Рабочая программа по геометрии в 7 классе

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Структура программы.

Программа включает четыре раздела.

1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования по геометрии, дается характеристика учебного курса, его место в учебном плане, приводятся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, планируемые результаты изучения учебного курса.

2.Содержание курса геометрии 7 класса.

3.Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

4.Рекомендации по организации и оснащению учебного процесса.

Общая характеристика программы.

Программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции- умения учиться.

Данная программа ориентирована на реализацию системно- деятельностного подхода к процессу обучения, который обеспечивает соответствие учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальному развитию, а также построение разнообразных образовательных индивидуальных траекторий для каждого учащегося, в том числе для одаренных детей.

Программа направлена на достижение следующих целей:

-формирование целостного представления о современном мире;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также индивидуальности личности;

-формирование осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

В построении программы обучения геометрии ведущими методологическими ориентирами выступают:

-интерактивный подход к построению обучения в современной школе с ориентацией на метапредметные связи и отображение роли школьных предметов в целостной картине окружающего мира и исторической ретроспективе;

-современные концепции математического образования в общеобразовательной школе;

-принцип личностно ориентированного развивающего обучения.

Программа реализует авторские идеи развивающего изучения геометрии, которое достигается особенностями изложения теоретического материала и системами упражнений на доказательство, построение, сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие геометрических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера.

Общая характеристика курса геометрии 7 класса.

Содержание курса геометрии 7 класса представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Геометрия в историческом развитии».

Материал раздела «Геометрические фигуры» является фундаментом для изучения курса геометрии. В ходе изучения данного материала у учащихся формируются знания о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира, а также умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира. Важнейшей задачей раздела является развитие умения определять понятия, выявлять и доказывать свойства и признаки геометрических объектов.

Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов, и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.

Раздел «Геометрия в историческом развитии» представляет собой систематическую работу над изучением истории геометрии, как в мировом, так и в отечественном масштабе, обуславливая при этом разностороннее развитие и воспитание учащихся. Материалы раздела рассказывают об истории развития изучаемых разделов геометрии, содержат биографические справки об авторах открытий, теорем, методов. Также в систему упражнений включены старинные задачи народов мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса геометрии.

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, способствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;

2)ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3)осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов , а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4)умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5)умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т.п.);

6)умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;

7)критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1)первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники;

2)умение самостоятельно определять цели своего обучения и приобретать новые знания, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение определять понятия, выявлять их свойства и признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

5)умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6)умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;

7)развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий;

8)умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9)умение правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  1. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации;

11)умение обрабатывать и анализировать полученную информацию;

12)умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13)умение выдвигать и реализовывать гипотезы при решении геометрических задач;

14)понимание сущности алгоритмических действий и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

15)умение находить различные способы решения геометрической задачи, решать познавательные и практические задачи;

16)приобретение опыта выполнения проектной деятельности.

Предметные результаты:

1)осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;

2)представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

3)развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4)умение оперировать понятиями по основным разделам содержания; умение проводить доказательства геометрических утверждений;

5)умение анализировать, структурировать и оценивать изученный предметный материал;

6)владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

7)систематические знания о фигурах и их свойствах;

8)практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

-изображать фигуры на плоскости;

-использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

-измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и периметры фигур;

-распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

-выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

-читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

-проводить практические расчеты.

Место курса геометрии в учебном плане.

На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю, всего 70 часов в год.

Планируемые результаты обучения геометрии в 7 классе.

Геометрические фигуры.

Ученик научится:

-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;

-классифицировать геометрические фигуры;

-находить значения длин линейных фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180 градусов, применять определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);

-доказывать теоремы;

-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства;

-решать задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки, использовать метод ГМТ в задачах на построение;

-решать планиметрические задачи.

Ученик получит возможность:

-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства :методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

-приобрести опыт применения алгебраического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

-овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

-научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек;

-приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ, приобрести опыт выполнения проектов.

