Анализ учебника по математике для 5 классаЕ. А. Бунимович, Г. В Дорофеев и др

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Издательство «Просвещение»








Дневник учителя


2015-2016 учебный год


















Москва




Дневник учителя

Фамилия, имя, отчество Поворова Татьяна Алексеевна

Регион, город, школа г. Тамбов МАОУ СОШ N24

Анализ учебника по математике для 5 класса

предмет


Канд.ред.наук Е.А. Бунимович, д-р физ.-мат. Наук Г.В Дорофеев и др

автор(ы), название, выходные данные

Учебник предназначен для учащихся общеобразовательный класс

специфика контингента учащихся

Написан в соответствии с программой, разработанной к учебно-методическим комплексам « Сферы» по математике для 5-6 классов(Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С Минаева и др.)

рассчитанной на 170 часов.

Используется для преподавания курса математика в 5классе учащимся

предмет

Общеобразовательном классе

специфика контингента учащихся

в объеме 170 часов.

кол-во часов на предмет по учебному плану школы

Методические рекомендации

по оценке учебной литературы учителем - экспериментатором в ходе ее апробации

Уважаемый коллега!

Оценка учебника учителем в ходе его апробации фиксируется в дневнике учителя-экспериментатора общеобразовательной школы

Общая оценка учебника в ходе апробации основывается на анализе:

1) текста отдельных параграфов и глав, соответствия содержания учебника ФГОС НОО/ООО;

2) методической схемы учебника;

3) дидактического аппарата учебника;

4) учебных достижений учащихся при обучении по данному учебнику.


  1. Оценка текста учебника (структура, содержание, язык)

Оценка текста учебника включает оценку структуры материала по отдельным главам и в целом структуры, содержания, языка изложения учебника. В заключение следует сделать выводы относительно:

  • достаточности (избыточности, недостаточности) учебного материала;

  • наличии социально и личностно значимого содержания или его отсутствии, «наукообразии» текстов;

  • наличии (отсутствии, недостаточности) доступных интересных текстов;

  • достаточности (недостаточности, отсутствии) заданий и текстов, расширяющих кругозор учащихся, развивающих их познавательные возможности;

  • удачном (неудачном) выборе языковых средств, лексике учебника;

  • удачном (неудачном) подборе иллюстративного ряда;

  • возможности (невозможности) использования учебника для обучения широкого круга учащихся с различными познавательными возможностями и интересами.

Фиксация особенностей изложения отдельных глав учебника в «Дневнике» позволит облегчить Вам эту работу.

Оценка текста главы включает мнение по его структуре, содержанию, используемым языковым средствам. По мере изучения темы особо фиксируются данные по научному уровню изложения:

  • обоснованность использования предложенного в учебнике научного аппарата (фактологических сведений, понятийного аппарата, обоснований, аргументации и доказательств, рассуждений, пояснений и т.п.); его соответствие современным общепринятым трактовкам и подходам;

  • аккуратность в изложении материала (наличие/отсутствие фактических, смысловых, логических ошибок, небрежности изложения, неточности формулировок и т.п.).

Оценка доступности текста проводится с точки зрения его соответствия:

  • возрастным познавательным возможностям учащихся;

  • стоящим учебным целям (отмечается излишняя упрощенность или усложненность текста).

При оценке текста главы следует также оценить познавательность, значимость материала, занимательность изложения, отметив

  • емкость, полноту и лаконичность изложения или же чрезмерную детализацию текста;

  • яркость и образность изложения или же сухость и наукообразие текста;

  • представляют ли содержание и языковые особенности текста интерес для учащихся, вызывают ли у них эмоциональный отклик.

ВНИМАНИЕ! В дневнике следует давать ссылку на расположение анализируемого материала в учебнике, например: «Неоправданно усложнено введение понятия «ХХХ», с. 35, абзац 4».

При этом важно отразить конкретный материал, который в большей степени способствовал достижению учебных успехов учащихся.


  1. Оценка методической схемы учебника. Замечания к методологической схеме и методике изложения

В итоговом заключении необходимо сделать вывод о педагогической целесообразности и эффективности избранных автором (авторами) методологической и методической схем, в частности указать:

  • педагогические «сверхзадачи», решаемые автором (авторами) путем использования избранной схемы (например, активизация самостоятельной познавательной деятельности, развитие учащихся, формирование самооценки и др.);

  • насколько удачно решается автором (авторами) задача формирования способа познания и универсальных способов деятельности, характерных для изучаемой области, задача отображения целостности окружающего мира, места изучаемого предмета в системе знаний;

  • наличие (отсутствие, недостаточность) вводных глав, содержащих постановку проблемы, и заключительных глав обобщающего характера;

  • наличие (отсутствие, недостаточность) материала для организации повторения, закрепления, обобщения изученного.

