Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Через тернии к звездам»

(Система работы с одаренными детьми на уроках математики)

Подлужная Ольга Яковлевна,

учитель математики высшей категории

ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье

Самарской области


Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренне предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали ли на них внимания или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

  1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

  2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.

  3. Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного и если их информационный голод останется неутомленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

  4. На следующем этапе надо развивать в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Творческое мышление одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в математическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, «математические мозги»- способность оперировать математическим материалом при решении задач. Это и помогает выявить способных к математике учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, предлагают свое решение задач, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки и свойства огромного множества математических понятий.

Приоритетная функция учителя математики - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития математической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

  1. личностно- ориентированного обучения;

  2. информационно- коммуникационные технологии;

  3. технологию исследовательской деятельности;

  4. проблемное обучение.

Основные направления в работе с одаренными детьми:

  • Исследовательская деятельность;

  • Проектная деятельность;

  • Спецкурсы;

  • Подготовка учащихся к олимпиаде;

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

  • Автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

  • Коммуникативную - умение вступить в общение;

  • Информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

  • Продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаки одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно.

Проектная деятельность предполагает использование современных источников информации: интернет ресурсов, электронных презентаций. Для этого учащимся необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

Спецкурсы направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех школьников, которые в первые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, участие в олимпиаде первый шаг к научной деятельности. Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказывать свое превосходство. В современной дидактике все более утверждается деятельностный компетентностный подход. Выстраивая работу с одаренными детьми учитель должен опираться на принципы, которые не позволяют стоять на месте, а побуждают все время двигаться в перед, так как это способствует:

  • Освоение новых технологий;

  • Саморазвитии;

  • Самореализации;

  • Развитию информационной культуры.

Так, результатом своей работы с одаренными детьми считаю выбор учениками по окончании школы специальностей, связанных с математикой( технический университет, педагогический университет, академия путей сообщения, государственный университет, аэрокосмический университет, экономическая академия). Эти ученики в течении нескольких лет работали над проектами занимали призовые места на олимпиадах и конференциях. В прошлом году мои ученики стали финалистами Х -го областного физико-математического праздника в гимназии № 1. Сейчас на смену выпускникам пришла достойная смена. Вместе с ними мы участвуем и в очных , в и заочных олимпиадах -«Кенгуру», «Мультитест», «Олимпус».Второй год ,теперь уже с шестиклассниками, участвуем в межрегиональной олимпиаде «Авангард». Если в прошлом году, из 6 участников-1 победитель и 5 лауреатов, то в этом году участников стало меньше-4,но результат заметно лучше -все они получили дипломы победителей, причем, все -девочки. В этом учебном году мы впервые приняли участие в городской олимпиаде « Забавы Архимеда», которую организует школа им. Наяновой. Межрегиональной олимпиаде «Саммат», которая проходит на базе Технического университета. Среди 4 учащихся, прошедших отборочный тур, и приглашенных для участия в заключительном туре, были эти же шестиклассницы. Будем надеяться, что результаты оправдают наши ожидания.

Список использованной литературы:

  • Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. - 96

  • Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

  • Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1. - С. 53 - 56.


© 2010-2022