Урок Проценты на краеведческом материале

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС

  1. Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс

  2. Авторы учебника, учебно - методического комплекса: Мордкович

  3. Тема: Проценты (урок «открытия новых знаний»)

Цель: создать условия для получения и осознания новой учебной информации по теме «Проценты», способствовать осмыслению связей нового материала и жизненных ситуаций

Задачи:

  1. образовательные: познакомить обучающихся с понятием «проценты», сформировать понимание того, что целое принимается за 100%, совершенствовать вычислительные навыки; учить решать простейшие задачи на проценты;

  2. развивающие: активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке приемов ИКТ; способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи; способствовать развитию устной и письменной математической речи;

  3. воспитательные: формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля и оценки своей деятельности; повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.

  1. Время реализации: урок ( 45 минут)

  2. Планируемый результат :

Предметные умения

- сформированность понятия «процент», умение обозначать проценты

- понимание целого как 100%;

- решать простейшие задачи на проценты.

Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- работать по алгоритму, с правилами - ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- использовать знаково-символические записи математического понятия.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности Организационный момент (2 мин)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим небольшую экскурсию по нашему району. Ведь у нашего поселка и у нашего района в этом году юбилейные даты. Знаете ли вы сколько лет нашему поселку? (60) А району? (50)

Подготовка класса к работе.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)

Выявляет уровень знаний.

Начнем нашу экскурсию мы знакомством со следующим текстом.

Шекснинский район по территории находится на 24 месте в области. Его площадь составляет примерно 1/60 общей площади Вологодской области. Лесной фонд Шекснинского района занимает общую площадь 142,9 тыс. га. Запас древесины района 23 100 тыс. м³, из них ½ хвойных деревьев. Допустимая вырубка леса - 263,1 тыс. м³, из них хвойных - 1/4. Подземные воды составляют примерно 1/10 всех водных ресурсов, составляющих более 6000 кубометров воды. Рыбные ресурсы велики - 26 тонн. Охотничьи угодья тоже есть на территории района. Есть и особо охраняемые территории, например, Шеломовское болото. Их площадь составляет около 1/100 части района.

Какие числа вы увидели в тексте? На какие группы их можно разделить?

Что показывают числитель и знаменатель обыкновенной дроби? Как представить обыкновенную дробь в виде десятичной?

Оцените себя. Кому было трудно? У кого не возникло затруднений при выполнении данных заданий.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Устно отвечают на вопросы.

Проводят самооценку.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной цели и задач. Изучение нового материала. (10 мин + 3 мин физминутка)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Итак, в тексте нам встретились обыкновенные дроби. Некоторые из них имеют свои названия. Давайте их вспомним.

Как называют дроби

½ - половина

1/3- треть

¼ - четверть

1/100- ?

Чтобы узнать название этой дроби, решите кроссворд.

  1. Чем отделяется целая часть от дробной в десятичной дроби? (запятая)

  2. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? (правильная)

  3. Чтобы (умножить) десятичную на 10, 100, 1000 и т.д. нужно перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т.д. знака соответственно.

  4. Чтобы найти (целое), нужно число, соответствующее части, разделить на числитель и умножить на знаменатель.

  5. (Знаменатель) дроби показывает показывает, на сколько равных частей поделили целое.

  6. (Числитель) показывает, сколько равных частей взяли.

  7. Царица наук -(математика)

Получают слово ПРОЦЕНТ. (проверка на доске) Составьте слово из выделенных букв. (появляется эмблема и фото) Молодцы, ребята. Оцените свою работу.

Мы выяснили, как называется дробь одна сотая. А теперь сформулируйте тему урока. (проценты.) Давайте сформулируем цель урока. (знакомство с понятием процента и формирование умения решать задачи.) Какие задачи можем мы поставить перед собой для достижения цели?

Задачи поставлены. Можем ли мы справиться с первой задачей? Попробуйте сформулировать определение. Запишите его в тетради. Давайте обратимся к учебнику и проверим, правильно ли вы ответили. А теперь давайте запишем определение с помощью обыкновенной и десятичной дроби.

Прочитайте первую задачу. Итак, справились мы с первой задачей?

Скажите, где вы встречались с этим словом? Где вы могли его слышать?

Тогда перейдем к нашей второй задаче. Скорее всего, вы не только слышали о процентах, возможно, кто-то уже знает, как они обозначаются? Выберите из предложенных значков тот, который, по вашему мнению, используется для записи процентов? 1.+ 2. = 3. > 4.% 5. $ 6/# 7. @

На доске выводится определение и запись с помощью значка.

И мы попадаем в первый пункт нашего путешествия. В кроссворде из выделенных букв вы составили слово ПОСЕЛОК. Наш поселок Шексна будет отправной точкой нашего путешествия.

Я предлагаю вам еще один текст, выпишите из него проценты с помощью значка.

