- Преподавателю
- Математика
- Адаптированная программа по предмету Экономический практикум в школе VIII вида (10 класс)
Адаптированная программа по предмету Экономический практикум в школе VIII вида (10 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прудникова Е.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа коррекции и развития VIII вида №44 г.Брянска».
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: директор МБОУ «Школа
на заседании зам. директора по УВР коррекции и развития VIII вида №44
методического ______________ г.Брянска» __________ Н.В. Носова
совета школы. Зубченко Е.В. пр. №____ от ___________ 2015 года
Протокол №____
от_____________
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
10 класс
(сложный дефект)
(кол-во часов: 68 в год, 2 в неделю)
Срок реализации программы: 1 год.
Программу составил: учитель МБОУ
«Школа коррекции и развития
VIII вида №44 г.Брянска».
Прудникова Елена Сергеевна.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Экономический практикум» разработана в соответствии:
-
с Законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ;
-
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599);
-
программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006 год.
-
Учебный план школы на 2015-2016 год.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Цель программы: формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, умений:
-
видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические
ситуации;
-
применять на практике полученные математические знания и умения;
-
на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи программы:
-
формирование элементарных представлений об экономике;
-
выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
-
обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
-
формирование умений делать экономический выбор,
принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
-
освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа предполагает обучение учащихся 10класса к решению жизненно важных экономических задач и включает материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия.
Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируется на ранее полученных знаниях, умениях, навыках.
Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека.
Курс построен на применении проблемно- поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с интеллектуальной недостаточностью с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. Учитель предлагает учащимся наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год.
На I четверть -18часов, на II четверть -14часов, на III четверть -20часов, на IV четверть -16часов.
Расхождения в количестве часов может быть связано с праздничными днями, переносом каникул и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- делать выбор, опираясь на общие для всех правила поведения, как поступить;
- понимать смысл учебной деятельности, оценивать собственную учебную деятельность, рассуждать о причинах неуспеха, уметь организовывать и контролировать свою работу на уроке.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Экономический практикум» ученик 10 класса должен усвоить:
-
сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами;
-
нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;
-
нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;
-
нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз;
-
вычисление дохода по различным видам вкладов;
-
определение площади пола, стены, потолка, окна;
-
расчет покупки в зависимости от стоимости погонного и квадратного метра;
-
вычисление возраста по дате рождения и текущему году;
-
расчет выхода на работу после отпуска;
-
определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне;
-
расчет необходимых затрат для поездки на отдых;
-
вычисление срока годности продукта.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Программное содержание
Кол-во ч.
Методические рекомендации для учителя.
1.
Введение. Понятие об экономике. Экономика семьи. Значение математических знаний и умений их применение на практике для экономики семьи. Нумерация натуральных чисел.
Нумерация арабская и
римская. Повторение мер
стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.
4
Дать понятие о том, что экономика - это практическая наука, позволяющая решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи.
Составление и решение задачи на определение дохода семьи в месяц и тп.
2.
Таблица сложения. Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. Нахождение суммы и разности чисел.
Понятия «дороже - дешевле», «больше на …
меньше на …», «выгод-
но - невыгодно».
6
Потребности, запросы, нужды членов семьи в современном обществе. Потребности физические, материальные, духовные.
Задача на составление статей расходов на семью на месяц, на день.
Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи. Задача на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов.
3.
Таблица умножения. Умножение на однозначные числа. Умножение на
двузначные числа.
Таблица деления. Деление
на однозначные и двузначные числа без остатка и с остатком.
Понятия «больше в …
раз - меньше в … раз».
6
Принципы выбора способов разумного расходования денег, времени, продуктов экономики.
Рассуждения на тему «Время - деньги».
Задачи на определение выгоды путем сравнения полученных результатов от: покупки единого проездного билета; покупки товара мелким оптом; покупки более дорогих и качественных вещей и т.п.
4.
Процент.
Нахождение процента от числа и числа по проценту.
