- Преподавателю
- Математика
- Мониторинг, как способ подготовки учащихся к итоговой аттестации
Мониторинг, как способ подготовки учащихся к итоговой аттестации
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Л.В. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мониторинг, как способ
подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Получить объективные источники информации, позволяющие оценить эффективность образовательных систем и процессов можно в процессе мониторинга качества образования.
Можно сказать, что мониторинг планируемых результатов в соответствии с действующими государственными стандартами ведет каждый учитель и отражает его в виде текущих и итоговых отметок в классном журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная работа начинается анализом предыдущей контрольной работы и завершается анализом результативности текущей.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, зачеты, тесты, контрольные работы, продукты индивидуальной творческой работы, система домашних работ.
Зачем осложнять жизнь учителю и придумывать еще какой-то мониторинг?
Недостатки данной системы оценивания:
-
Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;
-
Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок -«неуд», выучил - положительная отметка;
-
Результаты учащихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке и т.д.) выставляются в журнал. Учитель может выставить или не выставить неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах младшего и среднего звена на уроке математики плюс дома в общей сложности ученик получает три- четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;
-
Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимися, не усвоившим тему, еще раз так как уровень учащихся различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через дополнительные занятия;
-
Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;
-
Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно снизят свой потенциал.
Мониторинг же представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого я использую для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:
- достигается ли цель образовательного процесса;
- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
-соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
Существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Основой мониторинга по математике является уровни планируемых результатов обучения, в соответствии с действующими государственными стандартами.
- минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
- общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
-продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными и латентными ассоциативными связями).
Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест, так как данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.
Ведущая роль теста обусловлена его характерными особенностями:
-
Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом. В тесте представляется возможным разложение содержания на четко определенные структурные элементы, определяющие ключевые понятия тем и разделов учебного материала.
-
Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала, так как позволяет представлять материал на разных уровнях структуры знаний (узнавания, понимания, применения).
-
Тест является инструментом, предполагающий объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значение этих показателей зафиксированы в шкале оценок выполнения теста.
-
Тест является стандартизированные инструментом с точки зрения проведения. Стандартизация процедуры тестирования достигается за счет тщательной проработки полного комплекса соответствующих инструкций, а так же контроля за строгим соблюдением регламента в отношениях между учениками и проводящими тестирование со стороны независимых экспертов- наблюдателей. Контроль за соблюдением инструкций призван обеспечивать соблюдение единых требований и ставить всех участников тестирования в равные условия. При этом проведение тестирования не требует обязательного присутствия специалистов- предметников, что позволяет в полной мере говорить о возможности проведения независимых контролирующих процедур.
-
Использование тестовых технологий при проведении контроля знаний, умений и навыков учащихся продиктовано также необходимостью подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.
Для повышения математического образования в Липецкой области региональным Центром мониторинга и оценки качества образования в прошлом учебном году был мониторинг качества образования по математике, направленный на диагностику освоения образовательных программ по математике для своевременного выявления на уровне образовательных организаций проблемных зон в преподавании математики и их устранения. Мониторинг проводился по заявкам школ на добровольной основе.
В рамках мониторинга проводились две тестовые работы по математике для обучающихся 10-х классов.
Назначение тестовых работ - оценить уровень учебных достижений по математике обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций с целью выявления соответствия требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике и готовности обучения в старшей школе.
Содержание тестовой работы определялось на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Краткий анализ результатов выполнения тестовой работы
Слайд.
После оценивания уровня учебных достижений учащихся по математике проводится кропотливая работа учителя, которая заключается в следующем:
-проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с нормативными показателями, установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно - развивающей работы.
В качестве промежуточного контроля я провожу диагностические работы по материалам Стат Грауа .промежуточный анализ результатов мониторинга создаёт для более эффективного осуществления дальнейшей коррекционной работы, помогает мне уточнить выбор средств и методов этой работы, исправить возможные недостатки.
Слайд.
Уже сегодня, благодаря мониторингу можно подвести какие - то промежуточные результаты подготовки учащихся 11 класса к ГИА. В октябре 11 класс участвовал во всероссийской апробации тестовых работ по математике, рекомендуемых для проведения ГИА 2015 г. Все учащиеся (21 ч.) успешно выполнили данную работу.
Слайд.
И в заключении хотелось бы пожелать:
-каждому члену педагогического коллектива включиться в мониторинг, способствующий повышению профессиональной компетентности.
-методическим объединениям разработать формы и методы мониторинговых исследований согласно особенностям преподаваемых предметов.