Рабочая адаптированная основная образовательная программа по математике

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Рабочая адаптированная основная образовательная программа

по математике

7 класс





2014-2015 учебный год






Педагог: Нейман Я. Е.














г. Бикин

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой,

2011. - 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В. Алышевой, Москва «Просвещение», 2005.

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.

Задачи преподавания математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель­ность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терми­нологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятель­ность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 1000 000, об обыкновенных и десятичных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических фигурах (параллелограмм, ромб), о симметричных фигурах.

  • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

  • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

Цели обучения математике:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 7 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение воп­росов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

В 7 классах школьники продолжают знакомиться с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 1 000 000 и числами, полученными при измерении. Устное решение примеров и простых задач с целыми числами, обыкновенными дробями в 7 классе дополняется введением примеров и задач с десятичными дробями.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учителю необходимо постоянно учитывать, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения.

Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.

Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 7 классе учащиеся повторяют материал, изученный ранее: виды линий, взаимное положение прямых на плоскости и в пространстве, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.


Требования к уровню подготовки учащихся


К концу обучения в 7 классе учащиеся должны знать:

- числовой ряд в пределах 1 000 000;

- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;

- элементы десятичной дроби;

- преобразование десятичных дробей;

- место десятичных дробей в нумерационной таблице;

- симметричные предметы, геометрические фигуры;

- виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов, приемы построения.

Учащиеся должны уметь:

- умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;

- читать, записывать десятичные дроби;

- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);

- записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;

- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;

- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;

- решать составные задачи в 3-4 арифметических действия;

-находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.


Содержание учебного материала


Числовой ряд в пределах 1 000 00. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сот­не тысяч в пределах

1 000 000.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (лег­кие случаи) и письменно. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 письменно. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.

Сложение и вычитание чисел, полученных при изме­рении двумя единицами времени, письменно (легкие случаи). Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на однознач­ное число круглые десятки, двузначное число, письменно.

Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сло­жение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение десятичных дро­бей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице.

Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной едини­цами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

Простые арифметические задачи на определение продолжи­тельности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.

Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).

Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии. Построе­ние геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.


Учебно-методические средства обучения рабочей программы


  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. - 224 с..

  2. Учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В.Алышевой, Москва «Просвещение», 2005.

  3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. -4-е изд., перераб. -М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -408 с.: ил. -(коррекционная педагогика).

Дополнительная литература


  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.

  2. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. -М., 1992.

  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
    отсталых дошкольников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,
    1990.- 191 с.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

  5. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.

  6. Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. - М., 2008..

  7. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.


Примерное планирование уроков математики в 7классе

из расчёта 3 ч. в неделю (102 часа)

№ урока

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Практическая работа


1

Нумерация

Нумерация в пределах 1 000 000.

Карточки


1

Устная нумерация в пределах 1 000 000.

Карточки


1

Письменная нумерация в пределах 1 000 000. Чтение и запись чисел.

Карточки


1

Нумерация в пределах 1 000 000. Сравнение чисел.

Карточки


1

Числа полученные при измерении величин

Карточки


1

Меры времени.

Карточки


1

Сложение и вычитание многозначных чисел. 8 часов.

Устное сложение и вычитание.

Карточки


1

Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.

Карточки


1

Письменное сложение и вычитание:

Карточки


1

Письменное сложение.

Карточки


1

Письменное вычитание.

Карточки


1

Нахождение неизвестного слагаемого. Счет по 5, 50, 500, 5 000, 50 000.

Карточки


1

Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

Карточки


1

Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

Карточки


1

Письменное вычитание.

Карточки


1

Умножение и деление на однозначное число.

Устное умножение и деление.

Карточки


1

Письменное умножение и деление.

Карточки


1

Деление с остатком

Карточки


1

Геометрический материал.

Виды линий: прямая, ломанная, кривая, луч, отрезок. Построение отрезков и ломаных линий. Замкнутые и незамкнутые ломаные. Угол. Виды углов.

Карточки


1

Окружность. Круг. Линии в круге. Построение окружности с заданным радиусом или диаметром.

Карточки


1

Умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на 10, 100, 1000

Карточки


1

Деление с остатком на 10, 100,1000

Карточки


1

Обобщающее повторение по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»

Карточки


1

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»

Карточки


1

Работа над ошибками

Карточки


1

Преобразование чисел, полученных при измерении. Замена крупных мер мелкими

Карточки


1

Замена мелких мер крупными.

Карточки


1

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами.

Карточки


1

Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами.

Карточки


1

Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.

