• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка УП на тему Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения

Методическая разработка УП на тему Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения

Тема: Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения Цели: Обучающая: формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта Развивающая: Развитиесамостоятельности, творческого начала, навыков умственного труда, умение находить главное, существенное, умение классифицировать отдельные признаки, симптомы, показатели. Воспитывающая: формирование у обучающихся устойчивого интереса к профессии, ответственности за...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»














Методическая разработка учебной практики

по ПМ.01 Диагностическая деятельность

Тема: Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения

специальность 060101 Лечебное дело

(углубленный уровень подготовки)






























Купино 2014

План занятия



Тема: Применение методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения, мочеотделения

Цели:

Обучающая: формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта

Развивающая: Развитие самостоятельности, творческого начала, навыков умственного труда, умение находить главное, существенное, умение классифицировать отдельные признаки, симптомы, показатели.

Воспитывающая: формирование у обучающихся устойчивого интереса к профессии, ответственности за результаты своей работы, умение работать в коллективе.

Мотивация: Диагностика и постановка предварительного диагноза является очень важным и наиболее сложным видом профессиональной деятельности медицинского работника и требует глубоких знаний по диагностике заболеваний пациентов разных возрастных групп, специальных знаний, навыков, умений, формирование первоначального практического опыта обследования пациента, интерпретации лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Время

Алгоритм проведения занятия учебной практики в ЛПУ

Деятельность руководителя

Деятельность обучающегося

Задание

1 этап

Организационный

15 мин

1. Организационный момент

2. Внешний вид, дневник

3. Объявление темы. Целевая установка. Актуализация опыта

4. Задание

1. Отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность студентов к занятию

2. Оценка внешнего вида студентов.

3. Объявление темы, целей занятия. Мотивация студентов для усвоения материала

1. Соблюдение правил внутреннего распорядка

2 этап

Основной

220 мин

1. Контроль выполнения задания

2. Взаимодействие руководителя и обучающегося: методическая помощь обучающемуся при выполнении задания

1. Объяснение, помощь и контроль при планировании обследования пациента с заболеваниями органов дыхания и кровообращения

2. Объяснение, помощь и контроль при осуществлении сбора анамнеза у пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения

3. Объяснение, помощь и контроль применения различных методов обследования пациента при заболеваниях органов дыхания и кровообращения

4. Объяснение, помощь и контроль при интерпретации результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики

5. Объяснение, помощь и контроль при формулировании предварительного диагноза

6. Объяснение, помощь и контроль при оформлении медицинской документации

1. Соблюдение алгоритма при планировании обследования пациентов; обоснованность и точность плана обследования пациентов

2. Соблюдение алгоритма проведения диагностического исследования пациентов;

точность выбора методов диагностического исследования пациентов;

правильность выполнения диагностического исследования пациентов;

3. Правильность, точность, обоснованность постановки предварительного диагноза

4. Грамотность и точность оформления медицинской документации;

соответствие требованиям оформления медицинской документации.

Курация пациентов (приложение №1).

Учебная история болезни (приложение №2)

Задачи (приложение №3)

3 этап

Заключительный

35 мин

1. Оценка выполненного задания, обсуждение, анализ

2. Проверка дневника практики

Контроль выполненного задания, проведение анализа. Обсуждение результатов.

Проверка и оценивание дневника практики

Обсуждение выполненного задания, работа над ошибками.

Критерии оценивания (приложение №4)


Приложение №1

Задания для отработки практических умений


  1. Составление плана обследования детей с заболеваниями органов пищеварения

  2. Осуществление сбора анамнеза у детей с заболеваниями органов пищеварения

  3. Применение объективных, дополнительных методов обследования детей с заболеваниями органов пищеварения

  4. Интерпретация результатов лабораторных методов диагностики детей с заболеваниями органов пищеварения

  5. Интерпретация результатов инструментальных методов диагностики детей с заболеваниями органов пищеварения