С этой целью по ходу изучения материала в «Дневнике» фиксируются замечания по методологии, методике и структуре изложения, в частности, отмечается:

  • выраженность мотивационного компонента;

  • целесообразность методики изложения материала (введение ключевых понятий, положений, законов и закономерностей);

  • выделение основного материала;

  • отражение внутрипредметных связей.

Особо отмечается опора на современные педагогические технологии, открываемые автором (авторами) возможности для:

  • реализации активно-деятельностных подходов (организации практической и лабораторной, экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.);

  • реализации коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией и т.п.);

  • индивидуализации обучения.


  1. Оценка дидактического аппарата. Оценка системы вопросов и заданий, иллюстративного ряда (включая схемы, таблицы, графики), справочного аппарата

Для оценки дидактического аппарата учебника по ходу работы с ним отмечается достаточность и качество предлагаемых в учебнике вопросов и заданий для:

  • отработки и закрепления материала;

  • углубления и обобщения материала;

  • работы с информацией;

  • организации деятельности практического характера;

  • организации самостоятельной работы;

  • организации проектной деятельности;

  • самоконтроля, самооценки.

Иллюстративный ряд учебника (включая схемы, таблицы, графики) оценивается с точки зрения его соответствия:

  • поставленным в учебнике учебным целям и задачам (удачность подбора для раскрытия основного замысла, расширения и углубления содержания курса, формирования интереса к предмету);

  • возрастным особенностям учащихся (обеспечение мотивации, необходимой наглядности, занимательности, запоминания учебного материала);

  • современным технологиям обучения (открываемые возможности для самостоятельного изучения материала, формирования навыка работы с разнообразной информацией).

По материалам каждой главы целесообразно делать также общий вывод об обоснованности и аккуратности использования иллюстративного ряда (сбалансированность текста и иллюстративного ряда, наличие/отсутствие ошибок, неточностей, небрежности в оформлении).

Для оценки справочного аппарата учебника целесообразно регулярно фиксировать его наличие и достаточность для решения основных педагогических задач, а также делать пометки относительно обоснованности его введения и аккуратности использования.


  1. Дополнения, примечания, комментарии

Для отражения дополнительных замечаний, не включенных в предложенную схему, пояснений, примечаний, комментариев оставлено свободное место в конце последней страницы дневника.


  1. Сравнительная оценка учебных достижений учащихся

В заключение следует отметить, отличаются ли результаты обучения по данному учебнику от результатов, обычно достигаемых Вашими учащимися, и если да, то они ниже или выше обычных. Необходимо также пояснить, связываете ли Вы это различие с качеством учебника и почему. Важно представить материал, который способствовал учебным достижениям учащихся.

I. Оценка содержания учебного материала по главам

Название главы Дроби

Оценка текста главы (структура, содержание, язык)



2.1. Научный уровень

Соответствие ФГОС ООО

Соответствует требованиям ФГОС основного общего образования

Соответствие ведущим методологическим подходам и концепциям данной науки

Обеспечивает комплексность школьного образования. У всех компонентов единый, дружественный ребёнку дизайн

Обоснованность и корректность использования научного аппарата: понятий, правил, определений, формулировок, теоретических положений и т.п.


Обоснованно используется

предложенный в учебнике научный аппарат,его соответствие современным общепринятым трактовкам и подходам.

Соответствие материала дидактическим принципам обучения: научности, последовательности, системности, наглядности, доступности и др.

Соответствует дидактическим принципам обучения

достаточность учебного материала;

  • наличии социально и личностно значимого содержания или его отсутствии, «наукообразии» текстов.

Направленность на реализацию образовательных, воспитательных, развивающих целей обучения

Основной акцент в данной главе делается на создание содержательных представлений о дробях, а также на формирование умений применять основное дроби для сокращения дробей, приведению к общему знаменателю

Обоснованность структуры и логики изложения материала, взаимосвязь отдельных глав


Особенность числовой линии курса заключается в том, что изучение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей. И в дальнейшем изложение материала о десятичных дробях строится на идейной, теоретической базе, сформированной при изучении обыкновенных дробей

Полнота и лаконичность изложения

Ёмкость, полнота и лаконичность изложения

яркость и образность изложения текста

представляют ли содержание и языковые особенности текста интерес для учащихся, вызывают ли у них эмоциональный отклик.

