» « Что общего между гео-метрическими фигурами?»);

- работа в парах (составление таблицы умножения);

- работа в группах (проектная деятельность).

2. Регулятивные УУД и виды деятельности:

- способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

- умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

- умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

- готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

3. Познавательные (общеучебные) УУД :

-поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность);

- знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)

- умение структурировать знания (создание кластеров, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею);

- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами).

Познавательные (логические) УУД:

- анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно -следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство

( процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами, создание кластеров, таблиц для систематизации знаний, составление алгоритма решения уравнений, предположение ответа, решение нестандартных задач с логическими связками: «если…, то», «каждый», «все» и другие задания).

Познавательные (постановка и решение проблемы):

-формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма, нового вида задачи);

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий, демонстрация математических фокусов).

4. Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);

- умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);

- понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),

- уважение к другой точке зрения,

- умение доказывать свою позицию,

-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, проектная дея-тельность).

Для реализации технологи формирования УУД важно соблюдать следующие этапы:

- формулирование цели УУД в соответствии с содержанием учебного материала и возрастными особенностями детей, постепенно добавляя новые для обучающихся виды УУД;

- организация ориентировки учащихся для обеспечения успешного выполнения работы;

- организация поэтапной отработки УУД от совместно выполненных действий к самостоятельному выполнению.

Таким образом, формирование УУД осуществляется на каждом этапе урока, каждое задание при правильном формулировании, становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.

Я считаю, что УУД на уроках математики в большей степени формируются в процессе выполнения практико-ориентированных заданий( конструирование и моделирование математических задач). Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно использую практико-ориентированные задания. Уже с 5 класса я знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач. Учащиеся как правило составляют такие задачи после изучения темы. Учитель определяет место задачи на уроке. Совместно с учениками ставим цели, составляем алгоритм, определяем источники информации, часто обрабатываем информацию совместно с творческой группой, определяем способ представления (устный ответ, мини проект, презентация, буклет). Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ, модуля «Реальная математика» для подготовки к ОГЭ учащихся 9-х классов и других сборников. Некоторые из этих задач могут решать даже пятиклассники. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности. Это повышает интерес к предмету. При решении практико - ориентированных задач веду работу по профориентации. Проводим опрос родителей, других родственников: "Какие математические знания необходимы в вашей профессии", обобщаем результаты опроса, подбираем задачи из учебника и дополнительной литературы, имеющие отношение к профессиям. Завершаем работу конструированием собственных задач.

Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче предъявляю следующие требования:

• в содержании практико-ориентированных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;

• задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;

• вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;

• способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

• прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.

Практико-ориентированные задачи м использую с разной дидактической целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.

Подбор задач, формирующих элементарные навыки приложения математики, дело не простое. Многие из текстовых задач в учебниках неестественны с прикладных позиций. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых задач подобного рода - весьма актуальная проблема.

Часто у школьников возникает мысль, будто бы задачи бывают прикладные, т.е. нужные в жизни, и не практические, которые в жизни не понадобятся. Для устранения таких ошибок я использую любую возможность показа того, что абстрактная задача может быть связана с прикладными.

Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов. Эффективным средством является широкое использование наглядности: фотографий, слайдов, плакатов, рисунков, кластеров и т.д. Практико-ориентированная задача повышает интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

Важным средством достижения прикладной и практической направленности обучения математике служит планомерное развитие у школьников наиболее ценных для повседневной деятельности навыков выполнения вычислений и измерений, построения и чтения графиков, составления и применения таблиц, пользование справочной литературой. Возможны различные пути формирования подобных навыков. В этой связи я провожу вычислительные практикумы, лабораторные работы по измерению геометрических величин, измерительные работы на местности, задания на конструирование и преобразование графиков.

Примером такой практической работы является работа на вычисление расстояния, где учащиеся знакомятся со способами измерения: измерение расстояния с помощью рулетки; измерение расстояния шагами; измерение расстояния скоростью движения.

С целью осознания роли математики в жизненной практике, предлагаю школьникам просчитать свой семейный бюджет, составить калькуляцию (смету) и определить сколько денег надо семье тратить на питание в месяц. При этом учащиеся изучают таблицы: «Норма продуктов питания», «Средняя калорийность продуктов».