  6. Постановка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями

  7. Оформление медицинской документации

  8. Составление плана обследования детей с заболеваниями органов мочеотделения

  9. Осуществление сбора анамнеза у детей с заболеваниями органов мочеотделения

  10. Применение объективных, дополнительных методов обследования детей с заболеваниями органов мочеотделения

  11. Интерпретация результатов лабораторных методов диагностики детей с заболеваниями органов мочеотделения

  12. Интерпретация результатов инструментальных методов диагностики детей с заболеваниями органов мочеотделения

  13. Постановка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями

  14. Оформление медицинской документации



























Приложение №2

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»











УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ

СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО


УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

По профессиональному модулю

Диагностическая деятельность











Выполнил(а) студент(ка)

Ф.И.О____________________

Группа № _______________ Курс __________________ _ Специальность____________ Методический руководитель

Оценка___________________














Купино 20___ г

ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ



  1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________

2. Пол _________ Рост ____________ Вес __________

3. Возраст ________________________________________

(полных лет, для детей до 1 года - месяцев, до 1 месяца - дней)

4. Дата время и поступления ___________________________________________

5. Дата и время выписки _______________________________________________

6. Отделение ____________________________ Палата № ____________

7. Проведено койко - дней ________________________

8. Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть)

9. Группа крови __________ Резус принадлежности ________________

10. Побочные средства лекарств (непереносимость)_____________________________________________________________________________

11. Постоянное место жительства: (город, село) _____________________________________________________________________________________________

(вписать адрес, указать для приезжих, область, район, населенный пункт, адрес родственников, номер телефона)

12. Место работы, должность __________________________________________________________________

(для учащихся - место учебы)

13. Кем доставлен больной __________________________________________________________________

(название лечебного учреждения)


  1. Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет (подчеркнуть).


  1. Через сколько часов _______ после начала заболевания больной госпитализирован в плановом порядке.

Причины обращения: _________________________________________________________________

Источники информации: __________________________________________________________________

(пациент, родственники, медицинский персонал)


Жалобы пациента в настоящее время __________________________________________________________________

Анамнез болезни:

- когда началось заболевание________________________________________

- как началось ____________________________________________________

- как протекало ___________________________________________________

- проводимые исследования __________________________________________________________________

- лечение и его эффективность __________________________________________________________________

- причины заболевания __________________________________________________________________

История жизни

  1. Условия, в которых рос и развивался человек: __________________________________________________________________

2. Трудовая деятельность - возраст, условия труда:

профессиональная вредность ________________________________________ __________________________________________________________________

3. Перенесенные заболевания, операции, травмы __________________________________________________________________

(гепатит, туберкулез, венерические заболевания)

4. Аллергоанамнез:

- непереносимость пищи __________________________________________________________________

- непереносимость лекарств __________________________________________________________________

- непереносимость бытовой техники __________________________________________________________________

5. Особенности питания (что переносит плохо, что предпочитает) __________________________________________________________________

6. Курит ли: возраст, сколько сигарет в день: __________________________________________________________________

7. Отношение к алкоголю: не употребляет, умеренно употребляет, избыточно (подчеркнуть) _____________________________________________________________________________________________

8. Духовный статус: образ жизни (культура, вероисповедание, развлечения, отдых, родной язык)

9. Социальный статус: (роль в семье, на работе, финансовое положение) ____________________________________________________________________________________________

10. Наследственность (наличие у кровных родственников диабета, высокого давления, заболеваний сердца, инсульта, ожирения, туберкулеза, анемий, заболеваний желудка, почек, печени, щитовидной железы) __





















Оценка состояния пациента в период лечения


Дата







Лечебный стол







  1. Состояние:

(удовлетворительное, средней тяжести,

крайней тяжести)







2. Сознание:

(ясное, спутанное, отсутствует)







3. Положение в постели:

(активное, пассивное, вынужденное)







4. Окраска кожных покровов:







5. Лимфатические узлы увеличены:

(да, нет)







6. Температура тела:

- утро

- вечер














7. Частота

дыхательных

движений:







8. Пульс:







9. АД:

- на правой руке

- на левой руке













10. Деформация

скелета: (да, нет)