4
Задачи на: нахождение суммы подоходного налога от заработной платы; нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;
нахождение суммы отчисления от заработной платы в профсоюз;
вычисление дохода по различным видам вкладов в сбербанк; определение выгоды от пользования дисконтной картой
5
Меры массы.
Единицы измерения величины массы. Измерительные приборы. Соотношение мер массы. Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее - легче».
4
Выполнение упражнений на преобразование мер массы. Выполнение упражнений на сравнение величин массы. Решение примеров. Решение задач на сравнение веса купленного необработанного
продукта с весом обработанного продукта.
6
Меры длины.
Единицы измерения длины. Измерительные инструменты. Соотношение мер длины.
Преобразование мер длины. Понятия «длиннее - короче», «выше -ниже»,
«уже - шире».
4
Выполнение упражнений на преобразование мер длины. Выполнение упражнений на сравнение мер длины. Решение задач с практическим содержанием.
7
Меры площади.
Единицы измерения величины площади. Измерительные инструменты. Соотношение мер площади. Преобразование мер площади. Понятия «больше - меньше».
5
Выполнение упражнений на преобразование мер площади. Выполнение упражнений на сравнение площадей. Решение задач на: определение площади пола, стены, потолка,
окна; определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта; определение стоимости этого материала; определение выгодности приобретения стройматериалов в зависимости от массы упаковки того или иного товара.
8
Меры объема.
Единицы измерения величины объема. Способы измерение объема в быту. Соотношение мер объема. Преобразование мер объема. Понятия «больше- меньше»
5
Дать понятие о том, что объем не зависит от формы предмета. Для
этого необходимо произвести практические работы по демонстрации этого факта. Решение практических задач,
9
Меры времени
Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда. Измерительные приборы. Определение времени по часам.
Соотношение мер времени. Преобразование мер
времени. Понятия «быстрее - медленнее»,
«раньше - позже».
6
Выполнение упражнений на преобразование мер времени. Выполнение упражнений на сравнение величин времени. Решение задач на вычисление: возраста по дате рождения и текущему году; возраста на момент окончания школы; затрат времени необходимого на дорогу в какое-либо место; подсчет времени до определенной даты; и тп.
10
Обыкновенные дроби.
Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть
часа = 15 мин, без четвер-
ти час = до … осталось
15 мин, полчаса до …,
полчаса спустя, после ….
4
Выполнение упражнений на сравнение и преобразование дробей. Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Решение задач на: определение доли от целого
11
Десятичные дроби.
Запись, чтение, сравнение
десятичных дробей. Запись мер массы, длины,
стоимости десятичными дробями. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление
десятичных дробей.
6
Выполнение упражнений на преобразование
десятичных дробей, выражающих меры длины,
массы, стоимости, времени. Выполнение упражнений на сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей.
12
Повторение и обобщение.
14
Решение задач на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате
труда, при полном и неполном рабочем дне. Решение задач на определение оплаты по
больничному листу в зависимости от стажа работы.
Расчет средней Расчет средней заработной платы в день для
проведения расчетов выплат за отпуск.
Итого
68
Календарно - тематическое планирование
на 2015-2016 учебный год
по учебному предмету
«экономический практикум»
10 класс
(сложный дефект)
Прудниковой Елены Сергеевны.
учителя МБОУ « Школа коррекции и развития VIII вида №44
г.Брянска».
I четверть (18 часов)
-
Контрольные работы: № 7, 17.
-
Резервные уроки:
№ п/п темы
Тема урока.
Количество часов
Дата
Примечание
Введение.
4
1
Понятие об экономике. Экономика семьи.
1
2
Значение математических знаний и умений их применение на практике для экономики семьи.
1
3
Нумерация натуральных чисел. Нумерация арабская и римская.
1
4
Повторение мер
стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.
1
Практическая работа
Таблица сложения.
6
5
Математические действия на сложение мер стоимости.
1
6
Математические действия на вычитание мер стоимости.
1
7
Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости.
1
Проверочная работа
8
Нахождение суммы и разности чисел.
1
9
Понятие «дороже - дешевле».