Если при обучении математике учащихся основной школы систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задачи, то повысится:

-качество математической подготовки учащихся,

-интерес к предмету.



ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ЗАДАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Важнейшим требованием общества к подготовке выпускников школ является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знаниях и жизненном опыте, готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

Реализация этого требования предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами природы, производства и быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению школьного курса математики, поскольку универсальность математических методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой.

Учителю необходимо владеть педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.

Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают задания с практическим содержанием. Обучение с использованием практико - ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации. Особенность этих заданий (связь с жизнью, метапредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Развитие логического и ассоциативного мышления обеспечивают развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся; раскрытие роли математики в современной цивилизации; помощь выпускникам школы в определении профессии.

Практико-ориентированная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Дидактические цели практико-ориентированных заданий: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение умениями и навыками по учебной дисциплине, формирование новых умений и навыков, приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям, изучение новых методов научных исследований, овладение общеучебными умениями и навыками, развитие инициативы и самостоятельности.

Виды практико-ориентированных заданий:

- Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели);

- Организационно-подготовительные (планирование и организация практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними);

- Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности).

Математика относится к очень сложным предметам. Ребенок не всегда понимает учебный материал, часто не видит связи математики с окружающей жизнью, испытывает во время обучения негативные эмоции.

Перед учителем стоит задача показать, как математика может быть использована учащимися в практической деятельности, в социуме, в конкретных психологически значимых ситуациях.

Важной стороной назначения математического образования является практическая, связанная с умением выполнять математические расчёты, анализировать, находить в справочниках и применять математические формулы, измерять и осуществлять построения, читать и обрабатывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков .

В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности. Формировать способность разрешения проблем помогают специальным образом подобранные задачи - практико-ориентированные.

Алгоритм составления практико-ориентированных задач:

1) Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе.

2) Определить направленность задачи.

3) Определить виды информации для составления задачи.

4) Определить степень самостоятельности учащихся в получении и обработке информации.

5) Выбрать структуру задачи.

Определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандарт-ный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).

Приведу для примера несколько таких задач:

Задача 1:Один килограмм мяса стоит 320 рублей. Мама купила 1,5 килограмма мяса и отдала 1 тысячу рублей. Сколько рублей сдачи мама должна получить?

Задача 2: Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Задача 3: Сколько штук обрезной доски нужно для 2 кубов досок, если одна обрезная доска имеет размеры 16см *40 мм* 6,5 м ?

Задача 4: В комиссионном магазине цена товара, выставленного на продажу, уменьшается на одно и то же число % от прежней цены. Определите, на сколько % каждый месяц уменьшалась цена магнитофона, если выставленный на продажу за 4 тыс. рублей после двух снижений он был продан за 2250 рублей?

Задача 5: Семья из трех человек едет из Воронежа в Москву. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд стоит 780 рублей на одного человека. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 18 руб. за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

В качестве домашнего задания предлагаю задачу, которую школьники могут решать вместе с родителями. Примером такой задачи может служить задача «Ремонт». Обычно это бывает мини- проект. Задача «Ремонт». Семья Петровых решила отремонтировать полы в своей квартире, было также решено, что их расходы на ремонт пола не должны превышать 50000 руб. Используя предложенные источники, произведите необходимые расчеты, сделайте вывод и дайте практические рекомендации семье Петровых, подкрепленные математическими расчетами и содержащие объяснения, почему следует воспользоваться данной рекомендацией.

Стоимость материала

Материал Количество Расцветка Цена

обои 1 рулон 250 руб.

краска 1 банка (3 кг) белая 280 руб.

краска 1 банка (3 кг) голубая 250 руб.

краска 1 банка (3 кг на покраску 10 м2 пола) коричневая 240 руб.

Потолочное покрытие 1 м2 55 руб.

потолочное покрытие 1 м2 75 руб.

кафельная плитка 1 м2 225 руб.

бордюр 1 рулон 220 руб.

плинтус 1 м 85 руб.

паркет 1 м2 750 руб.

линолеум 1 м2 390 руб.

клей обойный 1 упаковка 75 руб.

клей для потолочных покрытий 1 банка 65 руб.

замазка 1 банка 75 руб.