11. Деформация

суставов: (да, нет)







12. Атрофия мышц:

(да, нет)







13. Язык обложен:

(да, нет)







  1. Аппетит:

изменен: (да, нет)







  1. Рвота: (да, нет,

кратность в сутки)







  1. Стул:

(оформлен, запор, понос, недержание)







17. Живот обычной

формы: (да, нет)







18. Мочеиспускание:

(свободное, затрудненное,

болезненное, учащенное)







19. Отеки: (да, нет)







20. Сон: (требуются

снотворные да, нет)







21. Парезы,

параличи (да, нет)







22. Дополнительная активность:

(самостоятельно, костыли, трость, каталка, кресло)







23. Кашель, мокрота (цвет,

количество, запах)







24. Одышка (тахипноэ,

брадипноэ)







25. Глотание (нормальное, затрудненное,

отсутствует)







Обоснование: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(на основании жалоб, анамнеза жизни и заболевания, объективных данных, перечислить их)

Предварительный диагноз: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая программа: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(план обследования)

Приложение №3

Задача №1. Мальчик, 13 лет, поступил в стационар с жалобами на боли в эпигастральной области. Перед поступлением в больницу была рвота "кофейной гущей", после чего боли стихли, но появились слабость, сердцебиение, головокружение, шум в ушах.

При осмотре: бледность кожных покровов, А/Д снижено, РS 110 в мин, при пальпации живота - напряжение мышц в эпигастральной области.

Задания

  1. Составьте план обследования пациента

  2. Осуществите сбор анамнеза

  3. Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями

  4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента

  5. Оформите медицинскую документацию

Задача №2

Боря Е., 15 лет, обратился в поликлинику с жалобами на длительные, приступообразные, иногда сверлящие боли в животе с длительностью до 1-2 часов, обычно на голодный желудок. Частые ночные боли. Облегчение приносит прием пищи. Длительность периода болей около 1 месяца. Аппетит не нарушен.

Из семейного анамнеза выяснено, что у деда по материнской линии язвенная болезнь желудка, у матери эрозивный гастрит.

Объективно: самочувствие удовлетворительное. Подкожно-жировой слой истончен. Лимфоузлы не увеличены. Носовое дыхание не нарушено. Пальпация, перкуссия, аускультация изменений со стороны органов дыхания не выявили. Область сердца не изменена и границы не расширены. Тоны приглушены, ритмичные. А/Д 110/60 мм.рт.ст на обеих руках. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии и в области пупка. Печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеспускание не нарушены.

Общие анализы мочи и крови без патологии. Азотовыделительная функция не нарушена. Отклонений в белковом спектре крови, уровне липидов и сахара крови нет. Рентгенологическое исследование желудка с сульфатом бария симптом "ниши" в антральном отделе желудка.

Задания

  1. Составьте план обследования пациента

  2. Осуществите сбор анамнеза

  3. Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями

  4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента

  5. Оформите медицинскую документацию

Задача №3. Девочка , 13 лет, обратилась на консультацию к нефрологу с жалобами на избыточную массу тела, появление в анализах мочи большого количества белка при попытке отказаться от приема глюкокортикоидов. Больна с 3-х лет, когда после перенесенной ангины появились отеки, олигурия и протеинурия до 14 г/л. С тех пор постоянно получает 15 мг преднизолона в сутки.

Объективно: самочувствие удовлетворительное. Кожа лица красная, на лбу, бедрах и боковой поверхности живота цианотичные стрии. Подкожно-жировой слой развит неравномерно: избыточное отложение в области лица, шеи, груди, живота. Лимфоузлы не увеличены. Носовое дыхание не нарушено. Пальпация, перкуссия и аускультация изменений со стороны органов дыхания не выявили. Область сердца не изменена и границы не расширены. Тоны ясные, ритмичные. А/Д 115/60 мм рт ст. на обеих руках. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеспускание не нарушены.

В общих анализах мочи без патологии. Азотовыделительная функция не нарушена. Отклонений в белковом спектре крови, уровне липидов и сахара крови нет.