Возможности для репродуктивной деятельности учащихся

Возможности для репродуктивной деятельности учащихся значительны

Возможность для реализации межпредметных связей

Данный УМК позволяет реализовывать межпредметные связи

соответствие возрастным и психологическим возможностям учащихся

соответствует

Возможности осуществления уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Даёт возможность осуществлять уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Сбалансированность теоретического и практического материала главы

2.3. Значимость для развития личности учащегося



Направленность на формирование научного мировоззрения, иерархии ценностей, способностей к социальной адаптации и практической деятельности

УМК позволяет формировать

научного мировоззрения, иерархии ценностей, способностей к социальной адаптации и практической деятельности

Возможности для развития интеллектуальных, творческих способностей

Созданы условия для развития интеллектуальных, творческих способностей

Возможности для развития нравственной и эмоционально-чувственной сферы личности ребенка

Все необходимые возможности для развития нравственной и эмоционально-чувственной сферы личности ребенка имеются

Возможности для самостоятельного изучения учебного материала

Опыт показывает, что дети с удовольствием читают учебник самостоятельно

Возможности для прочного усвоения знаний учащимися

Созданы условия для прочного усвоения знаний учащимися

Возможности материала для организации контроля за усвоением знаний учащимися и самоконтроля

Имеются возможности материала для организации контроля за усвоением знаний учащимися

2.4. Познавательность материала




Наличие текстов расширяющих кругозор, углубляющих понимание и обобщающих знания учащихся

Имеются тексты расширяющие кругозор, углубляющих понимание и обобщающих знания учащихся

Направленность на развитие познавательной, активности учащихся

  • достаточно удачно решается авторами задача формирования способа познания и универсальных способов деятельности, характерных для изучаемой области, задача отображения целостности окружающего мира, места изучаемого предмета в системе знаний;

  • наличие вводных глав, содержащих постановку проблемы, и заключительных глав обобщающего характера

Возможности для пополнения практического опыта ребенка

Содержится материал для организации деятельности практического характера;

организации самостоятельной работы

Возможности для углубленного изучения предмета

Содержится материал для организации углубленного изучения предмета

2.4. Занимательность изложения

Возможности для развития интереса к предмету

Созданы условия для развития интереса к предмету

Увлекательность изложения

Изложение материала увлекательное


Привлекательность для самостоятельного изучения

Есть материал для организации самостоятельной работы


Соответствие возрастным особенностям учащихся

соответствует

2.4. Язык изложения

Ясность, точность, лаконичность в изложении учебного материала, четкость формулировок

Характерна емкость, полнота и лаконичность изложения или же чрезмерная детализация учебного материала

Яркость и образность изложения

яркость и образность изложения и наукообразие

Использование общепринятой терминологии, символики и условных обозначений

Замечания относительно языка изложения

нет

2.5 Особенности оформления

Целесообразность расположения иллюстраций

Целесообразно расположены иллюстрации

Цветовая гамма и шрифтовое оформление текста

сбалансированность текста и иллюстративного ряда

Использование условных обозначений

Удачное использование условных обозначений

Выделение основного и дополнительного материала

Выделен основной и дополнительный материал



Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии)

3.1. Методические подходы

выраженность мотивационного компонента

Имеется, но не во всех ситуациях

целесообразность методики изложения материала

Имеет место

Возможность для сочетания различных видов деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной

Сочетаются различные виды деятельности

Возможность для формирования навыков самообразования

Имеется

Возможность для осуществления репродуктивной деятельности учащихся

Имеется

Возможности материала для организации тематического и заключительного повторения

Имеется

Возможность диалогического изложения материала

Имеется

отражение внутрипредметных связей

Имеет место

3.2. Опора на педагогические технологии

Возможности для реализации личностно ориентированных технологий развития

Имеются

Возможности для реализации практической и лабораторной деятельности

Имеются

возможности для организации экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности

Имеются

Возможности для организации проектной деятельности

Созданы условия для организации проектной деятельности

Возможности для реализация проблемного обучения

Созданы условия

Возможности для организации совместной работы учащихся

Имеются

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Имеют место

Оценка дидактического аппарата (вопросы и задания; иллюстративный ряд, включая схемы, таблицы, графики; справочный аппарат)

