Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции

В математике надо ценить то, что способствует развитию смежных дисциплин и практической деятельности. П. Чебышев  А. Кушнир: «Все многообразие жизни – общение, деятельность, достижения, коллизии, события, переписывания по поводу названного, - буквально все происходящее с ребенком развивает его. Специально организованное обучение может стать частью этой жизни, продолжать, направлять и усиливать это движение жизни и развитие, и тогда оно обязано быть жизнеспособным, строиться на жизненном языке, п...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции



Учитель I категории

Гутикова

Галина Николаевна







Тема: «Классификация

межпредметных связей,

уровни

и виды интеграции













Ноябрь 2013 г.

г. Севастополь

В математике надо ценить то, что

способствует развитию смежных

дисциплин и практической

деятельности.

П. Чебышев



А. Кушнир: «Все многообразие жизни - общение, деятельность, достижения, коллизии, события, переписывания по поводу названного, - буквально все происходящее с ребенком развивает его. Специально организованное обучение может стать частью этой жизни, продолжать, направлять и усиливать это движение жизни и развитие, и тогда оно обязано быть жизнеспособным, строиться на жизненном языке, перекликаться с жизненными реалиями».

***


Технологическое образование - есть важнейшее составляющее общеобразовательной подготовки. Место черчения в системе школьного образования означает его роль в интеллектуальном, социальном и моральном развитии личности.

Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала школьника является интегративность образовательного процесса.

Интегрированное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель - создать комфортные условия обучения, в каких каждый ученик чувствует свой успех, интеллектуальный рост.

Уровни интеграции:


I уровень - вводные и обобщающие уроки (осознать социальную значимость учебного материала, увидеть его место в целостной картине мира).

Учебное занятие (урок, семинар и т.д.), рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.

Примерная структура вводимого занятия:


  1. Цели учебного занятия.

  2. Мотивационный этап (показ практической значимости и социальной значимости).

  3. Ориентировочный этап (обзор темы).

  4. Инструктаж учащегося о выполнении творческих заданий (обзор литературы, статей; рисунки, модели).

  5. Этап рефлексии.

Все отмеченные элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический ПЯТИУГОЛЬНИК (рис.1).

Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции

ОЗ - образовательные задачи.

МО - методы обучения.

СУМ - содержание учебного материала.

ФОПД - формы организации учебно-познавательной деятельности.

II уровень - учитель разрабатывает единую программу формирования ведущих понятий межпредметного характера (выделение стержневых линий учебных курсов).

Межпредметные связи обуславливают:


  • Углубление и расширение учащимися фактических данных.

  • Эффективное формирование научных понятий.

  • Осознанное усвоение теории, которую изучает каждая дисциплина естественно-природного цикла.

Межпредметные связи черчения с другими предметами могут развиваться в двух направлениях:

  1. Разные науки естественного цикла выступают источником чертежей.

  2. Технические чертежи - вспомогательный инструмент исследования в естественных науках.

Классификация межпредметных связей:


  1. Связи между знаниями в смежных дисциплинах, которые используются как начальный материал.

  2. Связи между знаниями в смежных дисциплинах, как способы деятельности учащегося.

  3. Связи между знаниями в смежных дисциплинах, как формирования мотивов обучения.

III уровень - интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов (реализация горизонтальных структур взаимосвязей учебных дисциплин).







Исторически сложилось

Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции

Наука - особая

форма знания.

ОМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграциибособились:

Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции

В XVIII ст.

Логика Физика

Математика Химия

Астрономия Биология


Но природные связи между этими науками остались навсегда.

Теперь науки опять объединяются для изучения комплексных проблем современности: «Информация и человек», «Человек и общество», «Природа и техника», «Техническое черчение». Появляются и набирают темп развития синтезированные науки:


  • Математическая лингвистика

  • Биохимия

  • Биофизика

  • Синергетика

  • Прикладная физика и математика

  • Биотехнология

Решение прикладных

задач активизирует

Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции



анализ синтез аналогия закономерность

Методическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции


различные мыслительные процессы

В каждом случае применения черчения дело сводится к построению и исследованию технической или математической модели реального процесса, т.е. преобразование фактически математических выражений и числовых данных.

Связь черчения с предметами естественного цикла (геометрия, алгебра и начала анализа, физика, технический труд, начертательная геометрия):

Украинский педагог Г.Г. Ващенко:

«Технические науки освещенные историческими данными, становится все более живыми и интересными».


  • Происхождение технических терминов

  • Решение прикладных задач

  • Биографии ученых, их философское наследие

  • Предметные экскурсии

IV уровень - использование общенаучных методов познания,

обучение этим методам учащихся (наблюдение,

гипотеза, эксперимент).

Благодаря единству видов деятельности учащихся возможно обеспечить системное овладение ими различными способами самоуправления деятельностью в учебной и внеучебной работы.


  • УМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграциичебные предметы по выбору

  • Ф

    Единство видов деятельностиакультативы и дополнительные

занятия

  • Кружки

  • Творческие объединения и т.д.

Учащиеся

Социум школы

Педагогический процессМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграцииМетодическая разработка Классификация межпредметных связей, уровни и виды интеграции

Идеи интеграции взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Осуществление интеграции учебного материала позволяет:


  • Рационально сократить объем информации, предлагаемой учащимися

  • Более четко систематизировать учебный материал

  • Создать у детей представления о целостной научной картине мира

Технология - это мельница, которая перерабатывает количественные отношения, содержащиеся в моделях реального процесса. И ей все равно где эти отношения возникли: в биологии, астрономии, или военном деле. С одной и той же равнодушной отстраненностью она перемелет высокосортное зерно традиционных математических моделей из области техники и грубые булыжники пустопорожних моделей. «Мука» на выходе получается разная, но это уже дело заказчика, что он собирается из нее выпекать.

© 2010-2022