Практико-ориентированные задачи использую на различных этапах урока. Например:

Этап актуализации знаний.

5 класс «Площади прямоугольника и квадрата. Площади фигур».

Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75х8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольников, треугольников, квадратов. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке. Цель задания: Создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место рабочего, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в произ-водительном труде.

Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных ситуациях

Притча о царе. Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подозвал их всех к огромному замку. "Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником". Но никто из них даже не притронулся к замку. Лишь один подошёл и дёрнул замок, который тут же открылся, он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: "Ты будешь первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку".

Абстрактная задача - модель практической задачи.

Абстрактная задача

Решить уравнение

x2-58x+480=0

Практическая

Имеется материал для построения забора длиной 116 м. Можно ли загородить этим забором прямоугольный загон для уток на птицефабрике площадью 4,8 а. Определить стороны этого загона

Метапредметные связи.

Математика в экономике. «Роль автомобильных дорог в нашей жизни».

Рассчитать стоимость строительства дороги по улице, на которой живет ученик. Используем прайсы строительства дороги и дорожных работ, применение метода дедукции, сравнительный и количественный анализы, статистические группировки, экономические расчеты.

Моделирующие упражнения и игры. Урок, проведенный таким образом - это лабо-ратория, показывающая, как рождаются задачи. В этих задачах учащиеся сталкиваются с понятием «производительность труда».

Урок по теме: «Решение задач с помощью уравнений» состоит из нескольких этапов.

1 этап. Моделирующая игра.

Открываем две кондитерские. Двое учащихся за три минуты должны изготовить максимальное количество «пирожных» круглой формы. Тетрадный лист складывается вчетверо, а затем из этой заготовки без использования дополнительной разметки, «на глазок», вырезаются круги максимально возможного диаметра. Затем определяется производительность труда каждого работника (Количество полученных «пирожных» делится на время изготовления). Победитель награждается. Предположим, что производительность труда первого ученика - 8 пирожных в минуту, а второго - 12. Затем учащиеся класса делают заказ. Например, нужно изготовить 120 «пирожных». Далее выясняем, за какое время может выполнить заказ каждый работник: 120 : 8 = 15 (мин.), 120 : 12 = 10 (мин.), на сколько минут потребуется первому больше, чем второму: 15 - 10 = 5 (мин.), и сколько времени потребуется кондитерам на выполнение заказа, если они будут работать вместе: 120 : 20 = 6 (мин.)

2 этап. Составление задачи.

Затем формулируется задача: Первый кондитер печет на 4 пирожных в минуту меньше, чем второй. Первому кондитеру на выполнение всего заказа потребуется на 5 минут больше, чем второму. За какое время выполнил бы весь заказ в 120 пирожных каждый кондитер, работая отдельно.

3 этап. Решение задачи с помощью уравнения.

Пусть х пирожных - изготавливает первый кондитер за одну минуту, тогда (х + 4) пирожных - изготавливает второй кондитер за 1 минуту. (120/х + 120/(х+ 4)) - часть работы, которую выполняют оба кондитера за 1 минуту. Получаем уравнение: 120/х - 120/(х+4) = 5, откуда х2 + 4х - 96 = 0, х = 8 или х = -12 (не удовлетворяет условию задачи). Первому кондитеру потребуется 15 минут на выполнение заказа, а второму: 15 - 5 = 10 (минут). Ответ: 10 и 15 минут.

4 этап. Закрепление умения решать задачи на совместную работу.

5 этап. Творческое домашнее задание: составить самому и решить задачу на совместную работу. Красиво оформить задачу.

Я стараюсь привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности. Давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод. Например, в том, что диагонали квадрата пересекаются в одной точке, ученики могут убедиться, построив их и получив сами это утверждение. Таких примеров практико-ориентированных задач бесконечно много, и любой опытный учитель использует их. Ранее учитель стремился к предметному результату образования: знает человек математику или нет. Сейчас главным результатом образования становится результат не предметный, а личностный. Способность человека к самопроектированию, саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории - это то, что необходимо заложить в современную методологию для того, чтобы наше подрастающее поколение было конкурентоспособным и успешным.

Проектная деятельность учащихся.

Проект «Покупка в кредит».