Задания

  1. Составьте план обследования пациента

  2. Осуществите сбор анамнеза

  3. Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями

  4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента

  5. Оформите медицинскую документацию

Задача №4. Мама, с девочкой 2,5 лет, обратилась к участковому врачу по поводу учащенного и болезненного мочеиспускания у ребенка, болей в животе и повышения температуры до 37,5º С. Осмотрена хирургом, хирургическая патология исключена. Эти симптомы наблюдались в течение года дважды, и после обследования был выставлен диагноз "цистит". Лечение проводилось амбулаторно. В анамнезе частые простудные заболевания (7 раз ОРЗ за последний год). Родители здоровы, но у бабушки со стороны мамы заболевание почек.

Объективно: масса 11,5 кг, длина 85 см. Состояние удовлетворительное. Астеническое телосложение. Кожа и видимые слизистые чистые. Лимфоузлы: тонзиллярные безболезненные, размером до 0,8 см, не спаянные с окружающей тканью. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Над легкими перкуторный звук легочной, выслушивается пуэрильное дыхание. Границы сердца соответствуют возрасту. Тоны ясные, ритмичные. Живот мягкий, болезненный над лоном. Печень и селезенка не увеличены. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Мочеспускание болезненное, 15 раз в день.

В общем анализе мочиреакция щелочная, относительная плотность мочи 1012, мутная, лейкоциты 20-25, плоский эпителий 3-5 в поле зрения. Анализ крови: СОЭ-25 мм в час, Л-12х109 /л, Нв-108 г/л. Проба Зимницкого: дневной диурез 300 мл, ночной диурез 500 мл, колебания удельного веса 1005-1012.

УЗИ почек: размеры соответствуют возрасту, положение и подвижность обычные, отмечается уплотнение чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.

Задания

  1. Составьте план обследования пациента

  2. Осуществите сбор анамнеза

  3. Поставьте предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями

  4. Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента

  5. Оформите медицинскую документацию



Приложение №4

Критерии оценивания

5 (отлично) ставится в случае:

- комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями без нарушений.

- оформление дневника в срок, в полном объеме, эстетично, записи грамотны, логичны. Студент описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., то есть все, что видел, наблюдал, изучал, самостоятельно проделывал обучающийся, с указанием объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.

4 (хорошо) ставится в случае:

- комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями с незначительными ошибками по оформлению.

- дневник оформлен полностью, с опозданием на 1-2 дня, записи с грамматическими ошибками, краткие не логичные, последовательные. Студент не в полном объеме описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., то есть все, что видел, наблюдал, изучал, самостоятельно проделывал обучающийся, с указанием объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.

3 (удовлетворительно) ставится в случае:

- затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение диагностической программы; при заполнении медицинской документации студент испытывает затруднения, устраняет их при помощи преподавателя.

- дневник оформлен в полном объеме с задержкой на 3-5 дней, записи краткие, непоследовательные, с грамматическими ошибками, небрежные. Студент не в полном объеме описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, отсутствуют рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., без указания объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.

2 (неудовлетворительно) ставится в случае:

- неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется не в соответствии с требованиями, студент не может самостоятельно исправить ошибки указанные преподавателем.

- дневник не оформлен в соответствии с требованиями, либо отсутствует, записи с грамматическими ошибками, краткие не логичные, непоследовательные. Студент не описывает методики способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д, отсутствуют рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., без указания объема проведенной обучающимся самостоятельной работы. В дневнике лишь перечисляются методики, манипуляции, приборы и т.д впервые увиденные студентом на данном занятии.



















































Эталон ответов

Задача№ 1

1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:

I этап - обследование при помощи основных методов:

  • Расспрос (субъективный метод)

  • Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • Обоснование предварительного диагноза

II этап - обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:

  • Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов

  • Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)

2. Сбор анамнеза - расспрос

Расспрос - метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:

Общая схема расспроса включает:

  • Паспортные данные;

  • Анализ жалоб пациента;

  • Анамнез заболевания;

  • Анамнез жизни.