4.1. Вопросы и задания: их достаточность и качество

для изучения и закрепления материала

+

для углубления знаний и обобщения материала

+

Для дифференциации обучения

+

для организации практической деятельности

+

для организации самостоятельной работы

+

Для организации контроля за усвоением знаний

+

для самоконтроля, самооценки

+

Какие вопросы и задания по трудности не соответствуют данному возрасту, почему

нет

Какие вопросы и задания необходимо дополнительно включить в главу, почему

нет

Какие вопросы и задания необходимо удалить из главы, почему

нет

4.2. Иллюстративный ряд, в том числе схемы, таблицы, графики

соответствие образовательным, воспитательным и развивающим целям и задачам


соответствует

соответствие возрастным особенностям учащихся


соответствует

Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций


+

соответствие современным технологиям обучения


+

Возможности для усиления наглядного восприятия


+

обоснованность и целесообразность расположения иллюстраций


+

Цветовая гамма иллюстративного ряда

+

Достоинства иллюстративного ряда главы

+

Недостатки иллюстративного ряда главы

-



4.3. Справочный аппарат главы


наличие и достаточность


достаточность

обоснованность и целесообразность использования

+

Возможности для формирования навыков работы со справочной литературой

+

Достоинства справочного материала


Применение для образовательных целей

Недостатки справочного материала


-

Комментарии, дополнения, примечания по оценке материала главы



5.1. Мнение, замечания и предложения по пройденному материалу главы

Какой учебный материал наиболее эффективно позволяет развивать мотивацию к учению, повышает интерес к предмету и расширяет кругозор, формирует навыки самообразования

Нестандартные методы сравнения дробей с разными знаменателями

Какой материал наиболее эффективно способствует формированию у школьников самостоятельного, творческого, аналитического мышления, развитию способности к сравнению, обобщению и т.д.

Задачи на дроби

Какой материал главы, в большей степени позволяет осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуализацию обучения, способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка

Сравнение дробей

Присутствуют ли ошибки в изложении

материала, и каков их характер

нет

Какой материал главы усваивается хорошо, эффективно способствует учебным достижениям учащихся, почему

Доли и дроби

Какие темы главы усваиваются плохо и почему

Сложение и вычитание смешанных дробей

Какие темы главы нуждаются в коррекции, доработке и почему

Сложение и вычитание дробей

Каким материалом целесообразно дополнить содержание главы и почему

Сложение и вычитание дробей, используя приведение к общему знаменателю(применяя НОК)

Какой материал главы целесообразно удалить и почему

-

В чем проявляются наиболее яркие учебные достижения учащихся при изучении материала главы

Понятие дроби тесно связано с жизненным опытом учащихся

Наиболее характерные трудности, возникающие у учащихся в процессе освоения материала главы

Изображение дробей точками координатной прямой

Наиболее характерные трудности, возникающие у учителя в процессе работы с материалом главы

Недостаточное количество заданий повышенной сложности

В какой методической помощи нуждается учитель при работе с материалом данной главы

-

II. Общие оценки и выводы о научном уровне

и педагогической эффективности апробируемого учебника


  1. Соответствие программе. Объем содержания учебника в целом соответствует

программе. Нуждается в коррекции объем следующих тем (глав) учебника: Гл. 2 Натуральные числа (Округление натуральных чисел). Гл.9 Действия с дробями (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.) Гл. 10 Многогранники

Наблюдаются следующие расхождения: нет

Наиболее перегружен научный аппарат следующих глав: Гл.4 Использование свойств действий при вычислениях, Гл. 10 Многогранники

Недостаточно нагружены следующие главы: _ Гл. 2 Натуральные числа (Округление натуральных чисел). Гл.9 Действия с дробями (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)


  1. Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику в целом

лучше обычно достигаемых результатов.

Основные наблюдающиеся различия состоят в следующем: результаты будут наиболее понятны в 6 классе при изучении понятия десятичной дроби и при совместных действиях с десятичными и обыкновенными дробями

и могут быть объяснены тем, что достаточно большой временной интервал между изучением обыкновенных и десятичных дробей

  1. Какой материал учебника в большей степени способствовал достижению качественно новых успехов учеников

Гл. 2 Натуральные числа, Гл. : Делимость чисел,гл.8. Дроби

Оценка текста учебника.

5.1. В научном отношении изложение материала соответствует

современным общепринятым подходам и трактовкам. Научный аппарат в целом адекватен стоящим учебным целям и задачам; уровень сложности и глубины изложения обоснован

Материал изложен грамотно и аккуратно

5.2. Доступность текста. В целом текст доступен пониманию

учащихся данного возраста. Языковые средства, лексика выбраны удачно



  • Достоинствами текста учебника являются:

соответствия:

  • возрастным познавательным возможностям учащихся;

- емкость, полнота и лаконичность изложения текста;

  • яркость и образность изложения текста;

  • языковые особенности текста представляют интерес для учащихся, вызывают ли у них эмоциональный отклик.