Необходимо исследовать возможность совершить покупку, на приобретение которой пока нет денежных средств. Что выгоднее - заработать и накопить, сохраняя деньги в «банке», заработать и накопить, открыв счет в сбербанке; совершить покупку в кредит, выплачи-вать который нужно будет из заработанных средств? Какие виды кредитов более выгодны? Соответствие цены и качества. Проведение необходимых расчетов по погашению кредита. Финансовые издержки (сколько денежных средств затрачено дополнительно на оплату кредита, что кажется учащемуся более выгодным и правильным - покупка в кредит, или накопление денежных средств на счете в банке, а затем совершение покупки).

Учащиеся получают так же необходимые дополнительные разъяснения об основах трудового законодательства для несовершеннолетних и возрасте, начиная с которого они могут получить кредит.

Проект «Квартирный вопрос» разработан учащимися как творческое задание при изучении темы «Площадь и периметр». Проект включает разделы: фотографии жилых помещений; планы жилых помещений; каталоги отделочных материалов; прайсы с указанием цен на различные отделочные материалы; прейскурант стоимости услуг ремонтной фирмы; расчеты площадей отделываемых поверхностей; расчеты необходимого количества отделочных материалов; расчеты стоимости отделочных материалов; расчеты стоимости услуг ремонтной фирмы; расчеты общей стоимости ремонта. Класс может быть разделен на несколько групп - строительные бригады: оклейка обоями и окрашивание стен и потолков; укладка паркетных полов; отделка ванных комнат кафелем и др.

Проект «Калорийность потребительской корзины». Разрабатывается при изучении темы «Проценты». Учащиеся изучают зависимость между энергозатратностью организма и энергоёмкостью (калорийностью) пищи для организации здорового питания школьника. В результате выполнения проекта учащиеся учатся вычислять свою дневную норму, считать калорийность своего суточного рациона питания.

Проект по теме «Площадь и объём».

Необходимо рассчитать массу краски для окрашивания стен дома и рассчитать объём воды для аквариума.

Учащиеся объединились в группы, выбрали темы проектов ( выполнить модель аквариума, модель дома).

Бесспорно, что систематическая работа по решению практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов дают положительные результаты. Таким образом, если при обучении математике учащихся основной школы систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится качество математической подготовки учащихся и интерес к предмету

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, метапредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

Наполнение учебных материалов, задачами, приближенными к жизни требует, с од-ной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой - создание специальных ме-тодик работы с ними.

Результативность.

Систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по предмету:

- Отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации у моих учеников: высокая - у 63%, средняя - 34%, низкая - 3% учащихся;

- Наблюдается сформированность у школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках;

- Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам);

- Произошли значительные изменения и в ценностных установках моих учеников: в отношении к освоенному содержанию, в способности и возможности мобилизовать знания в экстремальной ситуации, в готовности предъявить их для независимой внешней оценки.

По моему мнению, практико-ориентированные задачи способствуют:

- повышению качества математической подготовки учащихся;

- пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;

- созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся;

- повышению мотивации к учению.

В настоящее время актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности учащихся и управления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача - обеспечить развитие школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности.

Использование различных современных образовательных технологий на уроках математики позволяет разнообразить и повысить эффективность учебного процесса, компьютерную грамотность учащихся, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности «информационного общества». Результатом изменений можно считать повышение мотивации и интереса к работе поискового, творческого характера, обогащение индивидульного исследовательского опыта и активное участие в конкурсах и олимпиадах.

Я считаю, что применение практико-ориентированных заданий на уроках математики позволили мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

• повысить мотивацию учащихся к обучению;

• активизировать познавательную активность;

• развивать мышление и творческие способности учащихся;

• индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

• развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;

• повысить качество наглядности в учебном процессе.

Применение индивидуальных практико-ориентированных заданий помогает сохране-нию и укреплению здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родите-лей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей и уровня тревожности.

Список литературы

1. Менчинская И.А. Задачи в обучении. -М.:Просвещение, 2007 г.

2. Аносов Д.В. Проблемы модернизации школьного курса математики// Математика в школе. 2013. №1.

3. Апанасов П.Т., Апанасов Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием. М.: Просвещение, 2009.

4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. - 2008. с. 4-24.













© 2010-2022