1
10
Понятие «больше на …
меньше на …» Понятие «выгодно - невыгодно».
1
Таблица умножения.
6
11
Умножение на однозначные числа.
1
12
Умножение на
двузначные числа.
1
Используя калькулятор
13
Деление на однозначные и двузначные числа без остатка.
1
Используя калькулятор
14
Деление на однозначные и двузначные числа с остатком.
1
Используя калькулятор
15-16
Понятия «больше в …
раз - меньше в … раз».
2
Используя калькулятор
Обобщение изученного за I четверть
2
17-18
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
II четверть (14 часов)
-
Контрольные работы:№ 13.
-
Резервные уроки:
№ п/п темы
Тема урока.
Количество часов
Дата
Примечание
Процент.
4
1-2
Нахождение процента от числа.
2
Используя калькулятор
3-4
Нахождение числа по проценту.
2
Используя калькулятор
Меры массы.
4
5
Единицы измерения величины массы. Измерительные приборы.
1
6
Соотношение мер массы.
1
7
Преобразование мер массы.
1
Используя калькулятор
8
Понятия «тяжелее - легче».
1
Меры длины.
4
9
Единицы измерения длины. Измерительные инструменты.
1
10
Соотношение мер длины.
1
11
Преобразование мер длины.
1
Используя калькулятор
12
Понятия «длиннее - короче», «выше -ниже»,
«уже - шире».
1
Обобщение изученного за II четверть
2
13-14
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
Используя калькулятор
III четверть (20часов)
-
Контрольные работы: № 5,10,16,18.
-
Резервные уроки:
№ п/п темы
Тема урока.
Количество часов
Дата
Примечание
Меры площади.
5
1
Единицы измерения величины площади. Измерительные инструменты.
1
2
Соотношение мер площади.
1
3
Преобразование мер площади.
1
Используя калькулятор
4
Понятия «больше - меньше».
1
5
Проверочная работа по теме
«Меры площади»
1
Проверочная работа
Меры объема.
5
6
Единицы измерения величины объема. Способы измерение объема в быту.
1
7
Соотношение мер объема.
1
8
Преобразование мер объема.
1
Используя калькулятор
9
Понятия «больше- меньше»
1
10
Проверочная работа по теме
«Меры объема»
1
Проверочная работа
Меры времени
6
11
Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя. Измерительные приборы.
1
12
Сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам.
1
13
Соотношение мер времени.
1
14
Преобразование мер
времени.
1
Используя калькулятор
15
Понятия «быстрее -медленнее», «раньше - позже».
1
16
Проверочная работа по теме
«Меры времени»
1
Проверочная работа
Обобщение изученного за III четверть
4
17
Обобщающий урок.
1
18-19
Контрольная работа. Работа над ошибками.
2
Используя калькулятор
20
Итоговый урок.
1
IV четверть (16 часов)
-
Контрольные работы: №.11,14.
-
Резервные уроки:
№ п/п темы
Тема урока.
Количество часов
Дата
Примечание
Обыкновенные дроби.
4
1
Правильные и неправильные дроби. Смешанные дроби.
1
2-3
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
2
Легкие случаи
4
Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть
часа = 15 мин, без четверти час = до … осталось
15 мин, полчаса до …,
полчаса спустя, после ….
1
Десятичные дроби.
6
5
Запись, чтение, сравнение
десятичных дробей.
1
6
Запись мер массы, длины,
стоимости десятичными дробями.
1
7-8
Сложение и вычитание десятичных дробей.
2
Используя калькулятор
9-10
Умножение и деление
десятичных дробей.
2
Используя калькулятор
11
Проверочная работа по теме
«Обыкновенные и десятичные дроби»
1
Проверочная работа
Повторение и обобщение.
5
12-13
Обобщение изученного за год.
2
14-15
Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.
2
16
Итоговый урок.
1
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2006 год.
Интернет-сайты:
-
Сеть творческих учителей it-n.ru/
-
debryansk.ru/~lpsch/ - Информационно-методический сайт
-
exponenta.ru/ - Образовательный математический сайт