Население поселка Шексна составляет 67 процентов от общей численности населения Шекснинского района. В Шексне много промышленных объектов. Одним из деревообрабатывающих заводов является Шекснинский комбинат древесных плит (его продукция составляет около 30 процентов в общем объеме обрабатывающих производств района). Развита пищевая промышленность: Шекснинский маслозавод, пищекомбинат «Шекснинский» и другие. Их доля в общем объеме производства более 22 процентов.

67%, 30%, 22%

Прочитайте вторую задачу. Справились ли мы с ней?

Выберите слово, которое, на ваш взгляд, лучше всего характеризует 100% - часть, дробь, целое, половина.

Сделайте вывод, продолжив предложение: Число, соответствующее целому, принимают за …(100%)

Продолжаем путешествие и отправляемся в Никольское сельское поселение.

На территории муниципального образования сельское поселение Никольское находится 21 деревня , где проживают 1002 человека , из них в трудоспособном возрасте и пенсионеры - 80%. Сколько процентов детей в Никольском поселении?

Почему вы так считаете? Как вы получили это число?

Подпишите №1 и запишите решение задачи в тетради.
Оцените свою работу. (на полях в тетради поставьте самооценку)

Молодцы! Вы хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Физминутка.

Мы путешествуем пешком(идем на месте). На улице весна. Солнышко пригревает. Потянемся к солнцу. Птички радуются, прилетают из теплых стран ( помахали руками). Снег растаял и кругом лужи.Перепрыгиваем лужу(прыжок на месте). Шагаем дальше по дороге и …..

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.



Письменно заполняют кроссворд.







Получают ключевое слово.

Формулируют тему урока. Записывают тему.

Формулируют задачи.

  1. Сформулировать определение процента.

  2. Научиться записывать проценты.

  3. Научиться применять знания при решении задач.

Формулируют определение.

Процент - это сотая часть числа. (записывают в тетрадь)





Запись.

Называют свои варианты.

Записывают на доске обозначение.





20%



Вывод:

Целое принимаем за 100%. (записать в тетради решение задачи)

100-80=20% - детей

Ответ. 20%

Регулятивные :целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Первичное закрепление

15 мин

И вот мы попадаем в еще одно соседнее поселение- Чуровское.

Чуровский край красив и снежной зимой и жарким летом и звонкой веселой весной и богатой урожаем осенью. Легенда связывает название села Чуровское с языческим Богом-Охранителем Чуром.

  1. В Чуровском поселении количество пенсионеров составляет 20% от общей численности, детей на 3 % меньше. Сколько процентов жителей трудоспособного возраста на территории поселения?

Составьте задачу , используя текст

  1. На территории Чуровского поселения находятся различные населенные пункты, в число которых входят деревни (90% общего количества) , сёла (5%), поселки(5%).

Прочтите третью задачу. Справились ли мы с третьей задачей нашего урока? Оцените свою работу.

Наш край - это не только цифры, но и великолепие природы, прекрасные пейзажи. Давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим на красоты Шекснинской земли.

А теперь проверим, как вы усвоили тему урока?



Называют свои варианты.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, проверка через документ-камеру.

  1. 20-3=17% - дети

  2. 20+17=37% - дети и пенсионеры

  3. 100-37=63% -трудоспособное население.

Ответ: 63%

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа в виде теста

5 мин

Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас вы в паре с соседом отправляетесь в Нифантовское поселение, которое тоже соседствует с нашим поселком.

Для начала повторим Правила работы в парах (распечатаны на столах). Выполните тест в парах. Включите ноутбуки.

  1. Процент - это

Сотая часть числа, десятая часть числа, половина числа

  1. Целое принимают за

100%, 1%, 5%

  1. Реши задачу. Среди населения Нифантовского поселения коренные жители составляют 40%, остальная часть - приезжие. Сколько процентов составляют приезжие от общей численности населения Нифантовского поселения?

  2. Заполни пропуск

В Нифантовском поселении преобладает женское население (52%), а мужское население составляет ... %.

  1. В Нифантовском поселении 33% населения заняты в сельском хозяйстве, 23% в обрабатывающей промышленности, а остальные в сфере обслуживания. Сколько процентов населения работает в сфере обслуживания?

Поднимите руки у кого всё получилось. Кто справился на 5? Что вы узнали о Нифантовском сельском поселении?

Самостоятельная работа в парах, компьютерная проверка.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока) 3 мин

Организует рефлексию. Итак, подведем итог урока. Вспомним, какие задачи мы ставили вначале урока. (называют)

Со всеми ли задачами мы справились? (да)

Что Вам показалось простым? Что показалось сложным? Что интересного ты узнал на уроке?

Наше путешествие по району

Открываем дневники, записываем дз. Домашнее задание. ( на отвороте доски)

Решить №

Узнать, как применяют проценты ваши родители на работе и в быту?

В конверте фото (солнечный и пасмурный день) покажите настроение.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование



© 2010-2022