- Преподавателю
- Математика
- Обобщение опыта работы с одаренными детьми
Обобщение опыта работы с одаренными детьми
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подлужная О.Я. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Через тернии к звездам»
(Система работы с одаренными детьми на уроках математики)
Подлужная Ольга Яковлевна,
учитель математики высшей категории
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье
Самарской области
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренне предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали ли на них внимания или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
-
Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
-
Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
-
Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного и если их информационный голод останется неутомленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
-
На следующем этапе надо развивать в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Творческое мышление одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в математическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, «математические мозги»- способность оперировать математическим материалом при решении задач. Это и помогает выявить способных к математике учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, предлагают свое решение задач, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки и свойства огромного множества математических понятий.
Приоритетная функция учителя математики - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития математической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:
-
личностно- ориентированного обучения;
-
информационно- коммуникационные технологии;
-
технологию исследовательской деятельности;
-
проблемное обучение.
Основные направления в работе с одаренными детьми:
-
Исследовательская деятельность;
-
Проектная деятельность;
-
Спецкурсы;
-
Подготовка учащихся к олимпиаде;
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
-
Автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
-
Коммуникативную - умение вступить в общение;
-
Информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
-
Продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаки одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно.
Проектная деятельность предполагает использование современных источников информации: интернет ресурсов, электронных презентаций. Для этого учащимся необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.
Спецкурсы направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех школьников, которые в первые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, участие в олимпиаде первый шаг к научной деятельности. Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказывать свое превосходство. В современной дидактике все более утверждается деятельностный компетентностный подход. Выстраивая работу с одаренными детьми учитель должен опираться на принципы, которые не позволяют стоять на месте, а побуждают все время двигаться в перед, так как это способствует:
-
Освоение новых технологий;
-
Саморазвитии;
-
Самореализации;
-
Развитию информационной культуры.
Так, результатом своей работы с одаренными детьми считаю выбор учениками по окончании школы специальностей, связанных с математикой( технический университет, педагогический университет, академия путей сообщения, государственный университет, аэрокосмический университет, экономическая академия). Эти ученики в течении нескольких лет работали над проектами занимали призовые места на олимпиадах и конференциях. В прошлом году мои ученики стали финалистами Х -го областного физико-математического праздника в гимназии № 1. Сейчас на смену выпускникам пришла достойная смена. Вместе с ними мы участвуем и в очных , в и заочных олимпиадах -«Кенгуру», «Мультитест», «Олимпус».Второй год ,теперь уже с шестиклассниками, участвуем в межрегиональной олимпиаде «Авангард». Если в прошлом году, из 6 участников-1 победитель и 5 лауреатов, то в этом году участников стало меньше-4,но результат заметно лучше -все они получили дипломы победителей, причем, все -девочки. В этом учебном году мы впервые приняли участие в городской олимпиаде « Забавы Архимеда», которую организует школа им. Наяновой. Межрегиональной олимпиаде «Саммат», которая проходит на базе Технического университета. Среди 4 учащихся, прошедших отборочный тур, и приглашенных для участия в заключительном туре, были эти же шестиклассницы. Будем надеяться, что результаты оправдают наши ожидания.
Список использованной литературы:
-
Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. - 96
-
Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
-
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1. - С. 53 - 56.