Карточки


1

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами массы, длины и стоимости.

Карточки


1

Обобщающее повторение по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»

Карточки


1

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

Карточки


1

Работа над ошибками.

Карточки


1

Умножение и деление чисел, полученных при измерении на однозначное число

Карточки


1

Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000.

Карточки

24.11

25.11

1

Умножение и деление на круглые десятки.

Устное умножение и деление числа на круглые десятки. Кратное и разностное сравнение чисел

Карточки

26.11

1

Письменное умножение на круглые десятки.

Карточки

27.11

1

Решение задач.

Карточки

02.12

1

Письменное деление на круглые десятки.

Карточки

03.12

1

Решение задач.

Карточки

04.12

1

Деление с остатком на круглые десятки.

Карточки

09.12

1

Обобщающее повторение по теме «Умножение и деление на круглые десятки»

Карточки

10.12

1

Контрольная работа по теме «Умножение чисел, полученных при измерении»

Карточки

11.12

1

Работа над ошибками. Меры времени.

Карточки

16.12

1

Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки.

Карточки

17.12

1

Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки.

Карточки

18.12

1

Закрепление. Решение задач.

Карточки

23.12

1

Самостоятельная работа.

Карточки

24.12

1

Геометрический материал.

Многоугольники. Классификация многоугольников. Построение геометрических фигур.

Карточки

25.12

1

Треугольник. Высота треугольника. Параллелограмм. Высота параллелограмма. Свойства элементов. Ромб. Свойства элементов.

Карточки

13.01

1

Умножение на двузначное число.

Умножение на двузначное число.

Карточки

14.01

1

Закрепление. Решение задач.

Карточки

15.01

1

Решение примеров на несколько действий

Карточки

20.01

1

Решение задач в 3 действия.

Карточки

21.01

1

Составление задач по краткой записи и её решение.

Карточки

22.01

1

Обобщающее повторение по теме «Умножение на двузначное число».

Карточки

27.01

1

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное число».

Карточки

28.01

1

Работа над ошибками.

Карточки

29.01

1

Деление на двузначное число.

Деление на однозначное число. Деление с остатком на двузначное число

Карточки

03.02

1

Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число

Карточки

04.02

1

Закрепление. Решение задач.

Карточки

05.02

1

Правило деления на двузначное число.

Карточки

10.02

1

Закрепление. Решение задач.

Карточки

11.02

1

Нахождение во сколько раз одно число больше (меньше) другого. Решение задач

Карточки

12.02

1

Нахождение части числа. Решение задач.

Карточки

17.02

1

Увеличить (уменьшить) число в несколько раз. Решение задач.

Карточки

18.02

1

Обыкновенные дроби.

Карточки

19.02

1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

Карточки

24.02

1

Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю.

Карточки

25.02

1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Карточки

26.02

1

Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей.

Карточки

03.03

1

Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей.

Карточки

04.03

1

Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.

Карточки

05.03

1

Сравнение десятичных долей и дробей.

Карточки

10.03

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Карточки

11.03

1

Сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа.

Карточки

12.03

1

Геометрический материал.

Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии.

Карточки

07.04

1

Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси.

Карточки

08.04

1

Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно центра симметрии.

Карточки

09.04

1

Построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.

Карточки

14.04

1

Нахождение десятичной дроби от числа.

Карточки

15.04

1

Меры времени

Карточки

16.04

1

Задачи на движение.

Карточки

21.04

1

Обобщающее повторение по теме «Десятичные дроби».

Карточки

22.04

1

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Карточки

23.04

1

Работа над ошибками. Нахождение десятичной дроби от числа.

Карточки

28.04

1

Геометрический материал.

Масштаб. Многоугольники. Нахождение периметра геометрических фигур.

Карточки

29.04

1

Повторение

Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000.

Карточки

30.04

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 с помощью калькулятора.

Карточки

05.05

1

Умножение и деление на однозначное число.

Карточки

06.05

1

Умножение и деление на круглые десятки.

Карточки

07.05

1

Умножение и деление на двузначное число.

Карточки

12.05

1

Деление с остатком.

Карточки

13.05

1

Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени.

Карточки

14.05

1

Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице.

Карточки

19.05

1

Умножение и деление на однозначное и двузначное число, чисел полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы.

Карточки

20.05

1

Умножение и деление на однозначное и двузначное число, чисел полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы. Самостоятельная работа.

Карточки

21.05

1

Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю.

Карточки

26.05

1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Карточки

27.05

1

Итоговая контрольная работа

Карточки

28.05

1

Работа над ошибками

Карточки






© 2010-2022