Измерение геометрических величин.

Ученик научится:

-использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, градусной меры угла;

-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы;

-решать задачи на доказательство;

-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

Содержание курса геометрии 7 класса.

Простейшие геометрические фигуры.

Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.

Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.

Многоугольники.

Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

Окружность и круг. Геометрические построения.

Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Касательная к окружности и ее свойства. Описанная и вписанная окружность треугольника.

Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ. Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Периметр многоугольника. Градусная мера угла.

Геометрия в историческом развитии.

Из истории геометрии: «Начала» Евклида.

Учебно - методический комплект

1. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2012.

2. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2013.

3. Геометрия: 7 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2013.

4. Геометрия: 7 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2013.









Календарно- тематическое планирование по геометрии в 7 классе.

Содержание учебного материала

Количество

часов

Дата

Коррекция

Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15

1

Точки и прямые

1

2

Точки и прямые

1

3

Отрезок и его длина

1

4

Отрезок и его длина

1

5

Отрезок и его длина

1

6

Луч.

1

7

Угол.

1

8

Измерение углов

1

9

Смежные и вертикальные углы

1

10

Смежные и вертикальные углы

1

11

Смежные и вертикальные углы

1

12

Перпендикулярные прямые

1

13

Аксиомы

1

14

Повторение и систематизация учебного материала

1

15

Контрольная работа №1 Простейшие геометрические фигуры

1

Треугольники

18

16

Равные треугольники.

1

17

Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

18

Первый признак равенства треугольников

1

19

Первый признак равенства треугольников

1

20

Второй признак равенства треугольников

1

21

Второй признак равенства треугольников

1

22

Решение задач

1

23

Равнобедренный треугольник

1

24

Равнобедренный треугольник

1

25

Свойства равнобедренного треугольника

1

26

Свойства равнобедренного треугольника

1

27

Признаки равнобедренного треугольника

1

28

Признаки равнобедренного треугольника

1

29

Третий признак равенства треугольников

1

30

Третий признак равенства треугольников

1

31

Повторение и систематизация учебного материала

1

32

Контрольная работа № 2 Треугольники

1

33

Теоремы

1

Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16

34

Параллельные прямые

1

35

Признаки параллельности прямых

1

36

Признаки параллельности прямых

1

37

Свойства параллельных прямых

1

38

Свойства параллельных прямых

1

39

Свойства параллельных прямых

1

40

Сумма углов треугольника

1

41

Сумма углов треугольника

1

42

Решение задач

1

43

Решение задач

1

44

Прямоугольный треугольник

1

45

Прямоугольный треугольник

1

46

Свойства прямоугольного треугольника

1

47

Свойства прямоугольного треугольника

1

48

Повторение и систематизация учебного материала

1

49

Контрольная работа № 3 Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

1

Окружность и круг. Геометрические построения

16

50

Геометрическое место точек.

1

51

Окружность и круг

1

52

Некоторые свойства окружности.

1

53

Касательная к окружности

1

54

Касательная к окружности

1

55

Описанная окружность треугольника

1

56

Вписанная окружность треугольника

1

57

Описанная и вписанная окружности треугольника

1

58

Задачи на построение

1

59

Задачи на построение

1

60

Задачи на построение

1

61

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

62

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

63

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

64

Повторение и систематизация учебного материала

1

65

Контрольная работа № 4 Окружность и круг

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся

3

66

Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса

1

67

Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса

1

68

Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса

1

Виды и формы промежуточной аттестации:

- контрольные работы,

- самостоятельные и проверочные работы,

-творческие задания,

-тесты,

-устные диктанты,

- фронтальные опросы.

График контрольных работ по алгебре в 7

Тема

Дата

1.

Контрольная работа № 1. Простейшие геометрические фигуры

2.

Контрольная работа № 2. Треугольники

3.

Контрольная работа №3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

4.

Контрольная работа №4. Окружность и круг



© 2010-2022