Основные замечания сводятся к следующим: учебник содержит недостаточно материала «из истории математики»

5.3. Познавательность и занимательность изложения. Для учебника в целом характерна сбалансированность учебного материала академичес-

кого характера с проблемным материалом, имеющим социальную и личностную значимость.

В учебнике: достаточно доступных и интересных учащимся текстов,

много, мало, достаточно

достаточно текстов, расширяющих кругозор учащихся,

много, мало, достаточно

достаточно текстов, заданий, углубляющих понимание,

много, мало, достаточно

достаточно текстов, обобщающих знания учащихся,

много, мало, достаточно

достаточно развивающих текстов и заданий,

много, мало, достаточно


  1. Оценка методологической схемы, методических подходов учебника.

6.1. Избранная автором (авторами) методологическая схема отвечает

особенностям методологии познания данной образовательной области и позволяет формировать характерные для нее универсальные способы деятельности.

6.2. Практика преподавания показывает, что использование избранной схемы и структуры изложения учебного материала способствует решению следующих педагогических - образовательных, развивающих, воспитательных задач:

--активизация самостоятельной познавательной деятельности, развитие учащихся, формирование самооценки

  • удачно решается авторами задача формирования способа познания и универсальных способов деятельности, характерных для изучаемой области, задача отображения целостности окружающего мира, места изучаемого предмета в системе знаний;

  • наличие вводных глав, содержащих постановку проблемы, и заключительных глав обобщающего характера;

  • наличие материала для организации повторения, закрепления, обобщения изученного.

6.4. Избранная методическая схема способствует достижению

  • качественно новых результатов обучения.

  • выраженность мотивационного компонента;

  • целесообразность методики изложения материала (введение ключевых понятий, положений, законов и закономерностей);

  • выделение основного материала.

6.5. Избранная методическая схема способствует повышению

эффективности освоения учащимися учебного материала, что может быть объяснено следующими ее особенностями: результаты обучения по данному учебнику отличаются от результатов, обычно достигаемых моими учениками выше обычных. Это различие связано в том числе и с качеством учебника

.

6.6. Избранная структура учебника и методика изложения способствует

индивидуализации обучения


  1. Оценка дидактического аппарата учебника.

7.1. Вопросы и задания. В учебнике вопросов и заданий для:


  • отработки и закрепления материала достаточно, их подбор является

продуманным, качество исполнения высоким


  • углубления и обобщения материала достаточно их подбор является

продуманным, качество исполнения высоким


  • формирования навыка работы с информацией достаточно, их подбор

является продуманным, качество исполнения высоким;

  • организации деятельности практического характера, достаточно их

подбор является продуманным качество исполнения высоким

  • организации самостоятельной работы достаточно, их подбор

является продуманным, качество исполнения высоким;

  • организации проектной деятельности достаточно, их подбор

является продуманным, качество исполнения высоким;

  • самоконтроля, самооценки достаточно, их подбор является

продуманным, качество исполнения высоким.

7.2. Иллюстративный ряд учебника в целом подобран удачно.

Его достоинствами являются: _объем, научная достоверность изображения объектов, схем и т.п._Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраци

7.3. Справочный аппарат в учебнике присутствует, составлен в основном

грамотно, полно

III. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника

Рекомендации по доработке

Актуальность и значимость учебника. В учебнике совмещены форматы и идеологии электронной и бумажной среды, в которых живёт современный учебник. Учебник жёстко структурирован

Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).

Соответствует требованиям ФГОС основного общего образования

Соответствует основному педагогическому назначению и возрастным особенностям учащихся.

Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота обслуживающего дидактического аппарата, заложенные возможности для организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для индивидуализации обучения).

Педагогическая эффективность.

Форма подачи учебного материала облегчает чтение учебника и усвоение информации, способствует эффективному формированию умения читать учебные тексты. Опыт апробации показал, что дети с интересом и удовольствием читают учебник не только по заданию учителя, но и самостоятельно

Продуманность и тщательность исполнения.

Общий вывод о пригодности для использования в практике работы школы, рекомендуемая область применения и направления доработки. Учебник эффективен для использования его в учебной деятельности

Подпись учителя-экспериментатора ___Поворова______________

Дата «__17__»мая2014г.





© 2010-2022