Основные требования при анамнезе заболевания - раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:

  • Начало;

  • Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;

  • Предшествующее лечение.

Анамнез жизни включает пять разделов:

  • Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);

  • Материально-бытовые условия его жизни;

  • Экспертно-трудовой анамнез;

  • Аллергологический анамнез;

  • Наследственный анамнез

3.  Предположительный диагноз: язвенная болезнь желудка, осложнившаяся кровотечением. Заключение дано на основании жалоб и объективного обследования: рвота "кофейной гущей", головокружение, слабость, бледность кожных покровов, тахикардия, снижение А/Д, болезненность, напряжение мышц в эпигастральной области.

4.  Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента -  план диагностического исследования в стационаре:

а) общий анализ крови, мочи;

б) фиброгастроскопия желудка - для определения характера язвенного дефекта слизистой оболочки желудка.

Задача№2

1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:

I этап - обследование при помощи основных методов:

  • Расспрос (субъективный метод)

  • Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • Обоснование предварительного диагноза

II этап - обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:

  • Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов

  • Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)

2. Сбор анамнеза - расспрос

Расспрос - метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:

Общая схема расспроса включает:

  • Паспортные данные;

  • Анализ жалоб пациента;

  • Анамнез заболевания;

  • Анамнез жизни.

Основные требования при анамнезе заболевания - раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:

  • Начало;

  • Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;

  • Предшествующее лечение.

Анамнез жизни включает пять разделов:

  • Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);

  • Материально-бытовые условия его жизни;

  • Экспертно-трудовой анамнез;

  • Аллергологический анамнез;

  • Наследственный анамнез

3. Предположительный диагноз - язвенная болезнь желудка.

Заключение основано на данных:

  • анамнеза заболевания и жалоб: длительные, приступообразные, иногда сверлящие боли, чаще на голодный желудок, ночные боли и облегчение после приема пищи; болевой синдром около месяца;

  • семейного анамнеза: у матери больного эрозивный гастрит, у деда по материнской линии язвенная болезнь желудка;

  • объективного осмотра: подкожно-жировой слой истончен, при пальпации живота определяется болезненность в эпигастральной области и в области пупка;

  • при рентгенологическом исследовании желудка обнаружен симптом "ниши" в антральном отделе желудка.

Дополнительными симптомами при язвенной болезни могут быть выраженные диспепсические расстройства: изжога, отрыжка, тошнота, рвота, запоры; наличие скрытой крови в кале, а также астеноневротический синдром: нарушение сна, головная боль, раздражительность, плаксивость.

4.  Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - с целью уточнения диагноза язвенной болезни необходимо провести:

  • эндоскопическое исследование желудка для определения характера язвенного дефекта слизистой оболочки (ФГДС);

  • определение скрытой крови в кале методом Грегерсена;

  • фракционное желудочное зондирование для определения кислотности желудочного содержимого, которая у детей в возрасте 10-15 лет чаще бывает высокой.

Задача№ 3

1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:

I этап - обследование при помощи основных методов:

  • Расспрос (субъективный метод)

  • Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • Обоснование предварительного диагноза

II этап - обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:

  • Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов

  • Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)

2. Сбор анамнеза - расспрос

Расспрос - метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:

Общая схема расспроса включает:

  • Паспортные данные;

  • Анализ жалоб пациента;

  • Анамнез заболевания;

  • Анамнез жизни.

Основные требования при анамнезе заболевания - раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:

  • Начало;

  • Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;

  • Предшествующее лечение.

Анамнез жизни включает пять разделов:

  • Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);

  • Материально-бытовые условия его жизни;

  • Экспертно-трудовой анамнез;

  • Аллергологический анамнез;

  • Наследственный анамнез

3. Предположительный диагноз - хронический гломерулонефрит, гормонозависимый, без нарушения функции почек. Заключение основано на данных анамнеза заболевания: в анализах мочи появление большого количества белка при попытке отказаться от приема глюкокортикоидов, состоит на учете у нефролога с 3-х лет после перенесенной ангины, появились отеки, олигоурия и протеинурия до 14 г/л. Постоянно получала преднизолон по 15 мг в сутки. Объективные данные: кожа лица красная, на кожной поверхности отмечаются цианотичные стрии, избыточно развит подкожно-жировой слой. Изменения со стороны органов дыхания и сердца не выявлены. Стул и мочеиспускание не нарушены, анализ мочи без патологии. Биохимический анализ крови без изменений.

 Дополнительные симптомы, которые могут быть выявлены при данном заболевании:

  • боли в животе и пояснице;

  • микро и макрогематурия, появление мочи цвета "мясных помоев";

  • повышение А/Д;

  • дизурия;

  • гипертрофия миокарда;

  • появление кушингоидного сидрома;

4.  Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - общий анализ крови и мочи, анализы мочи по Зимницкому и Аддису-Каковскому, суточная экскреция белка, биохимический анализ крови (общий белок и его фракций, мочевины, остаточного азота, креатинина, СРБ, холестерина, сиаловых кислот), клиренс креатинина, коагулограмма, УЗИ почек и иммунограмма, экскреторная урография, консультация ЛОР, генетика, уролога, биопсия почек по показаниям.

Задача№ 4

1. При обследовании больного необходимо соблюдать следующие этапы:

I этап - обследование при помощи основных методов:

  • Расспрос (субъективный метод)

  • Объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • Обоснование предварительного диагноза

II этап - обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения предположительного диагноза и дифференциальной диагностики:

  • Составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов

  • Обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание его осложнения и сопутствующие болезни)

2. Сбор анамнеза - расспрос

Расспрос - метод исследования основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также о его переживаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам:

Общая схема расспроса включает:

  • Паспортные данные;

  • Анализ жалоб пациента;

  • Анамнез заболевания;

  • Анамнез жизни.

Основные требования при анамнезе заболевания - раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Анамнез заболевания включает три раздела:

  • Начало;

  • Результат проведения лабораторно-инструментальных исследований;

  • Предшествующее лечение.

Анамнез жизни включает пять разделов:

  • Физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);

  • Материально-бытовые условия его жизни;

  • Экспертно-трудовой анамнез;

  • Аллергологический анамнез;

  • Наследственный анамнез

3. Предположительный диагноз - у больной заболевание мочевой системы - хронический пиелонефрит на фоне врожденной патологии почек.

Заключение основано на данных анамнеза и жалоб, типичных для данного заболевания:

  • учащенное и болезненное мочеиспускание;

  • боли в животе, повышение температуры тела;

  • симптомы наблюдались в течение года.

В анамнезе жизни частые простудные заболевания, у бабушки со стороны матери заболевание почек.

Данные объективного обследования: ребенок астенического телосложения, в массе отстает от нормы, живот при пальпации болезнен над лоном, положительный симптом Пастернацкого с обеих сторон; учащено мочеспускание до 15 раз;

Лабораторные данные в анализах мочи: (общий, проба по Зимницкому), низкий удельный вес, лейкоцитурия; никтурия. В крови повышена СОЭ до 25 мм/час, незначительный лейкоцитоз, снижен гемоглобин.

При обследовании на УЗИ отмечается уплотнение чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.

4.  Примените объективные, дополнительные методы обследования пациента - для уточнения диагноза необходимо проверить наличие отеков (отечности век, голеней), проводить контроль А/Д.

  В стационаре необходимо провести: анализы мочи по Нечипоренко, Аддису-Каковскомудля исследования осадка мочи и подсчета форменных элементов; функциональную пробу по Зимницкому, отражающую сниженную способность почек концентрировать мочу. Информативны рентгеноурологические методы обследования -экскреторная урография, микционная цистоурография, выявляющие размер, контуры и расположение почек, неравномерность поражения их паренхимы, рефлюксы и иные препятствия к оттоку мочи. Необходимо провести бактериологическое исследование мочи, чувствительность к антибиотикам; постоянно следить за артериальным давлением и количеством выпитой и выделенной жидкости.


© 2010-2022